26 августа - день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, удивительного духовного писателя и учителя, одного из любимых святых нашего народа. Для священников и прихожан саратовского храма, освященного во имя этого русского святого и расположенного пока в приспособленном помещении, этот день - престольный праздник. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в 9.00 совершит Божественную литургию - но не здесь, не в этом временном храме, а в стенах строящегося. Постоянный храм во имя святителя Тихона подрастает на Первой Пролетарке, а временный находится на Второй: многие прихожане каждый день ездят мимо стройплощадки из Заводского района в центр на любимом девятом трамвае... В преддверии престольного праздника мы беседуем с настоятелем Свято-Тихоновского храма - со священником Александром Домрачевым.
- Отец Александр, в 2004 году Вы закончили семинарию и сразу стали настоятелем храма, которого, по сути, не было еще - было же помещение бывшего магазина на первом этаже жилого дома. Расскажите об этом моменте своей жизни поподробнее: что испытывали, на что надеялись, как представляли будущее?
- Сначала была растерянность, конечно, но потом вспомнил пословицу: «Глаза страшатся, а руки делают». Рядом сразу стали появляться люди - Сам Господь их посылал, наверное, - люди, готовые помочь: советом, делом, средствами. Вот Александр Григорьевич Богоявленский, наш алтарник, - электрик, всю жизнь проработал в трамвайном депо, чинил трамваи по ночам, а сейчас без него трудно представить наш приход. Он подошел ко мне сразу, когда мы первый молебен здесь служили: «Батюшка, может быть, вам помочь чем-то надо?». Потом Давид появился, прекрасный человек, он сейчас в Грузии живет. Его идея была - сломать стеклянную витрину, оставшуюся от магазина (вся стена, выходящая на улицу, была у нас стеклянная), и вместо нее сделать бревенчатый сруб. Потом появились Раиса Андреевна, баба Люба, да и много кто еще... Практически весь ремонт мы делали собственными силами - силами прихода, который по ходу дела и сложился. Мы, наверное, единственный храм в городе, в котором нет штатной уборщицы. Прихожане убираются сами, без лишних просьб и напоминаний, после каждой службы. И все время кто-то новый подходит: «Батюшка, благословите и меня помогать». В нескольких метрах от наших дверей магазин - за ночь с субботы на воскресенье бутылок, банок и прочего мусора скапливается достаточно, но прихожане заранее, до начала утренней службы, убирают площадку перед храмом.
- А теперь о тех, кто помогает средствами. Добывать деньги на строительство, на все прочее - это ведь едва ли не самое трудное для настоятеля. Как Вам это удается?
- Конечно, много приходится ходить по разным людям... Некоторые дают большие обещания. Я раньше по простоте душевной этим обещаниям верил, думал: вот как хорошо, будут у нас теперь средства и на проект, и на геодезию, и на забор. А потом эти люди куда-то терялись, все наши планы рушились, и надо было искать новых жертвователей. И тогда я вспомнил: не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения (Пс. 145, 3). Нужно полагаться на Бога, на святых, прежде всего на небесного покровителя нашего - святителя Тихона, Задонского чудотворца, а он обязательно пошлет помощь. Сейчас у нас есть трое надежных друзей - это не самые известные, не самые богатые в Саратове люди, предприниматели средней руки, но они помогают нам постоянно. Я старался не просто выпрашивать у них деньги, а сделать так, чтобы им самим это стало важно. Мы встречались, общались, я крестил их детей, рассказывал о наших проблемах, говорил, что весь район изменится, когда появится храм. В общем, никаких чудес не совершал - исполнял свои священнические обязанности. Самым большим благом я считаю то, что за эти годы наши друзья не только помогли нам, но и сами воцерковились: регулярно приезжают сюда, в храм, исповедуются, причащаются, детей причащают.
- Меня всегда удивляло: как это наши батюшки, не имеющие строительного образования, умудряются поднимать храмы? Как Вы во все это входили? С чего для Вас начиналось строительство?
