Служение ближнему должно стать делом каждого христианина

Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента

0
222
Время на чтение 7 минут

3 июля 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности. На нем говорилось о церковной поддержке малоимущих, инвалидов и других видах помощи нуждающимся. Председатель комиссии митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы о работе комиссии.

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский КлиментПредседатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент
 
- Ваше Высокопреосвященство, каковы цели и задачи этого совещательного церковного органа?

- Наша главная задача - способствовать расширению форм помощи нуждающимся и выработке нормативных документов по одной из важных сфер служения - социальной. Сюда входит и помощь нуждающимся. Милосердие, готовность откликнуться, помочь другому в трудной ситуации - без этих качеств сложно представить себе христианина.

Посмотрите на земную жизнь Иисуса Христа и вы увидите, что большую часть Своего служения он пребывал с бедными, калеками, больными людьми, то есть с теми, кто находился в трудных жизненных ситуациях и, не имея надежды на земные средства, обращался к Богу. И говоря о Страшном суде, Христос мерилом будущего каждого человека определил его отношение к ближнему. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», - передает слова Христа апостол Матфей.

Важно увидеть в ближнем Христа, а если мы не видим нуждающихся в нашей помощи, мы не видим Бога.

Понятие «ближнего» не должно ограничиваться религиозными, национальными, политическими и прочими рамками. Уже в Ветхом Завете именно ревнители веры - пророки, которые обличали отступления израильского народа, - помогали обездоленным иноверцам и инородцам. К примеру, ближней для пророка Илии стала вдова из Сарепты Сидонской (см.: 3 Цар. 17: 8-16). Страж веры и благочестия, беспощадный ко греху и вааловым жрецам-идолопоклонникам, помог вдовице. А ведь она была язычницей.

Его ученик, пророк Елисей, с молитвой к Богу совершил чудо: спас сына сонамитянки (см.: 4 Цар. 4: 8-37).

То же самое мы видим и в Новом Завете. В притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30-37) Христос подчеркивает важность заповеди о любви к ближнему. Поступок самарянина наглядно доказывает: смысл религии не в теории и обрядах, а в делах любви, доброте и заботе о ближнем.

Христианин должен видеть ближнего в каждом человеке, независимо от его религиозных взглядов, национальности, социального положения и т.д. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит.

О служении ближнему должен помнить каждый христианин, но должны быть и законы, акты, документы, помогающие в этой деятельности, разъясняющие сложные вопросы.

Комиссия Межсоборного Присутствия по делам церковной социальной деятельности и благотворительности призвана помочь донести до общества и государства четкую позицию Церкви по социальным вопросам, в том числе по проблемам бедности, наркомании, алкоголизма, сиротства и другим негативным явлениям. Грех и духовные болезни терзают общество не одно столетие, с ними борется не одно поколение верующих людей. Комиссия изучает имеющийся опыт и предлагает свои пути решения этих острых вопросов.

26 декабря 2012 года Священным Синодом был принят документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», подготовленный нашей комиссией. Медицинские работники, педагоги, госслужащие разрабатывают свои методики реабилитации. У Церкви тоже накоплен опыт помощи таким людям, причем мы указываем на причину болезни - духовное состояние человека. Наркомания - это грех, а всякий грех зарождается в душе человека.

В Церкви уже давно проводится работа с наркозависимыми. Это осуществляется на уровне приходов, монастырей, лечебных учреждений. А чтобы работа была более эффективной и носила систематический характер, мы сформировали ряд положений о формах такого социально-церковного служения. Есть в документе и ряд требований для тех, кто берет на себя ответственность помогать наркозависимым.

Это только отдельный пример, и таких областей работы много.

Раздача гуманитарной помощи в Крымске. Фото: AFPРаздача гуманитарной помощи в Крымске. Фото: AFP
 
Важно на уровне церковных нормативных документов помочь людям с активной жизненной позицией, тем, кто готов оказать помощь нуждающимся, - волонтерскому движению, сестричествам и братствам. В наше непростое время поистине достойны особого уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых социальных проблем в России.

Принятие важных документов, знакомство с позитивным и эффективным опытом работы представителей Церкви и мирян, воплощение в жизнь одной из главных заповедей Христа - вот наши основные задачи.

- Какой вы видите заботу о малоимущих? Можно ли изменить стереотипность мышления общества по отношению к людям, находящимся «за чертой бедности»?

- Не секрет, что после распада СССР многие столкнулись с нищетой, безработицей, проблемой беженцев. И это после долгих лет социального регулирования, когда большинство насущных вопросов оказания помощи нуждающимся брало на себя государство.

Далеко не все оказавшиеся в сложных ситуациях люди смогли справиться со своими проблемами самостоятельно.

