Священник иногда встречает в храме людей, которые со слезами, с болью сетуют на то, что их раз за разом постигает неудача: на работу либо вовсе не берут, либо вскоре увольняют, и они снова остаются не у дел. При этом они искренне недоумевают, возмущаются: почему? Почему именно мне так не везет? Почему люди так черствы, жестоки? Почему Господь ко мне так немилосерд?
Помню, когда-то давно уже, когда был в последний раз в Бари, запомнились, хорошо как-то очень легли на сердце слова тогдашнего настоятеля русского храма отца Владимира Кучумова. Говоря об отношении эмигрантов из бывших союзных республик к святителю Николаю, он по-доброму пошутил:
- Они, как узнают один от другого, как быстро святитель на работу устроиться помогает, так к мощам его, точно на биржу труда, регулярно ходить начинают.
И я, возвращаясь к этому опыту, который, на самом деле, не одного отца Владимира опыт, конечно, а всей Церкви, часто советую тем, кто ищет работу, нуждается в ней, молиться святому архиепископу Мир Ликийских. И еще - святителю Спиридону Тримифунтскому, чья скорая помощь обращающимся к нему опытом столь же верным и неоспоримым является.
И вижу, как молятся люди, как чудесные события в их жизни происходят. И не по молитвам только лишь этих великих святителей, конечно, но и по предстательству других святых. Много историй можно было бы по этому поводу рассказать... Одну только сейчас вспомню.
В начале-середине девяностых вышло первое печатное жизнеописание святой блаженной Матроны Московской, благодаря которому и познакомилось с ней изначально множество церковных, а потом и нецерковных людей. Но такое оно было неудачное, что у всех, кто хоть как-то был знаком со святоотеческими творениями, да и просто здравому смыслу не чужд, вызывало оно какое-то горькое недоумение и досаду: столько в нем было неточностей, несуразностей, искажений. Однако было оно единственным.
В числе людей, прочитавших его, была и одна знакомая мне впоследствии женщина, профессиональный редактор, которая искала в то время работу. И вот, съездила она тогда к блаженной Матронушке - на кладбище - это еще до обретения мощей было, и вскоре же после этого приглашают ее на работу в православное книжное издательство. И тут же дают первое задание: отредактировать то, некачественное, издание жития святой Матроны...
Правда, скора бывает помощь угодников Божиих, к которым обращаемся мы со смиренным чувством своего недостоинства, но в то же время и с надеждой на их пред Господом о нас предстательство, с верой в их, а тем паче Его любовь к нам. Особенно это так, когда просим мы о чем-то, без чего и правда никак не обойтись, а без работы - как обойдешься?..
Но вместе со всем этим разве мало священник встречает в храме людей, которые со слезами, с болью сетуют на то, что их раз за разом постигает неудача: на работу либо вовсе не берут, либо вскоре увольняют, и они снова остаются не у дел. При этом они искренне недоумевают, возмущаются: почему? Почему именно мне так не везет? Почему люди так черствы, жестоки? Почему Господь ко мне так немилосерд?
И, конечно, жалеешь этих людей, переживаешь, пытаешься им помочь. Иногда это получается. А иногда - никак. И из этого «никак» постепенно формируется определенный опыт, мне кажется, достаточно важный для тех, кто в поисках работы уже изнемог. Есть у меня свои собственные наблюдения - какие личные качества человека, индивидуальные особенности, а правильнее сказать, недостатки, обуславливают перманентное пребывание в статусе безработного. Наблюдения, я уверен, отнюдь не уникальные, но все же решусь ими поделиться.
...Женщина долгое время ходит в храм, молится, плачет, страдает от невостребованности. Наконец, не выдержав, решаюсь взять ее на работу сам, преодолевая сомнения. Назначаю время, прихожу и слышу диалог, одна из участниц которого - претендентка на рабочее место:
- Что значит, не надо здесь стоять? Где хочу, там и стою. Меня настоятель пригласил, я его жду. Не буду я ждать в другом месте! Вам какое дело, я спрашиваю?!
