В Киеве тёплый, но не жаркий июль. В Печерской лавре как всегда многолюдно - паломники, туристы, школьники, приехавшие в столицу на каникулы. Встреча с наместником лавры митрополитом Павлом мне назначена на шестнадцать. Спускаюсь давно знакомой каменистой дорогой вниз к пещерам. Туда, где в прохладе и тишине пребывают нетленными мощами святые Спиридон, Агапит, Варлаам, Никон, Нестор, Илия... Собор более ста двадцати Печерских святых. К ним из Сибири и Кубани, Урала и Поволжья, Крыма и Галицкой Руси веками, часто пешком, шли помолиться, поплакать в скорби.
С владыкой Павлом до сих пор никогда не встречался. Однако немного знаю о нём. Знаю, что родился на Ровенщине. Отец работал на кирпичном заводе, мать - в колхозе. Восемь детей. Дедушку и брата отца зверски убили бандеровцы. Девять членов его семьи - священники. Но только он - монах и епископ. Известно, что наместник лавры митрополит Павел один из влиятельных иерархов Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Постоянный член Синода. Говорят, его позиция по некоторым вопросам не всем нравится. Кого-то не устраивает его категорическое неприятие раскольников, униатов, украинских националистов.
Сегодня, когда лавра является одним из центров празднования 1025-летия Крещения Руси, дел у наместника немало. В приёмной плотно стоят люди. Сидеть негде. Но помощник, увидев меня, говорит, что владыка через несколько минут примет, как договаривались. О чём будем беседовать? О предстоящем праздновании Крещения Руси, о приезде Святейшего Патриарха. И, конечно, о Церкви. О её трудностях, тревогах, надеждах...
Кабинет наместника совсем небольшой. Даже тесный. Стол, диван, вдоль стены массивный резной шкаф с книгами. Иконы. И всё.
Прошу благословения, но митрополит Павел просто обнимает, словно давно меня знает. Мы садимся к столу, и после его расспросов о моей работе, короткого разговора об украинской журналистике, о сатире, о том, что нужно создать хороший детский журнал, которого так не хватает, наконец, заглядываю в свои записи.
- Владыка, хотелось бы поговорить о предстоящем праздновании 1025-летия Крещения Руси. С тех пор прошло десять веков, и для некоторых людей, далёких от веры, не всегда понятны интерес и внимание к этому событию. Почему Церковь снова возвращает нас к Крещению Руси? Что такое особенное, важное, духовно значительное произошло тогда с крещёным народом?
Владыка недолго смотрит в окно на просторное киевское небо, туда, где в светлой синеве блистает солнце и золотится купол собора, и начинает отвечать. Негромко, но твёрдо...
- Я думаю, что, во-первых, нужно ещё раз поблагодарить Бога за Его величайшую милость и за то, что народ наш крещён. Во-вторых, Господь Сам нас призывает помнить своё прошлое. Он прямо говорит: «помни последнее». Заметьте, в Евангелии всегда указываются имена правителей, названия городов, места событий. Это потому, что происходило важнейшее. Вот и мы должны помнить главное в своей истории. А если мы забудем или исказим прошлое, у нас не будет никакого будущего. Своим прошлым мы должны обогащаться, потому что оно было святым. Почему святым? Благодаря Крещению Руси, мы были через Иисуса Христа усыновлены Богом. Стали детьми Божьими. Князь Владимир через крещение получил прозрение духовное и телесное. И захотел, чтобы его подданные, его дети узнали ту же радость. И сегодня, когда мы обращаемся к истокам, видим, что мы всё тот же избранный народ Божий, который крестил Владимир. И когда нас пытаются соблазнить, утопить во лжи, бездне греховной, мы благодаря Крещению всегда можем поднять голову и увидеть солнце правды, Иисуса Христа, который пришёл ради нашего спасения.
- А насколько важно для нас сегодня усвоение плодов Крещения? Узнавание своей веры? Ведь есть такое выражение «Русь крещена, но не просвещена».
- Я думаю, с крещением, если оно совершается по горячей вере, приходит и подлинное просвещение. Обратите внимание, что делает с простыми рыбаками-апостолами Евангельская весть. Ведь не ходили они ни на какие курсы катехизиса. Просто Господь, Которому они верили, сказал, сидите в Иерусалиме до тех пор, пока не сойдет на вас Святой Дух, Дух Истины. А дальше под действием духовного просвещения и в первые века христианства и у нас на Руси после Крещения наблюдается невиданный подъём культуры, образования, молитвенного дерзновения. Всё это благодаря Крещению. Господь часто из простых крещёных людей воздвигал богословов, учёных, подвижников веры. Кстати, не нас тогда учили приезжие наставники, а к нам на Русь буквально через пятьдесят-семьдесят лет после крещения уже приезжали поучиться мудрости. К сожалению, сегодня не так. И прежде всего, по маловерию. Мир своими соблазнами богатства, сомнительных удовольствий похищает сердца крещёных. И ныне многие о себе честно могут сказать, мы хоть крещены, но не просвещены. И здесь огромная нива для трудов. Это, как сейчас говорят, вызов Церкви от современного мира - не только крестить, но и научить, просветить.
