itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ваххабиты на улицах Москвы

Массовые столпотворения на Ураза-байрам в столице выгодны сторонникам радикального ислама

Новости Москвы 
0
577
Время на чтение 8 минут

Ваххабиты на улицах  Москвы. Массовые столпотворения на Ураза-байрам в столице выгодны сторонникам радикального ислама

Все последние годы окончание священного месяца Рамадан в столице празднуется с большим размахом. С не меньшим размахом событие обсуждают в СМИ. Около центральной соборной мечети собираются десятки тысяч человек, одновременно молящихся на своих ковриках. Перекрывается трамвайное движение. В интернете блогеры пишут язвительные комментарии к фотографиям. Многие из них откровенно недружелюбного характера.

В этом году масла в огонь подлили истории с проверкой рынков, массовой облавой на мигрантов и специальным лагерем для них в районе Гольяново. Несмотря на то, что о проблеме мигрантов сегодня заговорили на самом высоком уровне, все понимают, что прошлогодняя история с перекрытыми улицами повторится. Московская мэрия в дни празднования Ураза-байрам ограничила движение по соседним с центральной мечетью улицам и вблизи другой мечети, около метро «Новокузнецкая». Многие коренные москвичи уже открыто задают друг другу вопрос: «Сколько еще это терпеть?»

Правда, в этом году мусульманам дают возможность массово собраться и на огороженных территориях. В частности, в одном из крытых павильонов выставочного комплекса «Сокольники» и на стадионе «Локомотив» в Черкизово. Но стояние на улицах тоже часть программы праздника.

Кстати, перекрытие движения в Москве - далеко не экстраординарный случай. Много раз в году улицы освобождают для проведения массовых политических акций или спортивных мероприятий. Но ни политики, ни спортсмены не вызывают такой реакции, как богослужения мусульман.

Понять москвичей не сложно. Религиозные праздники приверженцев ислама в Москве воспринимаются как чужеродный культурный элемент. Большинство молящихся составляют трудовые мигранты. Если в Казани или Уфе мусульмане после молитвы вернутся к своим обычным хлопотам и будут дальше работать на своей земле, то мигранты Москву воспринимают как территорию временного проживания. Без особой связи с культурой и историей города. Их родина в другом месте, там они собираются обустраивать свое счастье, а здесь они чужие, чего сами и не отрицают.

К тому же с каждым годом на улицах столицы все чаще можно встретить женщин, закутанных с головы до пят, и бородатых мужчин, похожих на исламских боевиков где-нибудь на Ближнем Востоке или в Афганистане. Модные гаджеты у них в руках не меняют впечатления у окружающих. У всех перед глазами пример стран Европы, где, пользуясь государственной политикой всеобщей толерантности, эмиссары террористических организаций уже свили себе гнездо и чувствуют себя более чем вольготно. Просыпаться под призыв муэдзина, как жители некоторых кварталов Парижа или Лондона, опасаться нападения «бородачей» москвичи не хотят. Тем более, что столица за последние годы пережила немало терактов и прочих преступлений, свершенных исламскими фанатиками.

Как считает ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин, сценарий развития ситуации в нашей стране может быть еще хуже, чем в Старом Свете:

- У России и Европы много схожих элементов и много различий. В странах Евросоюза существует свобода слова и свобода совести. Построить новую мечеть ничего не стоит. Так что мусульмане там не могут говорить о каких-то запретах. В то же время радикальные идеи находят благодатную почву среди мигрантов. Проповедники ваххабизма используют их обездоленность, бедность. Проповедники из Саудовской Аравии или Египта приобретают большой успех.

Но мигранты обездолены и в России, у них тоже очень плохие социальные условия. Только у нас сложнее построить мечеть, сложнее происходит взаимодействие с государством.

«СП»: - Получается, что ваххабиты имеют в России еще один козырь по сравнению с проповедниками-радикалами на Западе?

- В Европе, конечно, есть свои изъяны, связанные со слишком толерантным отношением к ваххабитам. Вот в Англии недавно был теракт. Но в целом, с помощью нормальной работы удается умиротворить исламскую умму. За религиозными общинами ведется наблюдение.

