О посте: раздели с голодным хлеб твой

0
215
Время на чтение 6 минут

Начался Успенский пост - короткий, но строгий, строгостью своею равный Великому посту. И вновь встанет перед нами вопрос: что и как нужно делать, чтобы установленный Церковью пост не сводился для нас к ограничению в питании? Чтоб само это ограничение стало не просто соблюдением запрета, но именно средством к достижению цели духовной?

Книга «Вот пост, который Я избрал», составленная кандидатом богословия Василием Черновым, - это своего рода хрестоматия, которая поможет найти ответы на многие наши вопросы о посте. Она посвящена всем постам Православной Церкви, и однодневным, и многодневным; содержит историю установления каждого поста, рассказывает о событиях Священной истории, с которыми этот пост связан. В книге много фрагментов из святоотеческих творений, много пастырских наставлений и проповедей. Мы узнаем, что писали и говорили о посте, о его смысле и целях, о почитаемых постом событиях такие служители Церкви, как святители Григорий Палама, Иоанн Златоуст, Лев Великий, а также столпы Русского Православия: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Херсонский, Тихон Задонский, более близкие к нам во времени Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Сурожский Антоний...

Очень важным представляется то, что книга подробно знакомит нас с богослужением постных дней. Церковнославянские тексты приводятся с переводом.

Поскольку мы стоим на пороге Успенского поста, остановлюсь на главе, посвященной именно ему и празднику Успения Пресвятой Богородицы. На земле нет Ее останков: первая по воскресении Ее Сына Она была воскрешена телесно. Успение Богоматери - это тоже праздник победы над смертью, как и Пасха. Стихиры, которые поются на вечерне, накануне дня Успения, свидетельствуют об этих событиях: Егда изшла, Богородице Дево, ко из Тебе Рождшемуся неизреченно, бяше Иаков, брат Божий и первый священноначальник, Петр же, честнейший верховник, богословов начальник, и весь Божественный апостольский лик, явленным богословием песнословяще Божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше, радовахуся, Всепетая. Это было на земле, а вот что происходило в мире горнем - воспользуюсь на сей раз приведенным здесь же переводом на современный русский: ...величайшие из Сил небесных, со своим Владыкой прибывшие (...) превыше мира шествовали, и невидимо взывали высшим их полкам: «Вот, пришла всех Царица, Божия Отроковица, возьмите врата и Ее превыше мира поднимите, эту Матерь вечно существующего Света, ибо через Нее совершилось спасение всех поколений смертных...». Как это все же плохо - то, что мы зачастую не находим в себе сил быть внимательными во время богослужения или не даем себе труда познакомиться с праздничной службой заранее. Книга, о которой здесь речь, поможет нам в этом.

А что касается ее названия - это из книги пророка Исайи: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу (...) раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... (58, 6-7).

Неспособность спрятать крест

На страничке «Святые и подвижники» нашего епархиального сайта «Православие и современность» среди других значится и мирянин Николай Фиолетов. Немногие в Саратове сегодня помнят об этом замечательном человеке, ученом, которого так и не смогла сломить и поставить себе на службу безбожная власть.

Меж тем в наших церковных лавках и магазинах православной литературы можно сегодня купить его книгу «Очерки христианской апологетики» под редакцией доктора геолого-минералогических наук, профессора, протоиерея Глеба Каледы. Отец Глеб Каледа (1921-1994) происходил из той (совсем небольшой, увы) части русской интеллигенции, которая ни до революции, ни после нее не теряла связи с Церковью, хранила веру, передавая ее из поколения в поколение. Именно к такой интеллигенции принадлежал и профессор-юрист Николай Николаевич Фиолетов (1891-1943). Его отец был священником и очень хотел видеть сына в священном сане. Николай Фиолетов-младший учился в Саратовской семинарии, но покинул ее стены из солидарности с товарищами, несправедливо, по его мнению, исключенными из нее. Впоследствии он окончил юридический факультет Московского университета и стал специалистом по каноническому церковному праву: ярко выраженные духовные интересы по-прежнему определяли его жизненный путь. Николай Фиолетов оказался самым молодым из делегатов Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, восстановившего в России патриаршество; ему было 26 лет, и он стал секретарем отдела «Правовое положение Церкви в государстве». Символично и одновременно трагично то, что он много работал над проблемами взаимоотношений Церкви и государства в годы, когда «молодая республика Советов» топила Церковь в крови.

С 1922 по 1924 год Николай Николаевич преподавал в саратовском университете, участвовал в студенческом христианском движении, главным вдохновителем которого был Семен Людвигович Франк. Но атмосфера сгущалась, о вольностях такого рода нужно было забыть. В поисках пристанища - места, где можно было все же как­то жить и работать,- супруги Фиолетовы переезжают в Ташкент. Далекая азиатская окраина в тех исторических условиях становится чуть ли не центром духовной и интеллектуальной жизни России. Николай Николаевич знакомится здесь с сосланным митрополитом Арсением (Стадницким) - одним из трех претендентов на патриарший престол; со многими учеными, мыслителями тех лет, не имеющими шанса вписаться в советскую систему, но все еще преподающими в Среднеазиатском государственном университете. Здесь начинается миссионерская деятельность мирянина Фиолетова: на полуподпольных собраниях он читает лекции о христианской догматике, разъясняет молодежи Евангелие. Узбеки дают ученому русскому прозвание «мулла». В результате «мулла» остается без работы и становится «лишенцем» - изгоем нового советского общества. Недолгая работа в Душанбе (Сталинабаде), затем трехгодичная ссылка в Новосибирск. По окончании ссылки супругам Фиолетовым удается устроиться в Курске - Николай Николаевич преподает в педагогическом институте. Но здесь-то и происходит драма: во время лекции какой-то бдительный студент замечает на шее у профессора крест. Крест просто выскочил из-под воротника рубашки. На следующий день в институтской стенгазете появилась заметка о «профессоре с крестом на шее»...

Далее профессор перебивается случайными заработками и пишет свои «Очерки христианской апологетики». Что это за книга? «Апологет» в переводе с греческого - «защитник»; в первые века христианства апологетами называли тех, кто открыто и бесстрашно защищал новую веру, споря с ее античными критиками. Книга Николая Фиолетова - это, по сути, ответ той страшной атаке на христианство, которая началась не с русской революцией, нет; большевики подхватили и использовали то, что было уже наработано «прогрессивной европейской мыслью» до них, и перешли от теории к кровавой практике. Книга делится на две части: первая посвящена вопросам взаимоотношения хрис­тианской веры и естественных наук, вторая - вопросам христианской морали. «Попытки атеистической мысли опереться в своей борьбе с хрис­тианством на науку, - так начинает Николай Фиолетов первую часть, - ...покоятся не только на искажениях отдельных истин науки и истин религии, но и на извращенном понимании самой природы науки и природы религии». Надо сказать, что вопросы, которым посвящены последующие главы, - они ведь из нашего обихода не ушли и вряд ли скоро уйдут. Мы вновь и вновь слышим «А вот как же - эволюция, обезьяна, питекантроп...». Профессор Фиолетов поможет нам научиться отвечать и на эти вопросы, и на иные: о христианском видении человека, о смысле его земной жизни, об отношении христиан к труду, государственной власти, семье.

Николай Николаевич Фиолетов, человек, неспособный спрятать свою веру, как нательный крестик под рубашкой, умер от голода на одном из островов Архипелага ГУЛаг в 1943 году. Но как важно и как радостно для нас то, что его дело - исповедническое служение мирянина - не предано забвению.

Газета «Православная вера» №15 (491)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-08-15-10-48-20-o-poste
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06