- Владыка, не секрет, что факт Крещения Руси в последнее время окружён разными толкованиями не всегда научного и далеко не церковного характера. Говорят о том, что в Днепре Святой Владимир крестил украинцев. Появился термин «Крещение Украины-Руси», хотя в X веке государства Украина и в помине не было. Хотелось бы от Вас, одного из иерархов Церкви, услышать, как Вы относитесь к таким утверждениям? Нет ли здесь внесения политики в церковную ограду?
- Конечно, есть! Но это даже не столько от политических интересов, сколько от невежества. Тогда было государство, которым управлял князь Владимир. И называлось оно Русь. Это самое главное. Об этом говорит церковная летопись, и факты эти известны уже 1025 лет. Само крещение происходило в Днепре, хотя иногда говорят, что в реке Почайне. Возможно, отдельные киевляне крестились и в ней. Но и это неважно. Главное, что крещение было. Сам князь Владимир крестился в Херсонесе, а свой народ крестил там, где считал лучше. Но я думаю, что большинство народа всё-таки крестилось именно в Днепре. Ведь река Почайна была небольшой, протекала только в Киеве. А Днепр проходил через те земли, которые входят в состав современных Белоруссии, Российской Федерации, Украины. Поэтому, без каких-либо сомнений, крещение Святая Киевская Русь со всеми своими землями принимала в Днепре.
- То есть мы можем сказать отдельным заблуждающимся, что приняли крещение не украинцы, а единый народ, который потом...
- По большому счету я-то и не делю на россиян, украинцев и белорусов. Потому что, когда монголо-татары разрушили Киев, митрополит со своей свитой церковной и нецерковной куда направил свой путь? В земли Владимира. А из Владимира куда перешла кафедра? В Москву. И кто же там оказался, украинцы? Русские? Это были русичи.
- Жаль, что эти простые истины сегодня у нас понятны не всем. Спасибо, и хотелось бы теперь немного поговорить о предстоящем праздновании. Мы знаем, что праздник 1025-летия Крещения Руси отмечается совместно в Российской Федерации, Украине и Белоруссии. Что бы Вы могли отметить как наиболее ценное в этом единстве празднования? Нет ли здесь указания на то, что, несмотря на границы, мы по-прежнему являемся одним народом?
- Не знаю, правильно ли я понял вопрос. Чьего указания? Если Господнего, то, безусловно, есть Его указание: если возможно, живите со всеми в мире и вместе. Ещё Господь заповедал, что любой мир лучше, нежели вражда и разделение. А единство, кстати, у нас никто не отнимал. Потому что у нас один Пастырь и, значит, должно быть одно стадо. Да, когда-то была одна страна. Без воли Божией разделение не произошло бы. Неведомо, был ли это Промысел Божий, было ли это попущение Божие, но сегодня у нас есть три государства. Ладно, пускай будут границы, но никто не может поставить проволоку металлическую или стену каменную в человеческом сердце. Поэтому наша цель - сохранить единство веры, сохранить мир между нашими народами и всем вместе продолжать быть тем стадом, которое собрал князь Владимир.
- Мы знаем, владыка, что Печерской лавре, наместником которой Вы являетесь, предстоит множество трудов в дни празднования. У Вас будут высокие гости - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Украины Виктор Янукович. Наверное, ожидаются нелёгкие хлопоты?
- Не стоит забывать, что все события, происходящие в нашей Церкви, совершаются в уделе Божией Матери. Русь - это удел Божией Матери. Я сам - никто и ничто. Но у меня тут в лавре целый сонм, в котором я являюсь последним человеком. Говорю о соборе преподобных отцов Киево- Печерских. Это они принимают тех, кого вы назвали. Они всё творят и совершают благие дела. А нам они только указывают, поднести, приготовить, убрать. Ведь какое они имеют дерзновение! В одно время быть у Бога перед престолом душой и нетленными мощами на земле, на которой мы с вами находимся. Поэтому мы верим, при поддержке Богоматери и преподобных Печерских справимся. И как сказал когда-то святитель Иоанн, патриарх Александрийский: места и хлеба в Александрийской Церкви хватит для всех нуждающихся. Так и я скажу о Киево-Печерской лавре. Хотя она и не такая большая, места хватит всем, чтобы напитаться духовно.
- Уже по традиции Украина ожидает очередного визита Святейшего Патриарха Кирилла. Мы знаем, что верующие Украины всегда с радостью встречают Патриарха Московского как своего Предстоятеля, молятся за него. Можем мы прямо сказать, что и в Киеве, как и в Москве, Святейший действует на канонической территории Русской Православной Церкви?
- Безусловно! Сам титул говорит: Патриарх Московский и всея Руси. Всей Руси!
- К сожалению, у нас кое-кого из людей внешних, как говорят на Украине, «тіпає», когда говоришь им, что Святейший Кирилл приезжает к своей пастве.