Ну и что мне делать? Я хотел за ящик свечной ее поставить, но мне просто людей жалко, которым с ней общаться придется. И ее жалко, но их в данном случае - больше. Не имею я права их, впервые, может быть, в храм пришедших, такому испытанию подвергать. Приходится отказывать. Обида, слезы, обвинения в жестокости и резюме: и в Церкви «все так же»!
Другая ситуация. Приходит человек проситься на работу. В храме, говорит, трудиться хочу.
- Что вы можете делать? - спрашиваю.
- Многое. Могу разнорабочим, могу отделочником, могу уставщиком на клирос.
- А вы знаете устав?
- Нет, но выучу...
- Но нам уставщик в любом случае сейчас не нужен, у нас есть. А вот отделочники очень нужны.
- Я как-то решил больше этим не заниматься.
- Ну, нам и разнорабочие, подсобники пригодятся!
- У меня спина болит.
И остаешься с недоумением: чего приходил?.. Ну а он - с обидой, разумеется.
И сколько еще таких ситуаций, таких примеров можно привести - из собственной практики, когда вынужден бываешь смотреть на человека в качестве потенциального работодателя! Но не хочется на самом деле, жалко даже многих вспоминать...
Лучше поделюсь простыми достаточно, но важными соображениями о том, что нужно делать человеку и чего, наоборот, делать нельзя, если он хочет в конце концов трудоустроиться.
Прежде всего, не стоит, наверное, быть чрезмерно разборчивым в отношении предлагаемой работы. Когда на работу долгое время устроиться никак не удается, когда человек начинает бедствовать материально, унывать, лучше все же принять те предложения, которые есть в наличии, смириться и увидеть в этом некий Промысл Божий о себе. А уже начав работать, обеспечивать хотя бы в какой-то мере себя и свою семью, можно постепенно подыскивать другое, более подходящее, более удобное и желанное место.
Не надо также стесняться начинать с малого. Понятно, что очень часто наша оценка самих себя не совпадает с тем, как оценивают нас окружающие. Но что тут поделаешь! Чем спорить с этим, лучше показать себя с хорошей стороны, добросовестно трудясь на скромной должности, учась при этом тому, чего еще не умеешь. Тогда тебя скорее заметят и повысят. Правда.
Никто не любит сложных, конфликтных людей, не умеющих правильно вести себя в коллективе. И если человек замечает в себе такие качества, то надо взяться за себя всерьез, постараться измениться, потому что иначе так и придется кочевать - из одной организации в другую: кому нужны сотрудники сложные, скандальные, иметь дело с которыми - одно мучение?
Не надо также постоянно носить в себе обиду на весь окружающий мир, холить и лелеять в своем сердце убеждение в том, что он, а следовательно, и все люди, жесток, несправедлив и ничего хорошего потому в жизни произойти уже не может. Эти мысли и убеждения обязательно каким-то образом отобразятся в самом внешнем облике человека и вряд ли расположат к нему работодателя: кому нужен работник, у которого на лбу крупными буквами написано: «Проблема!»? К сожалению, никому. Ведь, как правило, руководители стараются найти сотрудников, которые проблемы решают, а не создают, и, уж конечно, не хотят принимать таких, которые проблемой являются сами.
Ни в коем случае нельзя стесняться или лениться учиться чему-то новому: обучаемость - крайне важное качество. Не говоря уже о том, что оно полезно и для самого человека.
Не надо постоянно находиться в готовности отстаивать свои права и при первой «необходимости» делать это. Нет, права, безусловно, вещь важная, но эта настроенность на борьбу за них очень сильно мешает просто работать, да и просто жить тоже.
И совсем уж общая рекомендация: постараться стать нужным для работодателя человеком. То есть трудолюбивым, внимательным, ответственным, исполнительным, неравнодушным, не ропотливым, не склочным. И тогда без работы не останешься, но будешь в полном смысле на вес золота - из рук друг у друга рвать будут такого работника. Это точно. Именно таких все работодатели ищут. И не так уж часто находят...
Фото из открытых Интернет-источников
Газета «Православная вера» №14 (490)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-07-23-23-38-04-posobie