Всё впереди

Настоятель Никольского храма в Базарном Карабулаке и благочинный Базарно-Карабулакского и Новобурасского округов Саратовской епархии священник Николай Протасов совершенно не склонен воспринимать свою молодость (27 лет) как некую «неполноценность» - для него это нормальный ответственный возраст. Его брату, священнику Сергию, служащему ныне в Аркадаке, и того меньше - 25, и он тоже настоятель и благочинный. Но я начинаю с возраста, потому что это, на мой взгляд, важно: братья Протасовы принадлежат к новому поколению. Поколению, не преодолевавшему запрета на веру и церковную жизнь, выросшему в условиях свободы...

Но в том-то все и дело: отсутствие запрета и прямого преследования - это совсем не так много на самом деле. Для того чтобы прийти ко Христу и Церкви, одной свободы уж никак не достаточно. Более того, свобода - колоссальное искушение. Многие ли из ровесников отца Николая и отца Сергия сумели воспользоваться ею правильно, то есть во благо - себе, людям и стране, наконец?

* * *

Храм святителя Николая Чудотворца р.п. Базарный Карабулак Братья Протасовы родом из Тамбовской области, из города Мичуринска, он же - в старину - Козлов. В нескольких километрах от этого городка стоит село Гавриловка, а в нем - храм Покрова Пресвятой Богородицы, действовавший всегда, и в советские годы тоже. В той же Гавриловке жили бабушка и дедушка будущих батюшек. Братья выросли в их доме. Дед был гончар: его глиняная посуда при всех властях находила спрос. Плюс большое деревенское хозяйство; дедушка с бабушкой никогда не вступали в колхоз, жили сами, воспитали шестерых детей.

- По вечерам дедушка читал нам вслух дореволюционную газету «Троицкий листок», у него была подшивка в переплете от школьного учебника, - рассказывает отец Николай, - там были жития святых, библейские истории. Все это сразу западало в память. А бабушка каждое воскресенье вела нас с братом в церковь.

Но тут мы должны провести важную черту, обозначить порог. Когда бабушка или мама водит маленького ребенка в церковь - это не удивительно. Малышей с родителями и бабушками в наших храмах много. А тех, кого уже не водят за руку - подростков, молодежи, - куда меньше.

По словам обоих братьев, их родители, дай Бог им здоровья, верующие люди, однако сыновей своих никогда к церковной жизни не принуждали. Сыновья сами утром поднимались и спешили на автобус - в Гавриловку, к отцу Димитрию.

Иерей Димитрий Быков служил в свое время на подводной лодке; там произошла авария и погиб его друг. Для будущего священника это стало решающим, поворотным моментом... По сей день отец Димитрий окормляет военных, не так давно установил в Гавриловке памятник воину Евгению Родионову. А еще этот батюшка обладает, по всей видимости, особым талантом привлекать и воспитывать юное поколение. Четверо из бывших его алтарников служат уже в священном сане, пятый семинарист. По словам отца Николая, школа отца Димитрия была по-военному суровой, но мальчишки почему-то не обижались на него и не оставляли своих послушаний - пономарского и клиросного. А иерей Сергий Протасов, с которым мы встретились чуть позже в Аркадаке, сказал, что у отца Димитрия он научился, помимо всего прочего, смирению и умению не скрывать свои недостатки, не пытаться казаться лучше, чем ты есть. И еще - человеколюбию, которое покрывало все... Вокруг отца Димитрия и сегодня много молодежи, подростков - обоим братьям­священникам и их супругам это известно, потому что они регулярно своего гавриловского батюшку навещают.

В Тамбове тогда еще не было семинарии; так братья Протасовы, младший за старшим, оказались в Саратове.

* * *

Отец Николай с матушкой Ольгой и дочкой КсениейВ 24 года отец Николай стал настоятелем храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в селе Подлесном Марксовского района:

- Этот приход мне очень дорог и близок по сей день. Мы не расстались, мы по-прежнему общаемся: многие прихожане из Подлесного приезжали уже к нам сюда, в Карабулак, и я тоже по мере возможности навещаю Подлесное. Любовь к первому в жизни приходу, к первой общине - она не может просто пройти, это очень глубокое, теплое чувство.

