Почему Лукашенко проигнорировал празднование 1025-летия Крещения Руси?

Новости Москвы  1025-летие Крещения Руси  
0
732
Время на чтение 10 минут
Коллаж: ИА REGNUMКоллаж: ИА REGNUM

Отсутствие Александра Лукашенко на мероприятиях, посвященных 1025-летию Крещения Руси, очевидно, вызывает ряд вопросов. Главный из них, на наш взгляд: чего и от кого добивается руководитель постсоветской республики этим демаршем?

Очевидно, в Администрации президента Белоруссии и ряде аналитических структур, её обслуживающих, просчитали последствия данного шага. Даже не-эксперты не могут не заметить, что отказ от участия в международных торжествах ставит Лукашенко в неудобное положение перед православной общественностью Белоруссии, а его заявления 26 июля в Минске о целесообразности преобразований в православной церкви выглядят откровенно скандально.

Стоит, однако, отметить, что сам Лукашенко, некогда заявивший о своей самоидентификации как "православный атеист", никогда не усердствовал в демонстрации напускной религиозности. Более того: он неоднократно критиковал своих подчинённых-"перевёртышей", вчера декларировавших твёрдость убеждений марксистов-ленинцев, а сегодня выстроившихся со свечками в храмах и по особой очереди припадающих к завозимым в Белоруссию мощам. Отказавшись от поездки в Киев, Лукашенко нисколько не изменил своим идейным убеждениям.

Руководитель постсоветской республики, избранный первым её президентом в 1994 году и с тех пор бессменно и единолично руководящий ею, сконцентрировал в своих руках не только всю полноту власти, но также и всю полноту ответственности. В странах с иными политическими режимами политики такого уровня, даже если им лично неприятно общение с коллегами или присутствие на каких-либо мероприятиях, вынужденно исполняют свой долг. Так было, к примеру, в период формирования Евросоюза: приезжали, натягивали улыбки, демонстративно жали руки и подписывали документы.

Однако на постсоветском пространстве господствуют другие типы политической культуры. Например, руководитель типа Ислама Каримова вполне может позволить себе не посещать мероприятия, равные по значению тем, которые проходят сейчас в Киеве. Отсутствие такого политика на подобных мероприятиях можно объяснить лишь двумя причинами: либо не пригласили, либо суверен принял иное решение, стремясь продемонстрировать некий жест. Стоит отметить также, что о предстоящем визите в Киев пресс-служба президента Белоруссии накануне не сообщала. Непубличность белорусской политики давно стала нормой, к внезапным дальним рейсам некогда принадлежавшего Туркменбаши "Боинга" белорусские обыватели привыкли. Впрочем, как и к невылетам борта №1.

Стоит обратить внимание на то, чем был занят Лукашенко в Минске, пока в Киеве проходили торжественные мероприятия, посвященные 1025-летия Крещения Руси. Госагитпроп Белоруссии старательно пытался привлечь внимание к его неучастию в киевских торжествах 26-28 июля. Обсуждалась версия о том, что Лукашенко отсутствует в Киеве потому, что его якобы "не так пригласили". Непонятно, как могли в Администрации президента Украины "не так" пригласить руководителя соседней республики, относительно недавно демонстрировавшего в Киеве теплоту чувств к Виктору Януковичу. По всей видимости, дело не в несоблюдении протокола или подтексте официального приглашения. По состоянию на 26 июля МИД Украины не располагал информацией о подтверждении официальным Минском участия Александра Лукашенко в киевских торжествах.

Обсуждалась также версия о том, что Лукашенко не желает что-либо обсуждать с другими участниками киевских мероприятий. Среди таковых, помимо иерархов православных церквей, были заявлены президенты России Владимир Путин, Сербии - Томислав Николич и Молдавии - Николае Тимофти. Очевидно, у Лукашенко была прекрасная возможность встретиться с первыми лицами православных стран, до киевских мероприятий темы для обсуждения были. Также очевидно и то, что Лукашенко было, что сказать иерархам православного мира.

Отказавшись от поездки в Киев, Александр Лукашенко 26 июля в Минске сделал ряд заявлений на тему "реформирования православия". Вовсе не случайно эти заявления были сделаны именно в это время, именно в Минске, именно им и именно в таком формате. Эти заявления не были спонтанными, неким экспромтом: просто так "президентский пул" журналистов не собирается, а если собирается, то заранее оговариваются вопросы и даже то, как должны выглядеть опубликованные ответы. В первые годы своего президентства Лукашенко мог "выйти в народ" и сказать всё, что думает, но с тех пор прошло почти 20 лет и методы информационной работы существенно изменились.

