itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ОПК: с душой или формально?

Основы православной культуры 
0
207
Время на чтение 4 минуты

Школьный предмет Основы православной культуры по-прежнему вызывает много споров. Сегодня портал «Слово» представляет точку зрения православного священника. На наши вопросы ответил игумен Августин (Заярный), иеромонах Псково-Печерского монастыря.

- С точки зрения православного священника полезен ли школьный предмет ОПК?

- Конечно. Цель, которую ставит предмет, хороша. Детей надо воспитывать, прививать им понимание нашей христианской культуры.

- А справляется ли предмет с поставленной задачей?

- На мой взгляд, есть две основных проблемы. Во-первых, дети перегружены, в школе огромное количество предметов. У нас в школе было шесть уроков - мы считали, что это много. Сейчас у детей бывает семь, восемь, девять уроков. И в этом потоке информации изучать основы христианства детям довольно сложно.

Во-вторых, предмет призван донести религиозные основы христианства детям, в большинстве своем не имеющим живой веры. Что бы ни говорили о культурологической природе предмета, это все равно в своей основе религиозный предмет. Нам никуда от этого не уйти. На этих уроках мы сообщаем детям какие-то религиозные истины. Библейская история - это религиозная история. Историю Церкви не понять, если не иметь живой веры. Дети младшего школьного возраста целиком доверяют учителю и с легкостью, без сомнений принимают библейскую историю. Когда ребенок взрослеет, у него появляется критическое мышление, и он начинает с недоверием относиться к тому, о чем ему рассказывают на уроке ОПК. Например, к чуду Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков и они получили особые дары. Не имея живой веры, довольно трудно принять подобные истории, хотя для церковных людей эти истории по сути являются частью их жизни.

Поэтому неподготовленным детям, у которых неверующие родители и которые живут вне контекста христианской культуры, трудно воспринять такие вещи, особенно если учитель не очень хороший.

Кроме того, существует общая школьная программа. На ОПК ребенку говорят одно. На биологии ему говорят совершенно другое. Если заниматься этим серьезно в школе, надо стремиться к тому, чтобы это была цельная система. Но цельной системы не будет, потому что современная наука находится на таком уровне развития, что дарвинизм превалирует. А дарвинизм практически полностью противоречит христианскому взгляду на многие вопросы.

Еще одна большая проблема - люди, которые его преподают. У нас на сегодня практически нет системы подготовки преподавателей ОПК в масштабах страны. Ведь для того, чтобы преподавать интересно, нужен талантливый профессиональный учитель. Таких очень мало в стране. Их, может быть, на всю страну человек двести. У нас в Печорах, например, монастырь, поэтому очень много церковных преподавателей - но при этом хороших учителей ОПК два человека. А в городе четыре школы. Кого будут ставить преподавать ОПК? Учителей физкультуры или литературы. При этом у нас огромное количество регионов, которые от Церкви далеки. Храмов во многих городах нет.

На мой взгляд, если мы хотим достигнуть цели, которую ставит перед собой ОПК, надо идти в другом направлении. Те силы, которые тратят на ОПК, лучше бы потратить на воспитание детей вне школьной программы. Нужно, мне кажется, в общецерковном масштабе создавать какие-то детские организации, движения, которые бы были интересны детям. Создавать всевозможные кружки для детей разного возраста, от маленьких до старшеклассников. Ходить с детьми в походы, делать летние лагеря, заниматься с ними творчеством, проводить всевозможные фестивали и т.д. И попутно приобщать детей к Церкви, говорить с ними на темы, которые поднимаются на ОПК. Но, к сожалению, очень мало людей, которые могут детей повести за собой в Церковь. И это основная проблема.

- ОПК обязаны преподавать светские педагоги, не священники. Могут ли они грамотно раскрыть все темы, не являясь воцерковленными людьми?

- Я считаю, что здесь благодать священства не имеет решающей роли. Я знаю священников, которые не могут детям слова сказать, и знаю светских преподавателей, которые могут детей зажечь. Тут вопрос не в сане, не в благодати. Вопрос в таланте преподавателя и в личной воцерковленности. Чтобы это было здраво, чтобы не было сюсюканья сопливого. Чтобы это было настоящее христианство. Крепкое. Твердое. Радостное. Чтоб детям радость передать, не систему запретов, а раскрыть христианство изнутри, ведь это религия радости! Что это не мракобесие или отсталость. И что Бог не на облаках сидит. А донести это до ребенка можно тогда, когда учитель будет его в хорошем смысле провоцировать на поиск, ставить перед учениками какие-то вопросы, а ученики будут искать на эти вопросы ответы. Но это тогда уже получается не совсем ОПК. Потому что ОПК - это учебный предмет: есть учебный план, есть учебник. И учитель должен сегодня пройти определенную тему. Тут не предполагается каких-то особых дискуссий, обсуждений. Вот в этом и проблема.

- Как стоит организовать преподавание ОПК, чтобы минимизировать негативные последствия от обучения у не очень грамотных педагогов?

- Если подходить формально к этому вопросу, то все, что делается сегодня - это нормально, никакого особого вреда нет. Если по сути, то ничего сделать нельзя. И как это изменить в рамках школьной программы, я не представляю. Я думаю, нужно идти другим путем - тем, о котором я говорил. Также я считаю, что нужно работать с родителями. Все равно основное воспитание, в том числе религиозное, дается ребенку не в школе, а дома. Бывают такие дети, в которых что-то загорелось, Господь посетил. Они ходят в храм, а родители не ходят. Но таких мало, в основном все зависит от родителей. Мы должны заронить зерно, а дальше ребенок растет, думает. Но опять же, это нужно делать не формально, нужно "зажечь" ребенка.

- Что делать родителям, детям которых ОПК преподает невоцерковленный педагог?

- Если это церковные люди, у них есть два пути. Первый - чтобы ребенок вообще не ходил на этот предмет, а родители все будут восполнять дома сами. Второй - все те ошибки, которые делает преподаватель, исправлять дома. То есть нужно постоянно обсуждать уроки, которые посещает ребенок, и если окажется, что преподаватель сказал что-то неверно, исправить это в домашней беседе.

Беседовала Анна Волкова

http://www.portal-slovo.ru/topic/47047.php

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Августин (Заярный)
О монашеском призвании и
океане тайны духовной жизни
07.09.2020
"Самое главное - понимать волю Божию о себе"
Интервью с иеромонахом Августином (Заярным)
29.03.2006
Все статьи Иеромонах Августин (Заярный)
Основы православной культуры
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04