- Ну а когда папа приезжал к униатам и католикам? Ему, значит, можно?
- Видимо, ему можно. Кому-то на православной земле Украины он милее.
- Кому-то милее и приезжие проповедники, Бог весть откуда взявшиеся. Которые обдирают людей, обманывают. И это ничего. А тут только потому, что одно слово «Россия». Ну, значит, трепещут, боятся.
- Ещё в апреле текущего года президент Украины призвал широко отметить юбилей Крещения Руси и при этом пригласил поддержать празднование и другие конфессии. А в интернете и газетах упоминают ещё о совместном праздновании юбилея Крещения «всеми ветвями украинского православия». Насколько возможна такая поддержка? Насколько совместимо наше празднование с этими «ветвями»?
- Невозможно и несовместимо!
- А как же римо-католики? Униаты?
- Никто не может участвовать в праздновании вместе с нами. Они пускай радуются своей радостью. Президент приглашает по понятным причинам. Он президент. Он это должен делать. Но какое отношение может иметь «Филарет» к Крещению Руси, если у него не церковь? Какое отношение к нам имеют католики и униаты? Хотят они праздновать, Бог им в помощь. Мы к ним не идём и их не приглашаем. Захочет президент к ним идти, это президента вопрос. А мы обойдёмся без них.
- Владыка, несмотря на трудности, которые Церковь переживает, да и всегда переживала во все века, несмотря на угрозы Вам лично, о которых мы перед праздником не будем вспоминать (но народ церковный знает о них), что Вам всё-таки даёт основание для надежды?
- Это очень обширный вопрос. Скажу кратко. Надеюсь на саму Церковь, на людей, пребывающих в Теле Христовом. Вот мы часто слышим, что Церковь разделилась. Нет, Церковь не разделилась. Разве Христос на Кресте разделился? Мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа. В Единого Бога, Троицу Единосущную и Нераздельную. И народ, пребывающий в Боге, не разделился. Разделяются люди, отпадающие от Церкви. Знаете, у меня, когда я смотрю на сегодняшнее, бывает печаль на сердце. С кем я смогу предстать перед Господом? Ведь моя вечность будет зависеть от моей паствы. За каждую потерянную овцу Хозяин взыщет с того, кто пас. Но когда смотрю на людей, которым проповедую, которым служу, возвращается надежда. Может, ради них Господь помилует. А я постараюсь трудиться, жить. Хотелось бы достойно, но как Господь управит.
- Вы только что коснулись темы единства во Христе. В связи с этим можем ли мы дерзнуть и сказать, что единство во Христе - самое главное и подлинное единство? И если не будет единства духовного, то как, спрашивается, достичь таможенного единства, единства экономического, политического?
- Есть такие слова Спасителя: Отец и Я Мы едины. По образу Божьему и мы должны быть едины. Для меня ни национальность, ни политические веяния не имеют значения. Если мы будем во Христе, нам не надо будет ни конституций, ни судебной власти, ни того, чтобы нас кто-то охранял. В раю не было ни милиционеров, ни президентов. Лишь Господь и Адам с Евой, которые непрестанно наслаждались словами и любовью Отца Небесного. Только в единстве во Христе я вижу моего брата, которого Господь создал для моей радости, чтобы я не был сиротой здесь на земле.
- И последний вопрос, владыка. Что бы Вы хотели пожелать читателям сайта, носящего название «Одна Родина», накануне праздника Крещения Руси?
- Я хочу сказать, что Родина маленькая у нас здесь, на земле. Но у нас есть главная Родина - Царство Небесное. И плохой гражданин земного Отечества никогда не будет гражданином Неба. Поэтому, дорогие братья и сёстры, давайте будем почаще не только читать Евангелие, но и стараться претворять сказанное там в жизнь. И тогда мы непременно увидим Творца вселенной Господа Иисуса Христа. И тогда никакие границы между Россией и Украиной, то есть земные границы, не помешают нам взойти в Горний Святой Иерусалим.
* * *
Потом мы прощались. Митрополит Павел дарит мне икону Всех Печерских святых (своих помощников и заступников) и знаменитый лаврский шоколад. Уходя, снова прохожу мимо Ближних Пещер. Каково ему, владыке, жить так близко к святым? Наверное, радостно. Но и страшно - они ведь всё видят и всё о нём знают. Потом поднимаюсь вверх - туда, где слышится нарастающий гул столицы. У выхода оборачиваюсь, чтобы перекреститься. Солнце и золотые купола церквей по-прежнему сияют в просторном киевском небе. На мгновение вспоминаю тот беспорядочный вихрь нашей жизни, который ждёт за монастырскими стенами, припоминаю, как сильны и непреклонны те, кто не знает и не желает знать Бога, как слабы пока силы православных христиан, и мысленно соглашаюсь с владыкой Павлом - на Богородицу и на Печерских святых только и остаётся у нас надежда.
lavra.ua
http://odnarodyna.com.ua/content/mitropolit-pavel-my-dolzhny-byt-ediny