- Решал проблемы по мере их поступления. Сначала долго оформлял земельный участок, ходил по кабинетам. Потом читал проект, разбирался в нем с помощью главного инженера одной строительной фирмы, которая нас постоянно консультирует. Постепенно все цифры в голове уложились: 31 свая, 200 кубов бетона, 92 плиты перекрытия... 600 тысяч кирпича уже положено, нужно положить еще 400 тысяч. Во все приходилось вникать. Сейчас я все время в разъездах: нужен песок - еду, прошу песок, благо есть уже люди, которые могут помочь с этим. Нужно железо, арматура - еду к другим людям. Такая вот жизнь.
- С негативным отношением к Церкви, к священникам не приходится в этих разъездах сталкиваться?
- Сталкиваюсь очень часто. Стараюсь не обращать на это внимания. Если спрашивают о чем-то - отвечаю. Предлагают полемизировать - полемизирую с удовольствием.
- Ваши прихожане в один голос говорят, что в храме сложился очень хороший, дружный, живой, отзывчивый приход, и видят в этом заслугу клира: Вашу и второго священника, отца Георгия Иванькова. Вы что-то специально делаете, чтобы сложилась община, или это получается само собой?
- Мы просто живем вместе. Вместе служим Богу, вместе трудимся, вместе чай пьем. Я стараюсь поровну всем уделять внимания: и тем, кто может помочь деньгами, и простым прихожанам, и тем, кто впервые входит в храм. С каждым побеседовать, ответить на его вопросы, как-то поучаствовать в его жизни, не забыть потом спросить, как дела, как здоровье, дети, внуки... Так все и удается - ничего сверхъестественного в этом нет. Люди знают: то, что они здесь делают, нужно им же самим. Им и Богу. Поэтому прихожанам здесь интересно, они чувствуют себя нужными.
- При храме действует воскресная школа, и детей в приходе много: скажите, эти ребята вырастут православными? Через двадцать, тридцать, пятьдесят лет будет кому прийти в Тихоновский храм на Первой Пролетарке?
- Конечно, будет. Я общаюсь с детьми - не только с теми, которых сюда приводят, но и с теми, кто уже сам приходит, сознательно: таких среди наших приходских ребят большинство. И вижу, что эти наши юные прихожане, подростки, находят здесь свой второй дом, получают здесь опыт общения. Кто-то начинает петь в хоре, кто-то уже читает на клиросе, кто-то помогает в уборке храма; мальчики прислуживают в алтаре. И в них уже можно видеть будущее Церкви.
Святитель Тихон известен своей просветительской деятельностью, и мы должны хотя бы в какой-то мере подражать ему здесь, в том месте, куда Бог нас поставил. Мы сотрудничаем с 43‑й «казачьей» школой (отец Александр в епархии отвечает за связи с казачеством. - М. Б.), а отец Георгий занимается с детьми в коррекционной школе № 6. Кое-кто из учеников «коррекционки» стал появляться в храме. Украдкой, озираясь, стесняясь (не такие ведь, как все!), но - приходят.
- Мы заговорили о святителе Тихоне Задонском. Что святой вносит в Вашу жизнь, какое духовное значение для Вас имеет то, что Вы служите в храме, посвященном ему?
- Каждую весну, перед началом строительного сезона, я езжу в Задонск, в Рождество-Богородицкий монастырь, к мощам святого, служу там молебен на начало благого дела. Конечно, я и раньше, до своего настоятельства, знал о святителе Тихоне. Но когда стал читать и его творения, и книги о нем, тогда меня поразили его смирение и деятельная любовь к людям. Необходимо, чтобы о нем знали. Мы раздали (и раздаем!) уже более двухсот дисков с фильмом о нем. Святителя Тихона мы считаем покровителем не только храма, но и всей Пролетарки, заброшенной, проблемной, криминогенной...
- Вопрос личный, но все же не только личный. При такой (типичной, конечно) занятости - как не утратить ту самую благую часть, которую выбрала тихо сидевшая у ног Христа Мария и о которой забыла заботливая, хлопотливая Марфа (см.: Лк. 10, 38-42)? Иными словами, где взять силы и время на внутреннюю, духовную жизнь?
- Времени действительно не хватает. Но - в этом счастье священника - многое восполняется богослужением. В Божественной литургии черпаешь силы и действительно общаешься с Богом.
Фото священника Макария Тагаева
Газета «Православная вера» №15 (491)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-08-23-08-43-21-zdes-kajdiy