Впрочем, до настоятельства в Подлесном было послушание чтеца в Дергачах и диаконское служение в Саратове. За первые четыре года совместной жизни супруги Протасовы переезжали четыре раза - сначала вдвоем, потом уже с маленькой Ксенией. Это удел многих священнических семей, в этом смысле их можно сравнить с офицерскими. Везде - работают, только в Церкви и в армии - служат...

Спрашиваю супругу отца Николая Ольгу, как она представляла себе жизнь жены священника - перед тем, как выйти замуж за семинариста. «Никак не представляла - просто пошла замуж за человека, который был мне нужен, и все». В дальнейшем на все мои провокационные вопросы - не устала ли переезжать, не угнетает ли отсутствие собственного жилья (дом-то съемный!), каково выпускнице философского факультета в такой глуши - один ответ: «Это не проблема».

- Алтарник Никольского храма Игорь со своим семейством* * *

Карабулак, меж тем, встречал их неласково. Поначалу совсем не было жилья, не удавалось сразу переехать вместе - батюшка сам ночевал где придется. Зато был храм - Никольский, огромный, 1877 года постройки. Лет 40 кряду в его стенах пребывала поселковая пекарня, потом его, по словам местных жителей, пытались снести, да хлопотно оказалось - слишком крепкий. К приезду отца Николая храм был уже в целом восстановлен - трудами прежнего настоятеля, протоиерея Сергия Петриченко, и чин положения антиминса был совершен, но работы предстояло еще очень много.

- Когда я впервые его увидела, подумала: батюшка, да как же ты тут справишься, такой молодой?.. - это свечница Римма Михайловна о любимом настоятеле. - А он и газ нам провел, и выкрасил весь храм. Сколько мы тут мерзли, пока храм восстанавливался, сколько пыли проглотили, и вот, послал нам Бог награду!

Я расспрашиваю отца Николая, где он берет деньги, есть ли у прихода, у храма богатые друзья-жертвователи.

Свечница Римма Михайловна

- Богатых нет, откуда здесь богатые? С помощью районного начальства собрали предпринимателей, глав предприятий (какое-то производство здесь все же есть), я рассказал им о храме, о святителе Николае, озвучил цифру - 600 тысяч рублей на отделочные работы, - так и собрали.

* * *

В доме Протасовых полкомнаты занимает недавно кем-то подаренный настольный футбол. С этим футболом батюшку уже ждут в местном коррекционном интернате. О неизбалованных детях этого заведения отец Николай говорит, как бы удивляясь собственному чувству: «Я их прямо люблю... Удивительные дети, открытые, добрые, самым малым радостям рады. И никакого особого подхода к ним не надо, нужно просто быть искренним».

Что же касается других детей, подростков, молодежи - прихожанки, собравшиеся на четверговый акафист святителю Николаю, говорят нам, что благодаря отцу Николаю, который «умеет разговаривать и с малыми, и со старыми», приход заметно помолодел; что молодежь постоянно покупает в лавке православную литературу. Сам настоятель относится к себе трезво и говорит, что до отца Димитрия Быкова ему еще расти и расти. Трезвость необходима, однако ему уже сейчас не так мало удается. В приходе теплая, почти семейная обстановка. Молодость священника - не помеха тому, чтобы все стояло по местам, как положено: он - отец, глава, наставник, и у него «есть чему поучиться» (выражение бессменной клиросной Натальи Горчаковой, в прошлом воспитателя детского сада).

