Русский философ и публицист Е.Н. Трубецкой писал: «В известном народном пересказе беседа Христа с самарянкой передается буквально так: "Она Ему говорит: как же я Тебе дам напиться, когда Ты - еврей; а Он ей в ответ: врешь, говорит, я чистый русский!" Рассказ этот всегда неизменно вызывает снисходительную улыбку по адресу темного, безграмотного простого народа. Между тем он выражает собою самую сущность той национально-мессианской психологии, которая, быть может, в еще большей степени увлекала людей высокообразованных и культурных».
Воистину «русский Христос» - это живая реальность русской культуры, один из столпов нашего мировоззрения. Строки Тютчева «Удрученный ношей крестной, / Всю тебя, земля родная, / В рабском виде Царь Небесный / Исходил, благословляя», написанные в 1855 г., любили буквально все - и Достоевский, и Толстой, и Соловьев, и Розанов, и Блок, и Бердяев, и Вяч. Иванов, и даже Рерих.
В ХХ в. златоуст Н. Клюев по-своему сформулировал главный тезис русского космоса: «И на плате солнца млечного / Лик прощающий Христа». Таково русское чаяние: всепрощение.
В праздник Преображения Господня резонно говорить о «русском Преображении». И о празднике, и о процессе, буде таковой нам заметен. Его, может, кто и не видит, но в душе народной оно, преображение, все-таки осуществляется, каким бы адом нам ни казалась сегодняшняя жизнь. Хотя сказано на все времена: много званых, да мало избранных.
Давайте поглядим, как много храмов возведено на Руси в честь этого двунадесятого праздника, именуемого в народе также «яблочным Спасом» или «вторым Спасом». Незабвенны лучшие стихи Пастернака, «Август», с его «золотом второго Спаса» (что за золото такое?!) И там же: «...вдруг кто-то вспомнил, что сегодня / Шестое августа по-старому, Преображение Господне». По-новому - 19 августа.
На Красной площади (хорошее название!) древнего города Переславля-Залесского на фоне древних же городских валов вот уже более 850 лет (!) белеет небольшой одноглавый храм. Заложен он князем Юрием Долгоруким в 1152 г., а достроен через пять лет уже при святом благоверном князе Андрее Боголюбском. В нем были крещены многие переславские князья, в том числе святой благоверный князь Александр Невский (1220). С 1945 г. в нем был открыт музей Александра Невского.
В городе Переславле великий Александр Ярославич Невский, внук Всеволода Большое Гнездо и правнук Юрия Долгорукого, был рожден и воспитывался, тут была его вотчина. Заболел и умер Александр по пути домой из Орды, куда ему пришлось отправиться для предотвращения карательного похода на Переславль монголо-татар.Свидетель времени основания города и всех последующих событий, коренастый, оглавленный шлемом Преображенский собор является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Северо-Восточной Руси владимиро-суздальской школы зодчества (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше). Некогда он был главным храмом города и усыпальницей переславских князей.
С этим храмом связана написанная для него знаменитая Преображенская икона, относимая специалистами Феофану Греку. Этот факт по значимости историки русской духовности ставят в один ряд с реставрацией Успенского собора во Владимире и восстановлением его росписи преп. Андреем Рублевым.
Что говорят об иконе искусствоведы? Композиция Преображения - традиционна. Действие происходит на горе Фавор, куда, по евангельскому рассказу, Христос поднялся с тремя ближайшими учениками и где предстал перед ними, излучающим свет. Вверху показан Христос в момент Преображения, которое художник передал, окружив Его фигуру двойной сферой и тройным остроконечным сиянием. Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». (Мф.17:2) На боковых вершинах горы изображены библейские пророки Илья и Моисей, предсказавшие явление Мессии. В нижней части композиции - ослепленные блеском и опрокинутые силой световых лучей апостолы, трое ближайших учеников Христа - Петр, а также Иаков и Иоанн Зеведеевы. Сказано: «Цветовой строй иконы подобен серебристо-голубому световому потоку, который тонким полупрозрачным слоем разлит по горам, яркими лазурными бликами струится по одеждам, сияет золотом на белоснежных ризах Христа».Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия. За 40 дней до того, как был предан позорной смерти за наши грехи, Господь открыл ученикам славу Своего Божества. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иеромонах Серафим (Роуз) учил: «В православной Церкви есть благочестивый обычай приносить на этот праздник фрукты для освящения; и это приношение Богу тоже имеет свой духовный смысл. Как фрукты зреют и спеют под лучами летнего солнца, так и человек призван духовно созревать и преображаться под влиянием света Божественного слова и таинств. Некоторые святые (как, например, преподобный Серафим Саровский) посредством животворящей благодати еще при жизни воссияли перед людьми этим несозданным Светом Божественной славы; и это еще одно указание нам той высоты духовной, к который мы, как христиане, призваны, и того состояния, которое нас ожидает - преобразиться по образу и подобию Того, Кто преобразился на горе фаворской».
