На средней Волге, в селе Сеготь, что в Ивановской области, стоит храм во имя преподобного Макария Унженского, Желтоводского (память 25 июля / 7 августа), с виду напоминающий обычный деревенский дом. Правда, не так давно у него появился купол, и то, что это церковь, стало как-то очевиднее.
![]() |
Служит в этом храме игумен Виссарион - или, как местные прихожане с теплотой называют его, Батька. Родом он из-под Ростова-на-Дону, из города Гуково.
Родился в православной семье. Когда Батьке было 5 лет, его представили отцу Науму[1] в Троице-Сергиевой Лавре - он тогда только начинал прием православных. Отец Наум поприветствовал его: «Пропустите, священник идет».
После службы в армии поступил Батька в Московскую духовную семинарию и 1981 году был рукоположен архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием в диаконы и в этот же год - в иереи.
![]() |
В 1998 году Батя был возведен в сан игумена, а через некоторое время убили на Чеченской войне его сына (служил в разведке). «Смертные» деньги за сына Батька пустил на крышу храма, так как старая была уже сильно поношенной и худой.
Батька - неунывающий священник, постоянно светится. А для уныния поводов хоть отбавляй. Храм очень старый, отопление печное - а объемы дров требуются немаленькие. В алтаре того гляди потолок рухнет, ведь бревна срублены 300 лет назад.
Начинается каждая служба у Батьки (а Литургия в храме практически каждый день) с натаскивания дров и протапливания храма. Потом принести воды и бегом на проскомидию. И всё это - при наличии диабета. Только удивление берет, как у него на всё сил хватает. Приход небольшой, и актив практически целиком женский, причем все пенсионерки - так что помощники такие, что порой сами в помощи нуждаются. Но они не унывают и смиренно, в мороз или зной, идут к своему Батьке и поют на клиросе девятым гласом - то есть каким получилось. Но дух там чувствуется, несмотря на девятый глас, так как люди молятся каждодневно и смиренно.
Недавно епископ Кинешемский и Палехский поставил приходу задачу - восстановить храм в полном объеме к 300-летнему юбилею, то есть в четыре года. И взгрустнулось люду приходскому... Какими силами и на какие средства поднимать «юбилеи»?.. А Батька опять не унывает, только просит молитв: «С Божией помощью купол поставили, с ней же и храм восстановим»!
![]() |
Что Господь не оставляет Своим попечением храм и приход, знают все прихожане. Худо ли, бедно - церковь понемногу восстанавливается, наполняется людьми, и даже председатель местного колхоза (будучи по вероисповеданию мусульманином) имеет периодическое попечение о церкви. А 7 августа 2011 года, в престольный праздник, замироточила храмовая икона преподобного Макария Унженского.
Местные говорят, что Батька - большой молитвенник. Да и мы, грешные, совсем не местных краев, имеем постоянные просьбы о молитве и вразумлении. Не помню случая, чтобы он от кого-то отмахнулся или обошел своим вниманием. Про Литургию в этом храме монахиня Феодосия, живущая при нем, говорит: «Она у Батьки - живая! Я это просто чувствую».
![]() |
Как-то (это было во время очередного моего визита к отцу Виссариону) на Литургии высунулся он из диаконовских врат и говорит своему клиросу с прикриком: «Ну что, колхоз, катавасию мне давай, катавасию... э-эх, колхоз!» Бабульки только улыбнулись: «Ща, батька, сделаем»! И опять затянули девятым гласом.
Андрей Савинов
[1] Архимандрит Наум (Байбородин).
http://www.pravoslavie.ru/put/63297.htm