Лев Платонович Карсавин (1(13).12.1882,
Санкт-Петербург - 20.07.1952, Абезь, Коми АССР) - выдающийся историк,
философ, один из глубочайших ученых и мыслителей XX столетия. В своих
многочисленных трудах («А. С. Хомяков», «Достоевский и католичество»,
«Восток, Запад и русская идея», «Путь православия», «О сущности
православия», «Европа и Евразия» и др.) он раскрывает свое понимание
русской культуры.
Мы остановимся на тезисах, выявляющих фундаментальные основания его
видения отечественной культуры. С позиции Л. П. Карсавина, русская
культура глубочайшим образом укоренена в православной традиции. Она
имеет православные духовные основы. Корень и душа русской культуры -
в православии. Восприятие человеческой жизни в неразрывной связи
с жизнью других персон и бытием всего мира, возвышенное устремление
к абсолютному, стремление к духовному преображению космоса и обретению
персональной целостности - эти и другие ценностные линии русской
культуры выводимы из ее православных истоков.
Следуя Л. П. Карсавину, Православная Церковь не может быть сведена
к «восточной» форме христианства как к одной из возможных конфигураций
христианской традиции. Православная Церковь - единственная вселенская
Церковь. Православие живет вселенской идеей творческого раскрытия каждой
церковью самобытного духовного содержания. При этом собственный
духовный труд восполнятся трудом других. Осуществление своих дарований
сочетается с созидательным преломлением и претворением духовных
достижений других православных церквей. Это и есть вселенская идея
соборности, православный путь вселенского соборного делания,
соработничества, когда духовные усилия одних восполняются творческими
устремлениями других.
Вселенско-православная идея с наибольшей полнотой была выражена сначала
восточными церквями, позднее церковью византийской, а затем русской.
Русская церковь, являясь национальной, во всей полноте воплощает
вселенскую православную идею. В связи с этим делается понятным заявление
Л. П. Карсавина о том, что Православная Церковь есть по преимуществу
Церковь Русская, ибо Русская Церковь живет совершенной вселенской
жизнью.
Следуя Л. П. Карсавину, православная традиция направлена на целостное
преображение культурной жизни. Культурная проекция
вселенско-православной идеи подразумевает раскрытие собственных
культурных дарований при их творческом восполнении другими культурными
мирами, единство культурной жизни при сохранении ее неповторимых черт.
Понятия и язык русской культуры обладают подлинно вселенским измерением,
поскольку культурная проекция вселенско-православной идеи целостно
осуществлена культурой русской.
Вслед за мыслителем можно отметить, что русская культура актуализирует
вселенское в особом, русском аспекте. Она выражает вселенскую идею
соборного духовного единства в многообразии. Обладая жертвенной
самоотдачей, русская культура способна воспринимать в себя самобытные
культурные начала и возносить их в соборное всечеловеческое единство.
Русская культура наиболее полно раскрывает универсальную ценность
всечеловеческого духовного единения. Эта ценность глубоко собственно
русская и в тоже время общезначимая, всечеловеческая. Перед нами русский
национально-всечеловеческий идеал.
В универсализме русского культурного сознания национальное свободно
раскрывается как духовно-вселенское, неразрывно соединено
с духовно-общечеловеческим. Национально-русское можно увидеть как дар
вселенскому, ибо оно глубочайшим образом выражает идею соборного
преображения бытия при сохранении всего своеобразного и уникального.
Мир русской культуры противостоит разрушительному растворению всего
духовно-неповторимого в обезличенном. Он противостоит энтропийным
процессам, вызванным распространением национального эгоизма, духовного
разъединения, отрицанием национального.
Александр Посадский, профессор Смольного института РАО
В основу статьи положены тезисы к докладу на конференции «Лев
Платонович Карсавин: историко-культурное наследие» на международном
общественном форуме «Русская неделя в Друскининкай» (Литва) 20 июля
2013 года.