Заявления Лукашенко на тему "реформирования православия" были ориентированы на белорусских обывателей. Лукашенко - не воцерковлённый человек, едва ли он хорошо знает историю церкви, и, очевидно, он не является экспертом ни в вопросах христианской догматики, ни в сфере культовой практики. Не случайно православную церковь называют "ортодоксальной": за почти 2 тысячи лет она сохранила те формы обрядовости, архитектуры и т.д., которые "околоправославному" обывателю кажутся излишне сложными, непонятными и неприемлемыми. Безусловно, каждый человек имеет право на личное мнение, однако стоит снова обратить внимание на следующие обстоятельства: кто, когда, где и в какой форме озвучил это мнение. Тогда может стать понятно, какова цель такого шага.

Судя по реакции в самой Белоруссии и за рубежом, Лукашенко был услышан, на его отсутствие в Киеве на праздновании 1025-летия Крещения Руси снова обратили внимание. Нагнетание локальной интриги удалось. Скандальные заявления Лукашенко будут некоторое время обсуждаться в Белоруссии, в Московским патриархате, но едва ли будут иметь те же последствия, что и публикация тезисов Мартином Лютером. Очевидно: ни патриарх Кирилл, ни митрополит Филарет не бросятся сокращать срок литургии до комсомольской "пятиминутки" и даже не подумают отменять проповедь. Сколько было инициаторов подобных рационализаторских предложений, программ "обновления" и т.п. - Бог весть, история не сохранила всех имён.

До заявлений 26 июля в протестантском духе Лукашенко предпринимал попытки устроить встречу в Белоруссии руководителей православной и католической церквей. Неоднократные приглашения посетить каноническую территорию РПЦ получали и Бенедикт XVI, и Франциск I. Несомненно, в Администрации президента Белоруссии прекрасно осознавали, как Московский патриархат воспримет такой визит, но делали вид, что данный вопрос относится к исключительной компетенции одного постсоветского суверена. Еще одна особенность ситуации заключается в том, что Ватикан не спешит без повода обострять отношения с РПЦ.

Рассуждая на тему реформирования православной церкви, Лукашенко не забыл о сюрпризе для католической церкви: по его словам, некий сотрудник спецслужб РБ передавал за рубеж через "представителей католической церкви" (посольства Ватикана?) некие секреты. Даже если всё так и было на самом деле, возникает закономерный вопрос: зачем об этом публично заявлять именно сейчас и не через пресс-службу КГБ? По всей видимости, в Минске решили таким образом напомнить РКЦ о взаимной полезности сотрудничества и нежелательности осложнения отношений. Учитывая специфику "шпионских дел" последних лет, стоит подождать иных времён, чтобы по рассекреченным материалам убедиться: да, всё так и было на самом деле, это не история типа "жлобинского шахида". Также не стоит надеяться, что после обвинения в пособничестве шпионажу у Ватикана не останется более важных дел, кроме как добиваться снятия санкций с официального Минска и лоббировать его интересы в дальнейшем на Западе.

После торжеств в Киеве празднование 1025-летия Крещения Руси будет продолжено в Минске. Отказ Лукашенко прибыть в Киев - центр Древнерусского государства (Киевской Руси), где состоялось историческое событие, давшее название нынешнему празднику, указывает на очередную попытку заявить о Минске как о центре, равном Киеву и Москве. Киев - "мать городов русских" и Москва как центр православия, "столица РПЦ" - равны Минску? На первый взгляд, такая постановка вопроса выглядит откровенно бредовой, но только для тех, кто не понимает, во что превратили Белоруссию "литвинствующие колхозные неошляхтичи" - особый тип политических деятелей, порождённых неоправданно затянувшимся периодом постмодерна.

Понимая международное значение 1025-летия Крещения Руси, чиновниками Белоруссии был создан оргкомитет по организации и проведению памятных мероприятий под председательством зампреда Совмина Анатолия Тозика. Он же возглавлял в 2012 году оргкомитет по празднованию юбилея "войны 1812 года" - в итоге из белорусской официальной историографии исчез термин "Отечественная война 1812 года". В этом году он же возглавлял оргкомитет по проведению "Славянского базара в Витебске" - в итоге исчез "День России", пользовавшийся большой популярностью, на фоне которого "День Белоруссии" выглядел, мягко говоря, бледно.

