Новая слава Христова в Церкви

17 июля - 95 лет со дня убиения святых Царственных страстотерпцев

0
208
Время на чтение 6 минут

Есть замечательная книга «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных» - свидетельства очевидцев. Свидетельство всегда ценно, тем более если оно - свидетельство любящих людей, которые были верны до конца и были готовы пойти на мученичество.

Как тогда, с одной стороны, были «измена, трусость и обман», а с другой - преданность до смерти, так и теперь. Обычно о людях бывают разноречивые свидетельства. Здесь много свидетельств, и они совпадают. И это очень важно, потому что много клевет было на царя. Клевета - страшная вещь. «Избави мя от клеветы человеческия, - говорит псалом, - и сохраню заповеди Твоя». Диавол - клеветник. Сам диавол и все слуги его участвовали в этой работе. Как «раскручивали» накануне революции тогдашние СМИ тему Распутина, как старались царя в народе дискредитировать и как стараются до сегодняшнего дня!

Эта книга как пощечина клеветникам. Клеветники должны замолкнуть раз и навсегда. Правда торжествует.

Поразительно, как свидетельства-воспоминания согласуются со свидетельствами чудес, явленных Богом людям, которые никогда не видели и не могли видеть царя и его семью. И это, может быть, самое большое чудо, потому что события говорят сами за себя. И никакие чудеса не в состоянии лучше передать истину в сравнении с потрясающим значением фактов.

В воспоминаниях, напечатанных в этой книге - в своё время это был материал для канонизации, - почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была не обманчива. Облик царя и всех царственных страстотерпцев вырисовывается здесь таким, каким мы его знали по фотографиям и портретам. Я помню, какое впечатление произвели на меня фотографии царя, когда я впервые их увидел. Я понял, что это человек высшего порядка. В нём есть что-то такое хорошее, как бы природное, как воздух, как вода, благодатно-спокойное, именно оттого что он - царь, что он дан, что он как стихия. Он как бы не зависим от нас данным ему от Бога даром и в то же время близкий, родной, как будто я всегда его знал. Позже я понял, что так мы воспринимаем Самого Христа и всех Его святых. Он - человек, Богом отмеченный, и в нём удивительная естественность. Таким и должен быть царь. Царь как будто приближен к Богу, он между своими подданными и Богом. У него лицо человека, который знает самое главное и потому исполнен покоя. Такой покой в нём, что на него можно положиться, и мы пред ним как дети. Многие наши интуитивные мысли находят подтверждение, начиная от описания бытовых мелочей и заканчивая крупными событиями.

Святость обретает плоть. Святые - это не значит безгрешные, без недостатков. Перед нами люди со всеми особенностями их характеров, со всеми искушениями. Но откуда это сокровенное признание: «Знакомство с этими людьми составляет величайшее счастье моей жизни», «Я благодарю Бога, что Он послал мне таких друзей»? Их семья очаровывала тех, кто приближался к ней и понимал, что это за явление. Благоговение перед этой семьёй было естественным - как перед существами высшего порядка.

Итак, первое, что бросается в глаза при чтении, - это были люди, предназначенные к высочайшему подвигу с самого своего рождения. В них - избранничество от Бога с младенчества, как это было у святителя Николая, у преподобного Сергия, возгласившего во чреве матери, у преподобного Серафима. Когда супруга Александра II Мария Александровна приехала в Дармштадт, принцесса Алиса Гессенская показала всех детей, в том числе грудного младенца Алису, будущую императрицу. И тогда императрица Мария Александровна сказала своей фрейлине по-французски: «Вот ваша будущая императрица». В контексте повествования это воспринимается не как предсказание, что ребёнок будет особым образом облагодатствован земной судьбой, а как указание на христианское служение, которое ему предназначено свыше. С той же мыслью апостол Павел говорит: кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1), имея в виду каждодневную готовность к принятию мученичества.

В чём же ещё удивительный подвиг Царственных страстотерпцев? Это было время, когда в высшем обществе России началось разложение, которое всё более захватывало и низшие слои. А они, находясь на самом верху российской жизни, являли образец, именно образец противоположного - в своём личном христианском и общественном служении.

