В часе езды от Нью-Йорка, в
городке Джексон, обычно тихом, в этом году громко и
масштабно отпраздновали два юбилея: общерусский
-
1025-летие
Крещения Руси - и 75 лет со времени
основания Свято-Владимирского храма-памятника. И
пусть с меньшим размахом, чем в
Москве, Киеве или
Минске, но для православного и русскоговорящего
населения прилегающих к мегаполису штатов Нью-Йорк и
Нью-Джерси Владимирские торжества, после
продолжительного затишья, стали дорогим сердцу
праздником и теплым воспоминанием о родине -
для кого-то реальной, для кого-то исторической. А для
организаторов - Восточно-Американской епархии,
смело взявшейся возродить когда-то популярные
многолюдные празднества на Владимирской горке, на
которые собиралось до 6000 человек, - можно
сказать, «пробой пера».
В минувшее воскресенье на
общеславянский праздник в Джексон приехали
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит
Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион,
управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ
Наро-Фоминский
Юстиниан, иерархи РПЦЗ, представитель
Украинской
Православной Церкви - епископ Хотинский
Мелетий, викарий Черновицкой епархии; епископ
Квебекский Ириней - викарий Канадской епархии
Православной Церкви в Америке.
По случаю торжеств в
Свято-Владимирский храм были принесены три
чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
Путеводительница русского зарубежья -
Курская-Коренная,
мироточивая Иверская Монреальская (Гавайская) и
Почаевская.
Литургия совершалась на
церковнославянском и английском языках. По окончании
богослужения духовенство и паломники прошли крестным
ходом по территории храма-памятника.
Высокопреосвященнейший митрополит Иларион и
сослужившие ему иерархи совершили освящение воды.
* * *
|
|
Октябрьский переворот, Вторая
мировая война привели многих русских на
североамериканский континент. Завершив путь из Европы
у пристани Нью-Йорка, русские, украинцы, карпатороссы
принимались осваивать менее дорогие и агрессивные
пригороды Города Большого Яблока. Наиболее уязвимы
перед зарубежьем были эмигранты первой волны -
без денег, без знания языка; они присматривали землю
(так называемые фермы) в основном в Нью-Джерси. И
сейчас стоит выехать от Нью-Йорка, и дорога приведет
вас в монастырь Ново-Дивеево с прилегающими жилыми
домами, где поселились русские и украинцы, в общество
«Отрада», а дальше - на Толстовскую
ферму, откуда дочь писателя Александра Львовна после
Второй мировой неустанно - под свое имя -
«выписывала» на «свободные земли
Вашингтона» из немецких лагерей бывших своих
соотечественников. На Лонг-Айленде - городок
Си-Клиф с Серафимовским храмом и Казанским
неподалеку. По дороге на Трентон, столицу штата
Нью-Джерси, на одной из таких русских
«ферм» РОВА (Русского общества
взаимопомощи в Америке) русские организовали
Владимирское общество с целью построить особый
храм-памятник. Как сказал бы великий поэт:
«Здесь русский дух...» Кстати,
памятник
Пушкину находится неподалеку от
Владимирского храма. Потому как место вокруг
Владимирской горки, где в 1930-е годы русские купили
землю, задумывалось как русское поселение: с
православным храмом, Пушкинским парком с памятником
поэту, русской библиотекой, школой. Здесь казаки
устраивали праздники со скачками; работал ресторан,
на танцплощадке играла музыка, пары танцевали, дети
лакомились мороженым.
Протоиерей Георгий Зеленин
настоятельствует в храме архангела Михаила неподалеку
- в Патерсоне. И хотя к первым волнам эмиграции
батюшка не принадлежит, но, 23 года прожив в Америке,
помнит многолюдие Владимирских торжеств:
«В последние годы ремонт
храма оттеснил на задний план массовые праздники,
когда настоятели отменяли службы в своих приходах,
грузили хоругви, организовывали автобусы и привозили
"к Владимиру" своих прихожан. К концу
1980-х место стало оскудевать. В этом году
большинство приходов снова отменили службы и призвали
народ приехать и помолиться вместе в честь юбилеев
Крещения Руси и основания храма и тем самым
возобновить традицию не только местных Владимирских
торжеств, но и славянских, общеправославных.
|
|
Радует, что в этом году здесь
много молодых лиц. Это означает, что у Православия в
русском зарубежье есть будущее. Мы сердцем ощущаем,
что мы уже не "партизанский отряд",
который сидит в своем приходе, в своем
"лесу" и, как может, бьется с врагом рода
человеческого; сегодня мы - члены единой
большой армии, сплоченной православной семьи. К тому
же для меня, как для множества других людей, это
возможность повидаться со знакомыми, с которыми была
потеряна связь: люди получают назначения в другие
места, переезжают, переходят в другие приходы. На
таких неформальных праздниках мы делимся своими
радостями, скорбями, просим молиться друг о друге.
Интернет - это все-таки виртуальное общение,
которое никогда не заменит естественного
человеческого, когда ты видишь глаза
собеседника».
|
|
Справедливости ради отмечу, что
Свято-Владимирский праздник проводился все эти годы,
но по скромности своей напоминал больше приходской и
никак не общеепархиальный и не всенародный. Последние
действительно массовые торжества проводились в храме
в год Тысячелетия Крещения Руси.
Диакон Андрей Псарев из Джорданвилля часто приезжал на
Владимирские торжества будучи редактором
«Православной Руси». Здесь митрополит Иларион
рукоположил его в сан диакона в 2009-м.