Будучи главой республиканского оргкомитета, Тозик принял непосредственное участие в подготовке международной научной конференции "Крещение Руси в судьбах Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути" (6-7 июня 2013 г., г.Минск). В результате в итоговом документе мероприятия чудесным образом не оказалось решения её участников, единогласно одобривших учреждение в Белоруссии нового национального праздника - Дня Крещения Руси. Оргкомитет конференции формировался структурой Тозика и Белорусским экзархатом РПЦ. И в этом случае можно предположить, что Тозик не причём, как и еще один ключевой и непосредственный участник данной конференции - уполномоченный по делам религий и национальностей Белоруссии Леонид Гуляко (госструктура подчинена Лукашенко и проводит в жизнь распоряжения Администрации президента).

Исчезновение из резолюции конференции не только решения её участников об учреждении нового белорусского праздника, но даже упоминания о самом факте обсуждения данного вопроса (вынесенного на голосование на пленарном заседании и единодушно одобренного при отсутствии противников), накануне визита в Минск главы РПЦ патриарха Кирилла, накануне международных мероприятий в Москве, Киеве и Минске - такое событие не могло остаться незамеченным. "Крайним" в истории таинственного исчезновения из итоговых документов конференции инициативы об учреждении праздника сделали Белорусский экзархат РПЦ, а персонально - владыку Вениамина: якобы именно в экзархат был передан проект документа, отвечал за его редактирование Вениамин, но в итоге документ был опубликован в том виде, в котором и представлен на сайте экзархата. Судя по комментариям организаторов конференции, опубликованным ИА REGNUM, именно в Белорусском экзархате "затерялась" вполне светская инициатива, озвученная белорусским учёным, доктором философских наук Львом Криштаповичем. Такое положение дел, очевидно, сказалось на репутации БПЦ.

Представители прозападной оппозиции в Белоруссии неустанно муссируют тезис о "московском православии" как инструменте имперской политики Кремля. Не удивительно, что многие из них декларируют приверженность католицизму, униатству и протестантизму. На самом деле большую угрозу белорусскому обществу представляет не мнимая "московскость" православия или "римскость" католицизма, а тотальная деградация, бездуховность, подмена традиционных ценностей суевериями и нелепыми политическими мифами.

Отказ от общерусского православного наследия, попытки "обелорусить" польских, литовских, еврейских деятелей культуры, науки, искусства закономерно привели к господству контркультурного кича. Сложилась отнюдь не уникальная ситуация для лимитрофного постсоветского образования, где власти и значительная часть их оппонентов совместно участвуют в уничтожении всего русского и православного, в конструировании на антагонистичной основе новой национальной идентичности. При этом что-то используется из опыта насильственной большевистской "белорусизации" начала XX века, а что-то - из политтехнологий XXI века. Православная церковь акторам данного процесса представляется слишком "ортодоксальной", слишком "русской", слишком "православной". Такое "нереформированное" православие совсем не вписывается ни в планы властей, посматривающих на Белорусский экзархат как на придаток бюрократической машины, ни в планы прозападной оппозиции, рассматривающей БПЦ как эффективный инструмент реализации своих планов.

Демонстративное отсутствие Александра Лукашенко в Киеве на праздновании 1025-летия Крещения Руси, как и его заявления о необходимости "реформирования" православной церкви, говорит о том, что патриарх Кирилл не может больше уклоняться от принципиального решения "белорусского вопроса". По большому счёту, реагировать на действия белорусского политика должен даже не столько патриарх Кирилл персонально, или патриарший экзарх Филарет персонально по благословению патриарха, а православные Белой Руси, Белорусский экзархат Русской православной церкви. Именно перед ними в первую очередь поставлено два принципиальных вопроса: правильно ли поступил в конкретной ситуации их светский руководитель, и есть ли резон в его рассуждениях о необходимости кое-что подправить в теле Христовом.

http://www.regnum.ru/news/1688791.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шиптенко
Все статьи Сергей Шиптенко
Новости Москвы
Все статьи темы
1025-летие Крещения Руси
Запрос на русскость
О причинах возросшего интереса к славянскому фэнтези
25.10.2023
«Тайные смыслы Дня Крещения Руси»:
Главные уроки Святого Князя Владимира
28.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06