* * *

Как благочинный, отец Николай в ответе за Базарно-Карабулакский и Новобурасский районы. Это очень интересная старинная земля, она заселялась еще при государе Алексее Михайловиче. Здесь что ни село, то удивительная история. И сколько храмов было разрушено! Некоторые еще стоят - в руинированном состоянии: в Стригае, Ивановке, Гремячке, Кутьине. Нет средств, нет людей, производства нет, совсем захирела наша сельская местность, для кого это секрет? Но какой-то позитивный процесс все же идет: появилась надежда на возрождение храма Иоанна Златоуста в Ивановке, продолжается строительство в чувашской Казанле. Мы говорим с отцом Николаем о том, о чем не раз уже говорили с сельскими священниками: село селу рознь. В одном - как в Казанле, например - огромное стремление людей к вере, дружная активная община, священник востребован так, что его просто опустошают, а в другом селе тот же батюшка (многим приходится окормлять несколько сел) просто в отчаяние приходит: никому ничего не надо. А в третьем, глядишь, взялись что-то делать, собрали инициативную группу, написали кипу обращений... и не нашли общего языка, рассорились, разошлись, батюшку по традиции во всем обвинили. Тяжело все это?

- Тяжело, и бывают такие минуты, когда становится вдруг все равно. Безразлично. Это очень плохо, такого безразличия у священника не должно быть. Если случилось, надо себя из этого вытряхивать - хоть два пальца в розетку!

Розетка - метафора, но жизнь всегда найдет чем тряхнуть. Благочинному звонит один из священников. Звонящему предстоит отпевать человека, тело которого решено уже кремировать. Родственники утверждают, что такова была воля покойного. Но ведь кремирование - это совсем не по-христиански, православный человек должен лечь в землю, как быть?

- Убеждай, отговаривай! - волнуется благочинный. - Не слушают? А где они сейчас, эти родственники? Рядом с тобой? Дай кому-нибудь из них трубку... Здравствуйте, как вас зовут?.. Послушайтесь меня, пожалуйста. Православного человека в землю надо класть...

Результат неизвестен, зато мы, присутствующие, верим: минуты безразличия для отца Николая - это только минуты. Возвращаемся к теме «священник и сельский приход»:

- Священник должен в том селе жить, где служит, - убежден отец Николай, - он должен там же хлеб покупать, где его прихожане хлеб покупают. Одна жизнь должна быть. Тогда все получится. В селе священник всегда у всех на глазах, здесь не снимешь подрясник, не забудешь о том, кто ты, ни на минуту, но этого не надо бояться.

- Надеетесь долго здесь жить?

- Конечно! Очень хорошая земля, и люди очень хорошие. И храм - святителя Николая, моего покровителя.

Отец Сергий, матушка Татьяна, Тихон и Мося* * *

Едем в Аркадак. Это подальше: 240 километров от Саратова. Причем состояние дороги - чем глубже, тем хуже: после Ртищева начинается сущий экстрим.

Новости в крохотном городке невеселые. Закрыли последнее крупное предприятие, спиртовой завод, долгие годы моривший аркадакцев своими испарениями, однако дававший многим из них кусок хлеба. Двести человек остались без работы - куда денутся?..

Вознесенский храм, огромный, 1822 года постройки, один из немногих действовавших в советские годы. «Место намоленное. Все, кто к нам приезжает, чувствуют, как хорошо у нас здесь», - улыбается свечница Татьяна.

Настоятелю старинного храма, благочинному Аркадакского округа Балашовской и Ртищевской епархии иерею Сергию Протасову, как уже сказано, 25 лет. Он показывает мне стенд - историю храма. Вот братья Гудковы, отец Иоанн и отец Феофан (до пострига отец Николай), оба похоронены за алтарем храма, обоих здесь, в Аркадаке, помнят и почитают. Вот старый регент Иоаким Леонтьевич, о нем еще предстоит все разузнать. А это - иеромонах Свечница ТатьянаВарсонофий, будущий Митрополит Саранский и Мордовский.

- Он родом из этих мест, из Малиновки, - рассказывает батюшка, - и каждый год свою родину навещает. Служит там Литургию, потом обязательно сюда заезжает, в наш храм.

- Вы настоятель еще и в трех сельских приходах - плюс к Аркадаку. Как там, в селах, настроены люди? Есть желание вернуться к вере? Какая-то инициатива наблюдается?

- Где есть инициатива, там как раз и приходы есть. А в целом картина не радостная. Приезжаешь в село - и видишь: если и собрались люди, то только из вежливости.