«Сегодня была сделана
попытка максимально вернуться в 1950-е годы, к тому
народному подъему, который царил здесь в день святого
Владимира, ведь храм-памятник и задумывался как храм,
который объединял бы всех американцев славянского
происхождения. Надеюсь, что в Русской Зарубежной
Церкви будет восстанавливаться понимание того, зачем
мы здесь, в чем наша задача, больше будет вестись
соборного диалога между архиереями, духовенством,
прихожанами, мужчинами и женщинами, людьми разных
поколений», - говорит отец Андрей.
В 1938 году, в год празднования
950-летия Крещения Руси, по инициативе архиепископа
Виталия (Максименко) было решено ознаменовать юбилей
сооружением величественного Свято-Владимирского
храма-памятника в селении Кассвилль, которое позже
было переименовано в Джексон.
На том холме, где сейчас стоит
храм, в XIX веке находилась американская
пресвитерианская церковь, окормлявшая ранних
поселенцев этой местности. И хотя часовни сейчас уже
нет, но старое кладбище осталось, и земля пока еще
находится в собственности пресвитерианцев.
Заложили храм в 1940 году
архипастыри Русской Церкви в Америке: митрополит
Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко)
и епископ Макарий (Ильинский). Но некогда единая
Церковь скоро разделилась на три части -
Американскую, Зарубежную и Московскую. Архиепископ
Виталий вошел в Зарубежную Церковь, в чьем ведении с
того времени и находится храм-памятник.
Основой разработки проекта стала Преображенская церковь в
Переяславле-Залесском, а в основу внутреннего устройства
положен интерьер Свято-Владимирского собора в Киеве.
Впрочем, внутреннюю отделку, да и собственно верхний
Владимирский храм с венчающим его куполом, завершат только
в 1980-е годы.
Из-за Второй мировой войны
строительство было приостановлено. Работы по
сооружению нижнего храма возобновились в 1948 году
при новом настоятеле иеромонахе Антонии (
Медведеве),
будущем архиепископе Сан-Францисском, и продолжились
при следующем настоятеле протоиерее Василии
Мусине-Пушкине. К Тысячелетию Крещения Руси интерьер
храма был расписан известным иконописцем зарубежья
архимандритом Киприаном (Пыжовым). Иконостас, за
основу которого был взят Успенский храм Московского
Кремля, спроектировал и построил епископ Ирийский
Даниил (Александров), написавший и большинство икон в
иконостасе.
Евгений Иванович Плышевский
вспоминает, как в 1987 году, к Тысячелетию Крещения
Руси, покрывал золотом купол. Родился Евгений
Иванович в Белоруссии, жил в Якутии, с Украины во
время Великой Отечественной попал в Германию. Оттуда,
из лагеря Фишбек, в 1950-е годы семье удалось
перебраться в Америку. Свято-Владимирский храм был
тем местом, где 30 и 31 июля 1988 года Русская
Зарубежная Церковь проводила официальные празднования
при участии всего Архиерейского Собора и главы Дома
Романовых Великого князя Владимира Кирилловича.
А до юбилейных торжеств праздники
возглавляли три архиерея: архиепископы Виталий и
Никон (Рклицкий), из Джорданвилля приезжал епископ
Аверкий (Таушев) и молодой тогда иеромонах Лавр.
После литургии крестный ход шел на озеро, где
освящали воду.
Храма
с золотым куполом тогда еще не было. Был один
действующий нижний храм во имя святой княгини Ольги.
Заасфальтированная «крыша» этого храма и
служила той площадкой, на которой устанавливали
палатку, престол и совершали литургию.
Келейник Первоиерарха иеромонах
Тихон, до пострижения в монашество носивший имя
Владимир, был рукоположен в священный сан за
торжественной литургией 28 июля. «Удивительно
радостное чувство, воодушевление, которое охватило в
этот день всех участников праздника, коснулось и
меня, - говорит он. - Подобные торжества,
которые объединяют людей вокруг Церкви, вокруг
Евхаристии, особенно необходимы для молодежи, потому
что это единственное, что нас здесь, за рубежом,
может реально объединять, скреплять и не давать нам
рассеиваться, а существовать единым организмом,
который называется Церковь Христова».
|
|
Участники нынешних торжеств были
тронуты тем, что на праздник приехали и представители
дипломатического корпуса славянских государств. Тем
не менее торжества не были заформализованы,
заорганизованы, и даже Постоянный представитель
России при ООН Виталий Чуркин оказался в самом центре
событий, рядом с юными разведчиками, сжимавшими в
руках 75 голубей, приготовившись выпустить их в небо
под пение «Спаси Господи, люди
Твоя...»
И еще одно несомненное
преимущество юбилейных торжеств видится в том, что
каждый, кто вдали от родины ощущает свою культурную и
духовную связь с ней, смог найти здесь то, что ему
ближе: литургия, крестный ход, святость икон,
общение, трапеза и даже советские шлягеры и танцы на
природе...
|
|
Первые приезжавшие к восточному
побережью русские пришли сюда во избежание ужасов
безбожного большевизма. Третья и последующие волны
ехали сюда просто в поисках лучшей жизни для своих
семей. Им стоило не одно десятилетие построить этот
храм как свидетельство своей неизменной веры и любви
к Богу и России. И, как заметил епископ Хотинский
Мелетий, «те, кто думают, что людям нужны
только деньги, заблуждаются, потому что деньги
- без духовного сегмента -
обесцениваются. Обесцениваются не в смысле
финансовом, а в смысле вечности. Человек, который не
видит в этой жизни ничего, кроме материального,
- несчастный человек. И такие торжества
напоминают секулярному миру, что есть и здесь люди,
которые ищут вечного, непреходящего,
небесного».
Татьяна Веселкина
(Джексон, Нью-Джерси)
Фото автора
http://www.pravoslavie.ru/put/63197.htm