Вспомянем еще одного судьбоносного защитника нашего Отечества, сокольничьего князя Дмитрия Пожарского, руководителя народного ополчения, освободившего в 1612 г. Москву от захвативших ее поляков. Памятник национальному герою России, «Родину спасшему, вслух говоря» (так поэт сказал о маршале Жукове, но мы вполне отнесем его слова и к князю Пожарскому) установлен у входа в Спасо-Евфимиевский монастырь древнего Cуздаля.
Князь скончался в 1642 г. на 65-м году жизни. Останки его покоятся в родовой усыпальнице, восстановленной в 2009 г. в этой обители, близ Спасо-Преображенского собора (1511), расписанного знаменитыми костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным; в храме этом почивают мощи пр. Евфимия, в серебряной раке, сооруженной в 1823 г. Здесь же находится весьма чтимая древняя Корсунская икона Божией Матери.А что на юге? Очень древний Преображенский храм есть в южнорусском красавце-городе Чернигове, «земле веселия и лада», который всегда был особо любим нашим народом и воспринимался как «детство Руси». Сюда в пещеры в 1069 г. пришел преп. Антоний, основатель Киево-Печерской обители, по приглашению местного князя Святослава Ярославовича - старец был в то время в опале и гонении, его преследовал киевский князь Изяслав.
Это - один из древнейших храмов Киевской Руси, усыпальница черниговских князей: Мстислава Владимировича, заложившего храм в 1034 г., Святослава, убитого в Орде Михаила Всеволодовича и других. Святой благоверный князь Михаил Черниговский отказался предать православную веру и пройти языческий обряд очищения огнем, за что был пытаем и казнен вместе со своим боярином Федором. По преданию, тела убитых бросили псам, но те даже не подошли к телам мучеников. В 1572 г. останки святого мученика, после его прославления, были перенесены из Чернигова в Архангельский собор Москвы.
Сделаем и такой немаловажный акцент: 28 января 1654 г. в своем Преображенском храме черниговцы единогласно приняли историческое решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией.
Многим известно выражение художника Михаила Нестерова: «Соловки - это место, где... Христос близко». Возведенный на островах Соловецкого архипелага в Белом море в 165 км от Северного полярного круга Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь овеян и славой подвижников веры, и славой ратной, и страданиями узников как давних веков, так и новомучеников. В XV в. православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали эти места для молитвенного уединения и пустынножительства. Ими и заложен главный храм Соловецкой обители, который был завершен уже в отсутствие игумена Филиппа Колычёва, в 1569 г., принявшего мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. 6 (19) августа 1566 г. храм освящен, а 8 (21) августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел, освященный в честь них. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь в 1591 г.«Русским Римом» называли Заонежский полуостров в Карелии в прошлом веке фольклористы и путешественники - за красоту его пейзажей, рукотворных деревянных церквей, часовен и крестьянских домов. Суровая мощь рубленых стен храмов Кижского Погоста сочетается с изысканностью силуэта и теневой узорчивостью покрытых лемехом глав. Преображенская церковь (1714) здесь поднимается на 37 метров. Принято говорить, что срублена она «без единого гвоздя». Только осиновая чешуйчатая одежда куполов - лемех - прибита коваными гвоздями, по одному на каждый лемех. На 22 куполах Преображенского собора - 30 000 лемехов, положенных на купола внахлест!Прекрасны Преображенские храмы разных эпох и стилей - в Белозерске, Рязани, Великом Устюге, Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре близ Лодейного поля, в Спасо-Преображенской Мирожской Заавеличской обители в Пскове. Многим знаком Преображенский собор в Санкт-Петербурге.Памятен русскому сердцу и кафедральный Преображенский собор в Белгороде, где покоятся мощи свт. Иоасафа Белгородского, а с марта с.г. - и обретенные недавно мощи новомученика Никодима Белгородского.
Завершим наш краткий обзор храмов «русского Преображения» возведенным в 2001-2004 гг. величественным кафедральным Преображенским собором в Хабаровске. Автору этих строк посчастливилось недавно подниматься на его 96-метровую колокольню, и молиться в нем на молебне с владыкой Хабаровским и Приамурским Игнатием, и идти от собора с митрополитом, а также участниками кинофорума «Золотой витязь» и хабаровчанами-прихожанами Крестным ходом в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Если поглядеть с вод Амура, собор предстанет яркой городской доминантой, эдаким русским воином в золотом шлеме, стоящим, как духовный форпост, на защите наших дальневосточных рубежей, словно символ русского преображения. Хранящий в себе, к слову сказать, икону Божией Матери «Порт-Артурская».Фото - Ю. Зайцев, Яндекс.фотки и автор