В России контроль тоже есть. Но у нас многие общины работают в подполье. Проследить их деятельность тяжело. Было бы логично открыть в Москве исламские культурные центры, которые бы легально работали. Пусть мигранты собираются в них, нежели по подвалам и квартирам. Это бы улучшило ситуацию.

Руководитель таджикского информационно-правового центра «Миграция и закон» в Москве Гавхар Джураева говорит, что сегодня социальное положение мигрантов активно подпитывает радикальные настроения в их среде:

- В принципе, молиться можно и дома. Но в массовых молитвах во время религиозных праздников можно увидеть желание встретиться со своими соплеменниками. Социальные условия вынуждают мигрантов собираться большим числом, чтобы почувствовать единство. Конечно, это неправильно, когда толпы людей перекрывают улицы. Никакая миграция не должна беспокоить коренных жителей. Я разговаривала с одним татарином, который сказал: «Из-за ваших мигрантов я не могу ходить в мечеть».

«СП»: - В Москве проходит много политических или просто спортивных массовых мероприятий, когда перекрывают улицы.

- По прогнозам социологов, мигрантофобия будет расти. Одно дело - общие праздники москвичей, другое - молитва мигрантов. Молитва - это хорошее дело, к ней надо относиться бережно. А большое скопление молящихся напрягает других. Надо делать так, чтобы не перекрывать улицы, не останавливать трамваи.

«СП»: - Насколько велико сегодня среди мигрантов влияние радикального ислама?

- У нас есть опыт Европы, где мечети использовались политическим исламом. К сожалению, проследить за всеми, кто ходит в мечеть, невозможно. И в наш центр приходили люди с проповедями, которые никак не вписываются в нашу национальную культуру. И это пугает. Было ощущение, что проповедники пытаются увязать нас с исламской культурой, а национальную культуру объявить уходящей. Но человек, который не имеет национальной культуры, со временем дичает.

По мнению члена экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Романа Силантьева, нынешней напряженности в столице можно было бы избежать. Но проблема в том, что власти уделяют недостаточное внимание религиозной жизни столицы.

- Среди столичных мигрантов есть разные люди. Но в целом доля ваххабитов среди мигрантов в Москве больше, чем в среднем по России. Эта проблема многими поднималась. Даже Рамзан Кадыров говорил о том, что в столице много ваххабитов среди мусульман. Но муфтий Равиль Гайнутдин, как мне кажется, на это закрывает глаза.

«СП»: - Почему же власть почти не замечает ваххабитских проповедников?

- Правоохранительные органы Москвы и Подмосковья довольно часто проводят облавы в ваххабитских общинах. Нельзя сказать, что работа не ведется. Тем не менее, ваххабиты сегодня выдавливают традиционных мусульман из мечетей. Вот здесь власть должна сказать свое слово. Надо сделать так, чтобы мечети вернулись к умеренным мусульманам. Это совершенно ненормальная ситуация, когда в основных мечетях находятся люди непонятной религиозной принадлежности. У нас даже центральная соборная мечеть сегодня под управлением гайнутдиновского Духовного управления мусульман европейской части России. А до 1990-х годов эта мечеть была у Центрального духовного управления мусульман. Надо вернуть мечеть исконному владельцу. Это оздоровит ситуацию в Москве.

Пока же складывается впечатление, что кто-то будто специально устраивает эти религиозные «флешмобы», чтобы потом сказать: «Смотрите, сколько людей собралось».

«СП»: - Радикальные настроения мигрантам внушают в Москве?

- Именно так. На это часто жалуются представители духовенства стран Средней Азии. Они говорят: «Из дома к вам эти люди уезжают нормальными мусульманами, а к нам возвращаются ваххабитами». Действительно, почти все московские мечети охвачены ваххабитской пропагандой. Были рейды правоохранителей. Из мечетей вытаскивали пропагандистов террористической организации Хизб ут-Тахрир*. Так что никакой религиозной безопасности у нас нет.