Сейчас в числе малоимущих, к сожалению, не только уже привычные группы населения: пенсионеры, бездомные, инвалиды, трудовые мигранты, безработные, люди, нуждающиеся в социальной реабилитации после заключения. В России и странах СНГ, в отличие от многих других государств, к ним нередко добавляются представители и группы населения, которые обычно не нуждаются в специальной помощи: медицинские работники, технические специалисты, работники сферы культуры, образования, сельского хозяйства, церковные служители и др., имеющие низкий уровень дохода. Ситуация особенно тяжела за пределами больших городов, в регионах, где перестали действовать или сократили производственные объемы градообразующие предприятия; это также относится и почти ко всем малым городам.

В оказание помощи различным категориям малоимущих в той или иной мере вовлечено большое количество церковных организаций. В епархиях действуют благотворительные столовые, организуются пункты выдачи продуктов и одежды, предоставляются бесплатные медицинские, психологические и юридические консультации. Проводятся благотворительные акции, к участию в которых привлекаются люди разного имущественного положения и возраста. Очень важна работа на местах.

Осенью этого года мы планируем провести в Воронеже круглый стол по этой проблеме, и туда будут приглашены представители из разных регионов России. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий познакомит участников круглого стола с епархиальным опытом работы церковных служб социальной помощи. Эти знания и наработки будут учтены при разработке комиссией последующих документов церковной помощи малоимущим.

 
- Как можно поддержать людей с ограниченными возможностями духовно и материально?

- Весной этого года в Санкт-Петербурге мы провели круглый стол, затрагивающий острые вопросы помощи инвалидам. Это выездное мероприятие комиссии стало незабываемым и полезным для ее членов. И мы благодарны митрополиту Санкт- Петербургскому Владимиру за возможность проведения его в городе на Неве. Мы посетили также дом-интернат № 4 для детей со множественными нарушениями развития в городе Павловске под Петербургом. Познакомились с уникальным опытом сотрудников этого учреждения, его воспитанниками. Передали детям книги, которые будут помогать им в развитии у них любви и поддержат духовно.

Церковь может улучшить положение этих людей расширением их связей с внешним миром, социализацией - при помощи добровольцев, организацией творческих и ремесленных мастерских и квартир или групповых домов самостоятельного сопровождаемого проживания, созданием дневных развивающих центров для взрослых инвалидов. Необходимо создание защищенных рабочих мест как в городе, так и на селе, в том числе при храмах и монастырях, где инвалиды могли бы трудиться: слепых и слабовидящих можно привлекать к пению на клиросе; глухих и слабослышащих - к садово-парковым работам и уборкам в храме и т.д.

Одним из приоритетных и перспективных направлений работы социального служения сегодня, мне кажется, становится волонтерское движение. Оно находит всё больше сторонников. Но и здесь есть трудности. Существует проблема статуса волонтеров в государственных социальных учреждениях; их положения в интернатах для инвалидов. Интернаты остаются закрытыми учреждениями. Например, волонтер не может сообщить о фактах грубого обращения с инвалидами, так как в этом случае его могут выгнать. И мы всячески стараемся поддержать интересы волонтеров в рамках закона, разрабатываем для этих целей документы.

Другой важнейший вопрос, на который мы в Церкви должны обратить внимание, - помощь в воцерковлении инвалидов и членов их семей. Члены семей, в которых есть инвалид, требующий постоянного ухода, не имеют возможности вести полноценную церковную жизнь: регулярно участвовать в богослужениях, исповедоваться, получать духовное окормление со стороны священника и т.д. Особый подход требуется для организации церковной жизни инвалидов с нарушениями слуха: накопленный 20-летний опыт окормления глухих в Русской Православной Церкви должен быть использован для усовершенствования жестового богослужебного языка. Большинство проблем воцерковления инвалидов зависит от конкретных диагнозов, от состояния интеллекта и проч., поэтому тут необходим индивидуальный подход, а также обучение по разным направлениям коррекционной педагогики участвующих в работе с инвалидами священников, прихожан и добровольцев.

Важно помнить, что дела милосердия нужны помогающему не меньше, чем тому, кого он поддерживает. По словам аввы Дорофея («Душеполезные поучения»), «более больной благотворит ему (служащему), нежели он больному». Мы должны помнить, что помощь нуждающемуся развивает в сердце человека необходимую для спасения любовь к ближнему.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/62869.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
«В русской литературе много шедевров…»
Беседа с Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви
15.03.2023
Калужская духовная семинария приглашает абитуриентов
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским
26.06.2022
«При определении жизненного пути важно проявлять рассудительность»
Митрополит Калужский и Боровский Климент о выборе молодыми людьми жизненного пути
04.05.2022
Подростки — самые требовательные читатели
О Премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова
16.09.2021
Книга — один из способов поговорить с ребенком
Пока у родителей есть надежда выстроить диалог с детьми, обсудить с подростками вопросы, столь важные для их дальнейшей жизни, нужно использовать такую возможность
02.08.2021
Все статьи Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22