Интервью с преосвященным Сергием, епископом Барнаульским и Алтайским

0
316
Время на чтение 6 минут
«ВБ»: Интервью с преосвященным Сергием, епископом Барнаульским и Алтайским

Встречи с преосвященным Сергием, епископом Барнаульским и Алтайским, корреспондент «Вечёрки» дожидалась долго, со дня его назначения на должность: дел у владыки огромной епархии много.

- Ваше преосвященство, чем отличается Алтай от Каменской епархии, которой вы управляли ранее?

- В современном мире повсюду - одни и те же принципы устроения, взять Западную Европу, Россию или Китай. Их жители отличаются лишь языком и цветом кожи, мысли же и стремления - одинаковы. Но у каждого региона есть только ему присущая специфика, особенно у такого огромного, как Алтай. Бог тем и велик, что не лепит все по стандарту. Алтайский край похож и не похож одновременно на Урал и Зауралье, где я служил. Внешне здесь сразу заметна большая зажиточность сельского населения, я не видел умирающих в полном смысле слова деревень, все на плаву, да и уровень экономических показателей, хотя регион и считается дотационным, выше. Это во многом потому, что люди держатся за свое место на земле. Да, уезжают и с Алтая, но убыль населения здесь не катастрофична, как в других регионах. Это радует мою душу. Я - человек державного склада и хочу, чтобы страна наша не оскудевала главным своим богатством - людьми.

Прости и отпусти

- Сегодня вера всерьез испытывается на прочность конфликтами светских институтов с Церковью, компроматом, наводнившим Интернет. А если завтра среди прихожан храмов останутся лишь бабушки, не читающие газет, не бывающие в Сети?

- Есть определенная категория людей, которым обязательно надо видеть пятна, даже на солнце. Но я оптимист в этом смысле, церковь переживала кое-что и пострашнее в годы репрессий и гонений. Они не только не пошатнули веру в народе, но и очистили ее от людей случайных. И нынешняя накипь тоже схлынет, останется истина и истинно верующие в храмах. Молодым она не вредит, я убедился в этом, общаясь и с верующими, и с неверующими. Другой вопрос - мое личное отношение к раздуваемым скандалам. Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Громкими процессами не укрепить авторитета ни Церкви, ни людей, от ее лица создавших такой прецедент. Видимо, в прецеденте-то все и дело, кому-то хотелось его создать. Воздержусь от более жестких высказываний. Если бы меня спросили, я бы не стал принимать и закон об оскорблении религиозных чувств верующих, в котором нет никакой необходимости (полное его название - ФЗ «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». - Прим. авт.). Но раз закон принят - надо его соблюдать.

- Ваше преосвященство, модное нынче слово «модернизация» наверняка коснулось и Церкви. Последуют ли перемены вслед за вашим назначением преосвященным Барнаульским и Алтайским?

- Все, что кажется нам новым, основывается на прежних наработках и опыте поколений. И есть неизменные константы мира, к которым мы ничего не в состоянии ни убавить, ни прибавить. Церковь, богочеловеческий организм, не подлежащий временным воздействиям в угоду модным тенденциям и направлениям. Бог всегда один и тот же, вчера, сегодня и вовеки. Меняются только люди, передающие вечную истину Божью из поколения в поколение. С этой точки зрения Барнаульскую епархию ждут перемены, касающиеся увеличения числа священнослужителей и епископов в соответствии с программой и намеченными планами священноначалия - патриарха, Синода и Поместного собора РПЦ - в ближайшее время. Ради духовной наполняемости жизни народа, от которого Церковь отделить нельзя в отличие от государства.

- Барнаул - город ста наций. Многие его жители давно уже считают себя «гражданами мира». Не страдает ли, по вашему мнению, от этого аутентичность русской, титульной, нации?

- Да, увы, русские быстро, как никто другой в мире, теряют ее. Это плохо, ведь при этом рвутся связи с этносом, предками, родом, носителем которых каждый человек приходит в мир изначально. Это разделение установлено Богом со времен Вавилонского столпотворения, когда появились этносы и нации. Поэтому глобализацию в ее нынешнем виде можно назвать бунтом против Божественного предопределения. Только во Христе могут и должны теряться нации и этнические отличия. Как наставлял апостол Павел, в Нем все - братья и сестры, и «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Люди с набором качеств, направленных на конкуренцию и противостояние, объединяются под видом полезности и нужности, итог такого «объединения» - обострение застарелых конфликтов. Ничего хорошего такая глобализация не несет, я убежден в этом.

- Но ведь сколько угодно вокруг смешанных браков, в них растут дети, усваивающие одновременно ценности культур мусульманской и православной, например.