Батюшка рассказывает о споре с одним продвинутым обитателем далекой Перевесенки. «Вместо того чтоб реально людям помогать и восстанавливать разрушенное хозяйство, вы служите молебны и думаете, что Бог за вас все сделает», - говорил этот человек.

- А я ему в ответ пытался объяснить: Бог за нас ничего не сделает, но то, что построено без молитвы, развалится непременно.

Не стоит искать утешительные и подбадривающие слова: вы еще так молоды, только начинаете, наберетесь опыта, все наладится... Отец Сергий в Аркадаке не первый и не единственный, здесь всегда были хорошие священники. Если человек сам о себе не задумается всерьез, никакой священник его не подвигнет. Стукнуться о глухую стенку придется еще не раз и не два. Кстати, что касается денег и жертвователей - в Аркадаке с этим еще хуже, чем в Карабулаке:

хор Вознесенского храма- Есть у нас один предприниматель - вряд ли он хочет, чтобы я его сейчас назвал, - он глубоко верующий человек, и вся семья у него верующая, и он помогает нам, чем может. А больше пока у нас никого нет. Спиртзавод помогал, пока работал.

Нынче, однако, праздник - День православной книги, день выхода в свет печатного федоровского «Апостола». Поэтому мы с отцом Сергием идем в городскую библиотеку на встречу со старшеклассниками. Я знакомлюсь с маленьким хором Вознесенского храма: он тоже принимает участие в мероприятии, и вот старшеклассники - впервые, наверное, в большинстве своем - слышат «Свете тихий святыя славы». Задача батюшки на сей раз - убедить юных питомцев Интернета в том, что и книги тоже надо читать, что без них человек неполноценен.

Как все же много общего у братьев Протасовых! Отец Сергий тоже не может забыть свой первый приход - в Красноармейске, и его там не забыли. Дети из тамошнего детского дома вместе с воспитателями приезжали к своему батюшке и к аркадакским прихожанам на Пасху, и не с пустыми руками: с праздничным спектаклем, который всем здесь очень понравился. И в этом году ребята тоже готовятся к поездке в Аркадак.

Отец Сергий со школьникамиСупругу отца Сергия зовут Татьяна. Она окончила регентское отделение Епархиального учебного центра, занимается с детьми на приходе и воспитывает трехлетнего Тихона, который, в отличие от своей тихой двоюродной сестренки Ксюши (той только бы прижаться к папе, больше ничего не надо), очень мало способен к пребыванию в покое. Что касается жилья, здесь у младших Протасовых преимущество: дом все же не съемный, он официально принадлежит приходу.

По здравому современному рассуждению, и в Карабулаке­то жизнь не подарок, а уж в Аркадаке и подавно. Но отец Сергий с супругой говорят, что им здесь нравится. Они вообще не любят большие города. А здесь тихо, здесь красивый лес, Хопер, зимой - замечательные лыжные прогулки, если только время на них удается найти.

А главное - они здесь, в Аркадаке, нужны. Это совершенно очевидно.

* * *

А ведь у этих братьев впереди вся жизнь! Какой она будет, какой плод принесет? Как бы ни нравился человек, какое бы ни производил впечатление, не загадаешь вперед, не скажешь с уверенностью: «Будет плод обильным и добрым». Всякое бывает. Иной человек начал хорошо, светло, радостно, а потом - перегорел, ожесточился сердцем, потерял Бога из виду...

Но с другой стороны - жизнь ведь их уже немножко проверила. И даже не немножко. Один отец Димитрий Быков с его военноспортивно­церковной дисциплиной чего стоил, а сколько им было тогда лет?.. И потом, три­четыре года в саратовской глубинке с ее бездорожьем и безнадежьем - вовсе не так мало...

Можно верить. И нужно молиться.

Журнал «Православие и современность» №25 (41)

Марина Бирюкова

http://www.pravmir.ru/bylo-by-xorosho-esli-by-srednevekove-prishlo-marat-gelman-i-protoierej-aleksandr-ilyashenko-sporyat-ob-oskorblenii-chuvstv-veruyushhix/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий