Слушатели, присутствовавшие 22 июня на концерте в Академической Капелле Санкт-Петербурга, наверняка запомнят то глубоко волнующее впечатление, которое произвела на них программа концерта. В исполнении хора и симфонического оркестра Капеллы под управлением народного артиста СССР В.А. Чернушенко была исполнена литературно-музыкальная композиция «Царственные страстотерпцы».
Автор и режиссер композиции Вадим Демин; чтецы артисты
Александринского театра Анна Фомичева и заслуженный артист России Семен
Сытник. Автор музыкальной части В.А. Чернушенко.
В качестве литературной основы композиции была принята книга Н.А.
Соколова «Убийство Царской Семьи». Из множества публикаций, посвященных
екатеринбургской трагедии, эта книга отличается тем, что ее автор
Николай Алексеевич Соколов - профессиональный следователь, которому
после прихода в Екатеринбург Белой армии (через неделю после убийства)
было поручено заняться делом гибели Царской Семьи и их приближенных. «В
пределах права, - писал он, - я старался сделать все возможное, чтобы
найти истину и соблюсти ее для будущих поколений... Никакой исторический
процесс немыслим вне представлений прошлого. В этом нашем прошлом -
тяжкое злодеяние: убийство Царя и его семьи». Он внимательно и дотошно
изучал мельчайшие детали, допрашивал множество свидетелей, которые могли
бы помочь раскрыть истинный ход событий. Сам Соколов погиб в 1924 г. в
эмиграции при странных обстоятельствах, но перед смертью успел выпустить
свою книгу, в которой рассказал как шаг за шагом, день за днем шли
«пламенные революционеры» к осуществлению своего беспрецедентного
преступления.
Т
риста лет правили Романовы Россией, превратив ее из окруженного
врагами Московского княжества в могучую Империю. В память славного
прошлого в начале концерта торжественно прозвучал Коронационный марш
П.И. Чайковского. Но наступил 1917 г. Временное правительство в
нарушение присяги и обязательств принудило Царя Николая II отказаться от
престола. Много лжи, предательства, подлости пришлось узнать Государю в
эти дни. 15 марта 1917 г. он подписал указ об отречении. 20-21 марта он
собственноручно составил прощальное обращение к русской армии. Новые
власти запретили его распространение:
«В последний раз обращаюся к вам, горячо любимые мною войска.
После отречения Моего за Себя и за Сына Моего от Престола Российского
власть передана Временному Правительству по почину Государственной Думы.
Да поможет ему Бог и вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от
злого врага. В продолжение двух с половиной лет вы несли ежечасно
тяжелую боевую службу, много пролито крови, много сделано усилий, и уже
близок час, когда Россия, связанная со своими доблестными союзниками
одним общим стремлением к победе, сломит последнее усилие противника.
Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы. Кто думает
теперь о мире, кто желает его - тот изменник Отечеству, его предатель.
Знаю, что каждый честный воин так мыслит. Исполняйте же ваш долг,
защищайте доблестную нашу Родину, повинуйтесь Временному правительству,
слушайтесь ваших начальников. Помните, что всякое ослабление порядка
службы только на руку врагу. Твердо верю, что не угасла в ваших сердцах
беспредельная любовь к нашей великой Родине. Да благословит вас Господь
Бог и да ведет вас к победе Святой Великомученик и Победоносец Георгий».
Следует отметить, что и этот текст, и другие выдержки из книги
Соколова читались артистами А. Фомичевой и С. Сытником без всякого
нажима, замечательно четко и выразительно. Также и музыкальные моменты,
сопровождающие чтение или звучащие отдельно, иллюстрирующие эпизоды или
передающие настроение, переживания членов семьи, не стремились
воздействовать на эмоции слушателей излишней патетикой. Напротив,
музыкальный руководитель Композиции подобрал очень красивую и вместе
глубоко проникновенную музыку, что особенно воздействовало на их душу и
сердце.
За отречением Царя уже через два-три дня Временное правительство,
вопреки всем своим обязательствам, объявило ему об аресте его и
супруги, затем следует переправка Царя с семьей в Тобольск...
В оркестре с потрясающей силой звучит фрагмент из Неоконченной симфонии Шуберта, изображающий трагизм положения героев драмы.
А далее Екатеринбург, Ипатьевский дом, где они оказались уже в
руках большевиков. За те два с половиной месяца, которые им довелось
провести в Екатеринбурге, им пришлось испытать массу унижения,
оскорблений, откровенной циничной наглости.
Особенно сочувственно Соколов пишет о детях. «Ольга Николаевна
была девушка 22 лет. Стройная, худенькая, изящная блондинка, она
унаследовала глаза отца. Она была хорошо образована и развита. В ней
чувствовали «хорошую русскую барышню», любившую уединение, книжку,
поэзию». «Татьяна Николаевна имела 20 лет, была темная блондинка,
худенькая, элегантная. Была замкнута, сдержанна, сосредоточенна и
самостоятельна».
«Мария Николаевна, 18 лет, была светлее Татьяны и темнее Ольги, с
очень красивыми светло-серыми глазами. В семье она была самая простая.
Самая ласковая и приветливая. Она любила быть с простым народом, умела
поговорить с солдатами».
«Анастасия Николаевна, 16 лет, была еще не сложившаяся девушка
подросток. Любила читать, но была с ленцой и не любила готовить уроков».
«Наследник Цесаревич Алексей Николаевич был мальчик 14 лет, умный,
наблюдательный, восприимчивый, ласковый, жизнерадостный. Был с ленцой и
не очень любил книги. Унаследовал простоту отца, но имел свою волю и
подчинялся только отцу».
вучат чудесные мелодии Грига, Свиридова...
Свидетели рассказывали: «Они часто пели. В основном духовные
песнопения. Но иногда и русские песни». Женский хор исполняет «Ты запой
мне ту песню» Свиридова, очень грустно. В ночь с 16 на 17 июля
заключенных будят, предлагают встать и одеться. Николая Александровича,
Александру Федоровну, их сына Алексея, дочерей Ольгу, Татьяну, Марию и
Анастасию, а также приближенных доктора Боткина. Харитонова, Трупп и
Демидову препровождают в подвальное помещение.
Оркестр и хор: Рахманинов «Тебе поем»... Раздается страшный выстрел... На сцене и в зале гробовая тишина.
Через мгновение чтец произносит: «В ночь на 18 июля 1918 г. В
Алапаевске взяты под стражу и вывезены в лес к заброшенной шахте Великая
княгиня Елисавета Федоровна, инокиня Варвара, сыновья Великого князя
Константина Константиновича Игорь, Иоанн и Константин, Великий князь
Сергей Михайлович, князь Владимир Павлович Палей, Федор Ремез. Их живыми
сбросили в шахту, которую взорвали гранатами, завалили бревнами и
землей...»
ишина. Слезы.
И торжественно грянул гимн А.Ф. Львова «Боже, Царя храни». Все встают.
Концерт отзвучал. В зале все стоят и гробовая тишина. Минута, две, три... и взрыв аплодисментов.
О. ШАФРАНОВА