- Народные песни, танцы ремёсла - и юбилей Крещения Руси... Что между ними общего?
- Народное творчество - это не только привычные многим частушки, казачьи песни и прочие популярные фольклорные «бренды». Устная и музыкальная традиция Руси состоит из множества жанров, она имеет огромное стилевое разнообразие. Например, ещё в начале прошлого века в России, особенно в староверческих общинах и на Русском Севере бытовал древнейший жанр духовных стихов и песен. Язык Библии, Евангелий часто был малопонятен простым людям - и они интерпретировали канонические тексты, пересказывали их своими словами, наделяли библейских персонажей близкими народу свойствами.
С другой стороны, народным словом, фольклорной традицией пронизана вся христианская культура. Исследователи Библии находят в текстах священной книги отголоски легенд, сказаний и эпосов разных народов. А великая Соломонова Песнь Песней - не есть ли она прообраз всех последующих лирических распевов, бытующих у народов всего христианского мира?
И, наконец, в этом году отмечается ещё одна важнейшая для всех славянских народов дата: 1150-летие начала Моравской миссии равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые по приглашению князя Ростислава начали перевод священных книг на созданную ими славянскую азбуку. Кириллицей записаны и шедевры народного творчества, собранные фольклористами за несколько столетий.
- В последнее время много говорится о том, что фольклор утратил чистоту, покрылся слоем позднейших наслоений и «новоделов». Насколько это справедливо?
- Во многом это так и есть к сожалению. Более того, продолжаются попытки опошления фольклора, его хотят втиснуть в жанр «попсы» с этническим уклоном. Это неизбежно в любом виде искусства, однако человек со вкусом всегда отличит аутентичную народную песню и манеру исполнения от «контрафакта». Кстати, большинство фольклорных коллективов, которые в этом году приезжают на «Русское поле», исполняет песни, танцы и обряды в их изначальных формах - так, как они были записаны первыми исследователями. Многие исполнители сами работают в этнографических экспедициях, собирают фольклорный материал.
- А разве есть ещё, что записывать? Разве фольклористы за века не собрали всего, что ходило в народе?
- Фольклор - не памятник, не застывшая система. Как всякий вид искусства, он развивается, трансформируется. А порой из самых неожиданных источников появляются отголоски такой старины, что диву даёшься. Вот вам пример: в Костромской области фольклористы полтора столетия записывают образцы народного творчества - а те всё не кончаются! Уже в наше время одна из экспедиций в Островском районе области записала более трёх сотен старинных частушек, 23 фрагмента календарной поэзии, 27 записей свадебного обряда с неизвестными доселе песнями, приговорами, причитаниями - и многое другое. И это не единственный случай, когда собиратели открывают всё новые пласты народного творчества. Это значит, что фольклор жив и будет жить.
А вы знаете, кстати, что народная песня Белгородчины однажды стала номинантом на «Грэмми»?
- Сильно!
- Ещё как могло! В 1986 году популярный тогда на Западе джазовый музыкант Пол Уинтер дал в Москве концерт совместно с фольклорным ансамблем Дмитрия Покровского. Из этого проекта родилась идея записи совместного альбома под названием «Пульс Земли». Пластинка появилась в 1987 году, и в неё вошли две народные песни, записанные в Белгородской области. Одна из них называлась «Под Белгородом». В 1988 году именно эта песня стала номинантом на «Грэмми» и получила титул «Лучшая песня обновлённой старины».
Так что не спешите хоронить наш фольклор. Он ещё и нас порадует, и по всему миру прогремит! Приходите 20 июля в «Коломенское» - убедитесь сами.http://www.russdom.ru/node/7046