«СП»: - Есть ли у нас в стране положительный опыт борьбы с ваххабитами?

- Рамзану Кадырову это удалось в Чечне. Ваххабитам просто объяснили, что им лучше в республике не жить, а отправиться со своими идеями в какой-нибудь Вазиристан. На мой взгляд, так надо сделать и на всей территории России. Если вы хотите строить халифат, то вам не сюда. Лучше уезжайте в Пакистан, в Египет, в Афганистан, но в России вам не рады. Мигрантов с ваххабитскими идеями надо депортировать и пожизненно закрывать въезд в страну.

Руководитель Поволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований в Татарстане Раис Сулейманов считает, что для борьбы с радикальным исламом необходимо использовать опыт представителей традиционного ислама. Но для начала власть должна определиться с тактикой своего поведения.

- В Уфе, Казани и Махачкале просто больше мечетей, чем в Москве. В Казани, к примеру, 62 мечети. Но на Уразу-байрам там тоже много людей на улицах. Однако в Казани или Уфе это не используют для политических спекуляций. А вот в Москве, на мой взгляд, это активно делают. Есть масса примеров, когда богослужение на Проспекте Мира используется как демонстрация силы.

Решить эту проблему взялся другой муфтий Москвы Альбир Кырганов, который относится к Центральному духовному управлению мусульман. Он предложил собрать людей на стадионе. Намного лучше, когда люди просто помолятся и разойдутся, чем когда будут перекрывать улицы. Но Гайнутдин будто стремится, чтобы люди молились на улицах.

Получается, что большое скопление людей становится фактором спекуляций в отношениях с властью и другими гражданами. Мол, давайте строить новые мечети.

Естественно, жители Москвы возмущаются. Они видят ухудшение криминогенной обстановки из-за мигрантов, залитые кровью дворы во время жертвоприношений.

При этом в Казани люди тоже молятся, тоже не умещаются в мечетях. Но вряд ли целесообразно строить новые мечети ради большого сбора раз в год. Муфтий Кырганов предложил цивилизованный выход: собрать всех в закрытых помещениях на два часа. Но Гайнутдин настаивает на уличных молениях. Я думаю, власти должны определиться с правильной тактикой.

«СП»: - Может, напряжение в столице связано с тем, что москвичи опасаются именно проявления силы мигрантов?

-В мигрантской среде много социальных причин для радикализации. Мигрант поставлен в такие условия, что он начинает думать: «Чем будешь радикальнее - тем больше шансов выжить». Поэтому среди мигрантов активно распространяется ваххабизм и другие радикальные течения.

«СП»: - Можно ли в Москве использовать опыт Татарстана в борьбе с ваххабизмом?

- Другого выхода и нет. Властям Москвы надо четко определить позицию. К сожалению, сейчас радикальные течения приобретают силу. Приведу один пример: известный террорист Саид Бурятский, который взрывал «Невский экспресс», воевал с Доку Умаровым, одно время служил при соборной мечети Гайнутдина. На мой взгляд, лучше поддерживать Альбира Кырганова, который говорит, что Москва - православный город, не заигрывает с мигрантами, сотрудничает с правоохранительными органами.

«СП»: - Может, к проповедникам радикализма надо применять более жесткое наказание?

- В России, к сожалению, очень либеральное законодательство в отношении распространителей религиозного экстремизма. Если человек выступает с идеями построения халифата, то самое большее ему могут присудить два года лишения свободы. И то только со второго раза, а на первый дают условный срок. А, к примеру, в Узбекистане за такое дают 12 лет. В США - 10 лет, в Китае - 15. В Узбекистане жестко борются с радикалами, и они переезжают к нам. Здесь они чувствуют себя вольготно.

Сейчас уже подрастает второе поколение мигрантов. Они родились в России, но абсолютно не интегрированы в общество.

* - Международная организация Хизб ут-Тахрир 14 февраля 2003 года была признана Верховным судом РФ террористической. Ее деятельность запрещена на территории России.

Фото: ИТАР-ТАСС

http://svpressa.ru/society/article/72245/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Все статьи Андрей Иванов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04