Спустя 140 лет после кончины княгини Ольги древнерусский летописец писал о первой русской святой: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
Ее на протяжении веков называют «корень Православия», а в молодости - «дивной в девицах». Она приняла христианство около 957 г. первой из русских правителей и за три десятилетия до крещения Руси ее внуком князем Владимиром, на которого Ольга оказала огромное духовное влияние.
Великая княгиня и великий князь Киевский - Ольга и Владимир Креститель - стоят рядом в истории Руси не только как родственники, но и как два святителя, за свои деяния по христианизации наших земель именуемые церковью равноапостольными.
24 июля (11-го по ст. ст.) 969 года - день кончины святой равноапостольной княгини Ольги - личности, связующей воедино земли Древней Руси. День памяти ее внука святого равноапостольного князя Владимира отстоит в пяти днях - 28 июля; и ныне вся наша Русь - Великая, Малая и Белая - празднует в этот день 1025-летие своего Крещения.
* * *
В 2003 г. в Пскове, отмечавшем свое 1100-летие, были установлены сразу два памятника великой землячке. Один из них - работы вездесущего Зураба Церетели, изображающий Ольгу-воительницу с мечом и щитом, псковичи установили в новом районе города.
Но более наше внимание привлекает памятник работы Вячеслава Клыкова, поставленный в древнем Пскове у Ольгинского моста, близ Ольгинской набережной в Детском парке - прямо по соседству со святым для псковичей местом - Кремлем, или, как в старину его называли, Кромом.Бронзовая клыковская княгиня Ольга укрывает собой свое продолжение, в том числе (и в первую очередь) и духовное - внука Владимира. Образ учитывает их неразрывность и преемственность, поскольку, несомненно, эти образы, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Белый цоколь памятника начальнице христианства на Руси окружают очень красивые барельефы святых, выполненные в стилистике древнерусских резьб. Клыков использовал прием, которым неоднократно, в своем стиле руководствовался знаменитый скульптор Михаил Микешин: главный персонаж памятника подпирается - словно духовными столпами, стоящими в веках, - двенадцатью фигурами святых, в данном случае преимущественно псковских, что совершенно логично и духоносно. Это - словно общерусские духовные корни, пущенные Ольгой: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр, Марфа Псковская и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея Руси), Корнилий Псково-Печерский, митрополит Вениамин, великая княгиня Елисавета Федоровна и блаженный Николай Салос.
Вспомним и микешинскую Ольгу на знаменитом памятнике «Тысячелетие России», что в Великом Новгороде.Образ «великой княгини Российской» попал и в фокус художественного внимания в празднование 900-летия Крещения Руси. В те годы княгиня Ольга появились в работах В.М. Васнецова и многих других живописцев. Н.А. Бруни написал суровую, несокрушимой веры прекрасную обликом княгиню для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге.Известна драматическая судьба памятника княгине Ольге в Киеве, который создал известный киевский скульптор Иван Кавалеридзе в начале ХХ в. Монумент был утрачен и лишь в наши дни восстановлен. Сегодня памятник предтече великого русского Крещения стоит в Киеве возле Михайло-Златоверхого собора в ряд с фигурами апостола Андрея Первозванного и учителей словенских Кирилла и Мефодия. И.П. Кавалеридзе выиграл конкурс на лучший проект памятника княгине Ольге в Киеве вместе со скульптором Сниткиным и архитектором Рыковым в 1910 г. По настоянию митрополита Флавиана оригинал был подвергнут редактированию: княгиню лишили меча, наделили наперсным крестом, а согнутая в локте рука легла на грудь.Поставленный на Михайловской площади с надписью «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу. Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911» памятник стал жертвой безбожной власти. В 1919-м княгиню сбросили с пьедестала, раскололи и закопали. Боковые фигуры сперва закрыли досками, а спустя четыре года убрали вовсе.
Лишь много лет спустя композиция вернулась на свое место. Части скульптуры, кроме головы, удалось откопать. По эскизам и фото была воссоздана вся скульптурная группа, но уже не из бетона, а из белого мрамора. Восстановлен памятник к 1996 г. скульпторами В. Сивко и Н. Билык.
В Киеве образ княгини-святительницы встречается неоднократно: и в памятниках, и в барельефах, и в росписях. Если помнить, что именно княгиня Ольга стала предтечей христианства на Руси, то вряд ли можно считать это обилие избытком.Иоакимовская летопись уточняет, что Ольга (Хельга, Вольга, что в переводе с варяжского означало «святая») принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.
Это потом Ольга правила Киевом - и во времена походов ее супруга Игоря Рюриковича, и в качестве регента (с 945 по 960 гг.) после его гибели, жестоко расправилась с виновниками его смерти древлянами, растила сына Святослава.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».
Преподобный Нестор Летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».
Поручив Киев подросшему сыну, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Потому историк Н. М. Карамзин назвал княгиню первой русской паломницей. А древнерусские летописцы определили это деяние Ольги как «хожение», соединившее в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси.
Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником из купели был император Константин Багрянородный (912-959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.
На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». (После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.) При крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. «факел» - С.М.), много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами и решимостью обратить народ русский в христианство. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина. С проповедью веры отправилась на родной Север.
Это Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от ее родного села Выбуты (12 км от Пскова, вверх по реке Великой).
Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовной преемственности через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.Материнские усилия княгини Ольги имели драматический и даже трагический результат: успешный воин ее сын Святослав оставался язычником, по его распоряжению был убит племянник Ольги Глеб.
По кончине Ольги «плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди». Княгиня Ольга была канонизирована в лике святых с высоким именованием «равноапостольная» на соборе 1547 г., который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси, сложившееся еще в домонгольскую эпоху.
Мощи «начальницы» веры в Русской земле сохранялись нетленными. При князе Владимире они были перенесены в Десятинный храм Успения Богородицы и положены в раку. По преданию, над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел их через оконце, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Нам следует помнить: накануне кончины, до самого исхода Ольга много молилась, с особенным усердием - о просвещении по ее смерти земли Русской, неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые. Многое сбылось в пророчестве нашей общерусской начальницы веры.
Отдаем ли мы себе отчет - с чем, в каком градусе духовного бытия Русский Мiр встречает 1025-летие Крещения Руси?
___________
Фото - liveinternet.ru/community/1726655/post258477250, fotki.yandex.ru и автор