- Это попущено Богом, вероятно, в смешении кровей больше смысла, нежели в смешении экономических интересов разных стран. Но всех вопросов не решает и семейная глобализация. Знаю много межэтнических семей, в которых изначально заложен конфликт между родными людьми, бабушкой-мусульманкой и внучкой-православной, например, в отношении к жизни, религии, понимании Бога. Но мы люди, и должны договариваться, строить отношения, предотвращать конфликты.

- Как человеку, привыкшему к оперативной и доступной информации из Интернета, читать Библию с ее притчами и иносказаниями? Он ведь не поймет и отложит... Нельзя ли создать адаптированный ее вариант?

- Что значит - «не поймет»? Нам и математика не сразу дается, и азбука, и те же символы электронного общения. В любом учении «без труда не вынешь и рыбку из пруда», тем более, когда познаешь истину Божью. Библию как общемировое культурное достояние читать нужно. Какой бы сложной она ни казалась - необходимо дать себе труд, развернуть себя к ее пониманию, а не загонять ее символы великого и возвышенного мышления в рамки электронных. Органически не приемлю намеренного упрощения высокого. «Библия для детей»? Допускаю как подготовку ребенка к ее восприятию. Важно не остаться на этом уровне в дальнейшем в своих познаниях Бога и библейской истории. Но правильней - сразу читать «взрослую». Сегодня не дошло - завтра дойдет, обязательно...

- ...даже когда курс основ православной культуры в школе читает учительница математики на пенсии?

- Не важно, кто и в каком возрасте его читает. Учительница лишь инструмент передачи знаний. Если она делает свое дело добросовестно, то будет читать программный курс не хуже подготовленного верующего преподавателя.

«Война - не боевичок»

- Среди батюшек можно встретить сегодня рокеров, байкеров, поэтов, певцов. Есть ли у вас подобное увлечение?

епископ, кабинет- Священник может быть и байкером, и рокером, главное - не переборщить с экстравагантностью, не нарушить требований образа и чина, которому он должен соответствовать. Как может быть байкером водитель автобуса, скажем, но он обязан следовать заданному маршруту и одеваться по принятому дресс-коду. По чину ведет себя военный или полицейский, будь он хоть трижды байкер. Почему иным батюшкам желательно показаться иначе, не по-поповски? А у меня увлечение одно, и связано оно с Церковью. Люблю все церковное созидать, чтобы печать веры православной была на всем. Я не байкер, не писатель и не поэт, причем принципиально. И без меня так много всего написано, что уже и слово письменное обесценилось. Есть вред в таком «писательстве». По православному пониманию, желание жить напоказ - это гордыня. Гордым Бог противится, смиренным благодать дает.

- Какие фильмы вы смотрите, какие книги читаете?

Люблю правдивое кино про нашу военную историю, созданное людьми, очевидцами событий войны. Сейчас режиссеры ее искажают, снимая «войнушку» как вестерн, боевичок. Это безжалостно по отношению к нашим дедам и отцам. Михалков - и тот повелся, я его «Цитадель» смотреть не стал. Читаю же с удовольствием творения великих мыслителей, святых отцов, исторические романы - «Пётр I» Толстого, «Севастопольская страда» Мценского, «Тихий Дон» Шолохова, «Горькая линия» Шухова, «Тарас Бульба» Гоголя, Лескова, хорошо передающего переживания людей, ищущих Бога и Церковь.

- Что пожелаете барнаульцам в канун Дня города?

- Чтобы каждый понял и осуществил свое высокое достоинство и предназначение. Мы сотворены по образу и подобию Божию, Господь заповедовал: «Обратитесь в детей, их Царствие Божие». Ставьте себя на детское место, растите в себе восприимчивость к добру, спешите творить добрые дела в короткий отпущенный нам земной срок, заглушайте в себе низменные страсти, злобу и недоверие друг к другу. Как священник Божий, я хотел бы, чтобы люди не искали себе кумиров на земле, а доверили себя единому истинному Богу.

СПРАВКА «ВБ»

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) родился 29 августа 1957 г. в с. Троицком Орловской области. Кандидат богословия по кафедре гомилетики Московской духовной семинарии. 5 января 2004 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество. Служил в РПЦ в Эстонии, в отделе внешних церковных связей Московского патриархата, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем храма в Праге, епископом Каменским и Алапаевским. Почетный гражданин г. Нарвы.

Фото автора и Андрея Чурилова.

http://info-vb.ru/news/2013/08/29/vb-intervyu-s-preosvyascshennym-sergiem-episkopom-barnaulskim-i-altaiskim

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тамара Попова
"А кто я есть?"
Рассказ прихожанки зеленоградского храма
17.06.2006
Все статьи Тамара Попова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06