Это были люди необыкновенные ещё до своего мученичества - вот что мы снова и снова должны подчеркнуть. Не так, как сегодня некоторые видят их святость только в мученичестве, говоря, что прежняя их жизнь не даёт никаких оснований для прославления. Мы можем проследить, как постепенно вызревает подвиг страстотерпчества и мученичества. Таков духовный закон: праведность всегда вызывает вражду у тех, чьи дела злы. «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас», - говорит апостол любви Иоанн Богослов. Причина заключается в том, что добрый человек - обличение злому. Даже если он ни слова не говорит, его жизнь является молчаливым выявлением тьмы беззаконных. В Книге премудрости Соломона ярко выражено это отношение злых людей к доброму человеку: Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим. Он пред нами - обличение помыслов наших. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его. Он удаляется от путей наших как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его и испытаем, какой будет исход его. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его, осудим его на беззаконную смерть, ибо по словам его о нем попечение будет (Прем. 2, 12- 26).

Именно эта глубина жизни и мученического подвига государя должна быть положена в основание составителями его жития: где бы ни находился христианин, даже если он не говорит ни слова, он действует как совесть общества, и по этой причине мир будет ненавидеть его. Ненависть мира к христианину - один из главных феноменов судьбы царя, и он объясняется тем, что люди от мира видят в христианине осуждение себя. Они видят в христианине то, чем они сами не являются и чем (в глубине сердца они знают это) они должны быть. И оттого что они не хотят покаяться, не желают меняться, они стараются уничтожить человека, который напоминает им об их потерянном добре и мешает им жить спокойно и свободно.

Следует отметить ещё одну существенную черту: для Николая II не было разницы между исполнением личного христианского долга и служением государя. Он не просто христианин - он православный царь, помазанник Божий, и власть, основанная на христианских принципах, имеющая благодатную помощь свыше, более всего ненавистна злу, потому что она постоянно ставит пределы его вольному греховному развитию. Мир не остановится ни перед чем, чтобы устранить это препятствие.

Слово «мир» в православной аскетике означает совокупность страстей, но это также - человеческое общество, организующее себя без Бога. Мы видим, что зло не только делается всё более наглым и открытым, оно становится всё более организованным, и это есть первый признак близкого присутствия антихриста. В этих условиях Церковь не может ограничиться одним призывом христиан к личному благочестию. На неё ложится ответственность обеспечить на всех духовных фронтах организованное сопротивление организованному злу. Прославление царственных страстотерпцев через осознание того, что произошло и происходит сегодня с Россией, может стать не только косвенным участием в тайне «удерживающего» (2 Сол. 2, 7), но и непосредственно в их мученичестве.

Напряжение сил зла вокруг государя накануне революции так же, как и сегодня, достигало предела, ибо речь шла о судьбе Православия и России, а значит, и всего человечества. И потому страдания и смерть Царственных страстотерпцев - не поражение, а победа. Худшее, что люди могли сделать царю, было попущено Богом, но всё их самое худшее не могло его победить! Крест - не конец, за ним следует Воскресение. Слава Воскресения изменила все. Но прежде своего креста и причастия славе Христова Воскресения государь имел благодать сказать: «Передайте всем, что зло, которое в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит, а любовь».

Вера в Бога и вера в свой народ оказалась сильнее всего, и эту веру не могло поколебать никакое человеческое предательство. В свидетельствах о чудесном заступничестве Царственных страстотерпцев обращает на себя внимание то, что во многих случаях благодатную помощь получали люди, которые до этого были равнодушны к судьбе царя и даже участвовали в клевете на него - будь это вчерашняя коммунистическая ложь или сегодняшний «демократический» обман. Плохие люди, ставшие благодаря заступничеству царя пред Богом хорошими, - новая слава Христова в Церкви. Это свидетельство, что Христос действует через царственных мучеников, освящая их жертву.

Бог избрал самое лучшее. В жертву за Россию был принесён её цвет: вначале государь с семьёй, а потом - все верные Богу, царю и Отечеству. Возможно ли было любить Россию чище, возвышеннее, преданнее, чем они? Они действительно любили её, даже до крови. В этом было глубокое мистическое понимание роли России во всём мире как православной державы и значения единения братских славянских народов. Когда государь вынужден был подписать приказ о вступлении в войну с Болгарией, связавшей себя с Австро-Венгрией, у него дрожали руки.

Значение этой книги в том, что откровение, богословие о православном монархе-мученике богопросвещённых умов и сердец совпадают со свидетельством очевидцев. «Император и императрица, - пишет неподкупный иностранец Жильяр, - думали, что они умирают за Отчизну. Они умерли за всё человечество. Их истинное величие не в императорском достоинстве (хотя, как мы видели, это имело и имеет значение. - Авт.), но в достижении высших человеческих добродетелей, до которых они постепенно возвысились. Они стали духовно совершенны; это дало им не земную преходящую силу, но чудесную твёрдость и ясность души древнехристианских светочей, против которых безсильны людская злоба и которые торжествуют в самой смерти».

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

http://www.russdom.ru/node/6929
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06