Очаг христианства на Северном Кавказе

Беседа с протоиереем Артемием Пономаренко

Северная Осетия (Алания) более тысячи лет является оплотом православия на Северном Кавказе. Скоро будет отмечаться 1100-летие Крещения Алании. Почти сто лет Осетия была лишена собственных духовных учебных учреждений. В 2014 году состоится первый выпуск возрожденного Владикавказского духовного училища.

О задачах стоящих перед училищем, о духовном образовании, об особенностях национальной духовной культуры, о потребности в духовенстве для служения в Осетии, о проповеди и богослужении на осетинском языке, а также о перспективах роста училища и планах преобразования в семинарию в интервью порталу РЕЛИГАРЕ рассказал проректор училища протоиерей Артемий Пономаренко.

- Отец Артемий, расскажите об истории училища, как оно появилось в настоящее время, и были ли у него какие-то корни.

Владикавказское православное духовное училище существует третий год. 6 октября 2010 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании было рассмотрено прошение архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (ныне митрополит Челябинский и Златоустовский) об открытии в Республике Северная Осетия - Алания духовного училища с целью ускоренной подготовки церковно - и священнослужителей для дальнейшего служения в осетиноязычных приходах. Несомненно, принятое Священным Синодом решение открыть во Владикавказе духовное училище, имело историческое значение. Оно еще раз демонстрирует стремление Православной церкви проповедовать Слово Божие всем народам на понятном, родном языке, и вместе с тем, подчеркивает особый статус Осетии, как исторического очага христианства на Северном Кавказе.

Но, несмотря на столь молодой возраст нашего учебного заведения, духовное образование во Владикавказе имеет глубокие корни. Известно, что Владикавказ конца XIX - начала XX века это не только административный, но и культурный центр Терской области. В городе действовали театры, библиотеки и целый ряд образовательных учреждений разного уровня, в том числе классические гимназии и даже кадетский корпус. Но ведущую роль в системе народного образования в Терской области занимали духовные учебные заведения. Среди них: Ардонская Александровская духовная семинария и Владикавказское духовное училище.

В 1887 году в селении Ардон Северной Осетии было открыто Александровское миссионерское духовное училище. Указом Сената от 20 сентября 1895 года оно было преобразовано в Александровскую миссионерскую духовную семинарию. С этого времени Ардонская семинария стала главным центром просвещения в Осетии, кузницей кадров не только осетинской интеллигенции, но и окрестного казачьего населения.

Уже в начале XX века в Осетии повсеместно в сельских школах работали выпускники Ардонской семинарии, а по всей Владикавказской епархии служили священники окончившие семинарию.

В течение своей недолгой истории Ардонская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения Осетии. Ее выпускники внесли неоценимый вклад в духовное и культурное развитие не только Осетии, но и всего Кавказа.

Среди ректоров Ардонской духовной семинарии было много выдающихся деятелей Церкви: первый ректор семинарии архимандрит Иоанна (Алексеев) - впоследствии епископ Пермский, архимандрит Димитрий (князь Давид Ильич Абашидзе) - впоследствии схиархиепископ Антоний, местночтимый святой Киевской епархии, архимандрит Пимен (Белоликов) - впоследствии епископ Семиреченский и Верненский, канонизирован в сонме Новомучеников и Исповедников Российских и многие другие.

Что же касается Духовного училища, то в 1887 году, по инициативе Преосвященного епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), из Моздока во Владикавказ было переведено духовное училище, которое состояло из четырех классов с годичным курсом обучения в каждом и одного приготовительного класса. В училище принимались дети всех сословий православного исповедания, причем дети духовенства зачислялись бесплатно.

Говоря о воспитанниках училища, нельзя не отметить, что здесь учились дети большинства духовенства Владикавказской епархии.

- Учебная программа имеет какие-то свои особенности?

Образовательный процесс в духовном училище осуществляется строго на основе учебных программ и учебных планов, утвержденных Учебным комитетом Русской Православной Церкви, и включает в себя 3 курса обучения. На весь период обучения студентам очного отделения предоставляется бесплатно общежитие и четырехразовое питание, кроме того, студенты очного отделения получают стипендию, размер которой зависит от успеваемости.

При этом наше училище дает своим студентам возможность постигать богословские и иные дисциплины в преломлении к особенностям национальной духовной культуры и языковой среде. Ведь в городах и селах епархии строятся новые храмы, а значит, есть потребность в проповеди и совершении богослужений и на осетинском языке.

