Начался Успенский пост - короткий, но строгий, строгостью своею равный Великому посту. И вновь встанет перед нами вопрос: что и как нужно делать, чтобы установленный Церковью пост не сводился для нас к ограничению в питании? Чтоб само это ограничение стало не просто соблюдением запрета, но именно средством к достижению цели духовной?
Книга «Вот пост, который Я избрал», составленная кандидатом богословия Василием Черновым, - это своего рода хрестоматия, которая поможет найти ответы на многие наши вопросы о посте. Она посвящена всем постам Православной Церкви, и однодневным, и многодневным; содержит историю установления каждого поста, рассказывает о событиях Священной истории, с которыми этот пост связан. В книге много фрагментов из святоотеческих творений, много пастырских наставлений и проповедей. Мы узнаем, что писали и говорили о посте, о его смысле и целях, о почитаемых постом событиях такие служители Церкви, как святители Григорий Палама, Иоанн Златоуст, Лев Великий, а также столпы Русского Православия: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Херсонский, Тихон Задонский, более близкие к нам во времени Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Сурожский Антоний...
Очень важным представляется то, что книга подробно знакомит нас с богослужением постных дней. Церковнославянские тексты приводятся с переводом.
Поскольку мы стоим на пороге Успенского поста, остановлюсь на главе, посвященной именно ему и празднику Успения Пресвятой Богородицы. На земле нет Ее останков: первая по воскресении Ее Сына Она была воскрешена телесно. Успение Богоматери - это тоже праздник победы над смертью, как и Пасха. Стихиры, которые поются на вечерне, накануне дня Успения, свидетельствуют об этих событиях: Егда изшла, Богородице Дево, ко из Тебе Рождшемуся неизреченно, бяше Иаков, брат Божий и первый священноначальник, Петр же, честнейший верховник, богословов начальник, и весь Божественный апостольский лик, явленным богословием песнословяще Божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше, радовахуся, Всепетая. Это было на земле, а вот что происходило в мире горнем - воспользуюсь на сей раз приведенным здесь же переводом на современный русский: ...величайшие из Сил небесных, со своим Владыкой прибывшие (...) превыше мира шествовали, и невидимо взывали высшим их полкам: «Вот, пришла всех Царица, Божия Отроковица, возьмите врата и Ее превыше мира поднимите, эту Матерь вечно существующего Света, ибо через Нее совершилось спасение всех поколений смертных...». Как это все же плохо - то, что мы зачастую не находим в себе сил быть внимательными во время богослужения или не даем себе труда познакомиться с праздничной службой заранее. Книга, о которой здесь речь, поможет нам в этом.
А что касается ее названия - это из книги пророка Исайи: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу (...) раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... (58, 6-7).
Неспособность спрятать крест
На страничке «Святые и подвижники» нашего епархиального сайта «Православие и современность» среди других значится и мирянин Николай Фиолетов. Немногие в Саратове сегодня помнят об этом замечательном человеке, ученом, которого так и не смогла сломить и поставить себе на службу безбожная власть.
Меж тем в наших церковных лавках и магазинах православной литературы можно сегодня купить его книгу «Очерки христианской апологетики» под редакцией доктора геолого-минералогических наук, профессора, протоиерея Глеба Каледы. Отец Глеб Каледа (1921-1994) происходил из той (совсем небольшой, увы) части русской интеллигенции, которая ни до революции, ни после нее не теряла связи с Церковью, хранила веру, передавая ее из поколения в поколение. Именно к такой интеллигенции принадлежал и профессор-юрист Николай Николаевич Фиолетов (1891-1943). Его отец был священником и очень хотел видеть сына в священном сане. Николай Фиолетов-младший учился в Саратовской семинарии, но покинул ее стены из солидарности с товарищами, несправедливо, по его мнению, исключенными из нее. Впоследствии он окончил юридический факультет Московского университета и стал специалистом по каноническому церковному праву: ярко выраженные духовные интересы по-прежнему определяли его жизненный путь. Николай Фиолетов оказался самым молодым из делегатов Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, восстановившего в России патриаршество; ему было 26 лет, и он стал секретарем отдела «Правовое положение Церкви в государстве». Символично и одновременно трагично то, что он много работал над проблемами взаимоотношений Церкви и государства в годы, когда «молодая республика Советов» топила Церковь в крови.
С 1922 по 1924 год Николай Николаевич преподавал в саратовском университете, участвовал в студенческом христианском движении, главным вдохновителем которого был Семен Людвигович Франк. Но атмосфера сгущалась, о вольностях такого рода нужно было забыть. В поисках пристанища - места, где можно было все же както жить и работать,- супруги Фиолетовы переезжают в Ташкент. Далекая азиатская окраина в тех исторических условиях становится чуть ли не центром духовной и интеллектуальной жизни России. Николай Николаевич знакомится здесь с сосланным митрополитом Арсением (Стадницким) - одним из трех претендентов на патриарший престол; со многими учеными, мыслителями тех лет, не имеющими шанса вписаться в советскую систему, но все еще преподающими в Среднеазиатском государственном университете. Здесь начинается миссионерская деятельность мирянина Фиолетова: на полуподпольных собраниях он читает лекции о христианской догматике, разъясняет молодежи Евангелие. Узбеки дают ученому русскому прозвание «мулла». В результате «мулла» остается без работы и становится «лишенцем» - изгоем нового советского общества. Недолгая работа в Душанбе (Сталинабаде), затем трехгодичная ссылка в Новосибирск. По окончании ссылки супругам Фиолетовым удается устроиться в Курске - Николай Николаевич преподает в педагогическом институте. Но здесь-то и происходит драма: во время лекции какой-то бдительный студент замечает на шее у профессора крест. Крест просто выскочил из-под воротника рубашки. На следующий день в институтской стенгазете появилась заметка о «профессоре с крестом на шее»...
Далее профессор перебивается случайными заработками и пишет свои «Очерки христианской апологетики». Что это за книга? «Апологет» в переводе с греческого - «защитник»; в первые века христианства апологетами называли тех, кто открыто и бесстрашно защищал новую веру, споря с ее античными критиками. Книга Николая Фиолетова - это, по сути, ответ той страшной атаке на христианство, которая началась не с русской революцией, нет; большевики подхватили и использовали то, что было уже наработано «прогрессивной европейской мыслью» до них, и перешли от теории к кровавой практике. Книга делится на две части: первая посвящена вопросам взаимоотношения христианской веры и естественных наук, вторая - вопросам христианской морали. «Попытки атеистической мысли опереться в своей борьбе с христианством на науку, - так начинает Николай Фиолетов первую часть, - ...покоятся не только на искажениях отдельных истин науки и истин религии, но и на извращенном понимании самой природы науки и природы религии». Надо сказать, что вопросы, которым посвящены последующие главы, - они ведь из нашего обихода не ушли и вряд ли скоро уйдут. Мы вновь и вновь слышим «А вот как же - эволюция, обезьяна, питекантроп...». Профессор Фиолетов поможет нам научиться отвечать и на эти вопросы, и на иные: о христианском видении человека, о смысле его земной жизни, об отношении христиан к труду, государственной власти, семье.
Николай Николаевич Фиолетов, человек, неспособный спрятать свою веру, как нательный крестик под рубашкой, умер от голода на одном из островов Архипелага ГУЛаг в 1943 году. Но как важно и как радостно для нас то, что его дело - исповедническое служение мирянина - не предано забвению.
Газета «Православная вера» №15 (491)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-08-15-10-48-20-o-poste