- Из кого состоит преподавательский состав, где вы черпаете кадры? Преподает ли владыка лично и какую дисциплину?

Преподавательский состав Владикавказского духовного училища представлен священнослужителями и мирянами, среди которых, два преподавателя имеют звание доцента и один - звание профессора. Это высококлассные специалисты, знающие и любящие свое дело. За то недолгое время что существует наше училище, у нас сложился дружный коллектив. И во главе этого коллектива - ректор архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима. Однако, Владыка-Ректор не ограничивается исполнением лишь административных обязанностей, помимо общего руководства духовным училищем, он также преподает на втором курсе Священное Писание Ветхого Завета. Студенты имеют уникальную возможность не только прослушать курс лекций в изложении архиепископа Зосимы, но и задать интересующие их вопросы.

- Достаточно ли "мощности" училища для подготовки духовенства епархии, есть ли у вас планы по преобразованию училища в семинарию? Насколько велик в целом потенциал роста и развития училища?

Бесспорно, любое учебное заведение должно стремиться к дальнейшему развитию, и в первую очередь качественному развитию. Преобразование в семинарию это наша цель и мы постепенно к этому идем. Так, с сентября прошлого года при нашем учебном заведении действуют регентские курсы, которые в последующем будут преобразованы в отделение.

Но помимо целей развития у нас есть и ресурсы для дальнейшего роста. В первую очередь, я имею ввиду наш коллектив, который широко известен в научных кругах. Важно и то, что у нас наметились дружественные отношения с ведущими научными и образовательными центрами республики, в первую очередь, с Северо-Осетинским государственным университетом им. К.Л. Хетагурова и Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева.

Иллюстрацией потенциала нашего училища является и тот факт, что в мае 2013 года нами была организованна и проведена уже II Всероссийская научно-практическая конференция "Славянская письменность и культура как фактор единения народов России", приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры. Конференция имела большой научный успех. В ее работе приняли участие преподаватели высших светских и духовных учебных заведений, ученые из Северной Осетии, Москвы, Мурома, Нальчика, Пятигорска, Ставрополя, а также с Украины, представители духовенства, органов законодательной и исполнительной власти РСО-Алания. Участникам аналогичной прошлогодней конференции были подарены сборники материалов I Всероссийской научно-практической конференции ВПДУ "Православная Церковь в социально-культурных процессах России: история и современность", которые включают в себя 50 научных статей. Важно отметить, что данное издание стало первым религиозно-научным сборником в Северной Осетии.

- На территории вашего училища расположен храм, который строили родители патриарха Илии...

Вы правы, училище располагается на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм относительно молодой, но уже имеет свою историю. Он был открыт в 1947 году, и представлял собой небольшой саманный домик, ни чем особым не выделявшийся на фоне таких же жилых домов в этом районе города. Этот дом в трудные послевоенные годы приобрели на свои средства родители будущего патриарха Грузии Илии II Георгий и Наталия Шиолашвили и передали в дар Церкви. Со временем над домом был поставлен маленький купол, увенчанный крестом. На протяжении почти 50 лет это был один из двух действующих православных храмов на весь Владикавказ. В первые годы в Покровской церкви служил благочинный православных церквей Северной Осетии протоиерей Григорий Гончаров, выпускник Ардонской духовной семинарии, он приложил много усилий для того чтобы советские власти разрешили открыть здесь храм. Также первыми служителями были, поселившийся во Владикавказе после ссылки, протоиерей Александр Райнов, священники Емелиан Касимов, Алексей Зимарин и другие.

Только в 2002 году усилиями нынешнего настоятеля Покровского храма протоиерея Владимира Михайлова - духовника нашего училища - небольшая саманная церковь была перестроена в просторный каменный храм со всеми необходимыми для нормального функционирования прихода постройками. Сегодня в этом храме несут послушание наши студенты.

- Хватает ли училищу нынешних помещений и есть ли планы по расширению?

Наиболее актуальным для нас является реконструкция здания бывшей Ардонской духовной семинарии, которое на сегодняшний день находится в аварийном состоянии. В перспективе, при условии осуществления его капитального ремонта Владикавказское православное духовное училище могло бы переместиться в аудитории Аронской семинарии.

http://www.religare.ru/2_101924.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Филипп Щипков:
Все статьи автора
Артемий Пономаренко:
Очаг христианства на Северном Кавказе
Беседа с протоиереем Артемием Пономаренко
31.07.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019