Чтобы входящие видели свет

10 июля Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

0
184
Время на чтение 6 минут

«И когда его не стало, нельзя было не понять, что мир не способен на ту любовь, которая была в нем. Вас могут по-мирски любить горячо и преданно. Но этой всеобъемлющей, нетребовательной, все­прощающей любви вы уже ни от кого не дождетесь». Так писал о преподобном Амвросии Оптинском Евгений Погожев (Е. Поселянин), церковный историк и духовный писатель конца XIX - начала XX века, расстрелянный за исповедание веры и монархические убеждения в 1931 году. Евгению Погожеву был всего 21 год, когда оптинский старец отошел в вечность. Но встреча с преподобным озарила и согрела всю его жизнь, вплоть до дней мученичества. А сколько их было всего - спасенных, отогретых, вразумленных, укрепленных и направленных оптинским батюшкой? Сам же Поселянин пишет - тысячи и тысячи. И у каждого из этих тысяч складывалось впечатление, что он у батюшки - если не на первом, то где-то на одном из первых мест. И каждый из этих первых, то есть бесконечно значимых для отца Амвросия людей, в октябре 1891 года почувствовал себя сиротой.

Оптинский старец Амвросий, хотя и участвовал в книгоиздательской деятельности монастыря, собственных книг не писал - ни сил, ни времени на это у него не оставалось совершенно. Его частные письма и устные высказывания нашли свой переплет уже после его смерти - трудами оптинских насельников и шамординских монахинь, усилиями духовных детей и учеников. «Батюшка, как это вы просто все говорите», - удивлялись ученики при жизни учителя, а он отвечал, что просил этой простоты у Бога много лет. Простые и точные советы преподобного запоминаются с первого раза на всю жизнь: «Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит». Действительно, ведь гордость глупа и смешна! Или: «Читайте "Отче наш", но не лгите: якоже и мы оставляем должником нашим». Раз услышишь - и никогда уже не произнесешь этих слов механически, не задумываясь. Или вот еще: «Тоска - дочь лени, а уныние - внук ей». Вместо жалости к себе, стало быть, ищи, где и в чем поленился. Бесценный совет!

«Правильно разумеющие с радостью воспоминают равно как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или, содрогаясь, принимают оный как бы предвестника какой-либо беды. Но не Крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оставим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскресение Христово, так и Крест Христов...»

Сам иеромонах (впоследствии иеросхимонах) Амвросий нес крест тяжелейший: он был очень больным человеком, и тогдашняя медицина не могла ему помочь. В тридцать пять лет он как священник вынужден был выйти за штат - телес­ная немощь не позволяла ему служить Литургию, и до конца жизни своей он уже не служил. Но люди шли к нему нескончаемым потоком, их становилось все больше - по мере того, как распространялась по России слава оптинского старца. То, что он прожил долгую (1812-1891) жизнь - воистину милость Божия. Не Сам ли Господь держал эту свечу на подсвечнике, чтобы помраченная Россия видела свет (ср.: Лк. 8, 16)? Россия ведь уже хворала теми тяжкими недугами духа и сознания, которые спустя некоторое время привели ее к катастрофе. К больному монаху приходили люди, физически гораздо более здоровые, нежели он, но страждущие духовно. Кому-то из них он не помог - потому что нельзя было помочь, не было на то воли самого человека, и самый трагический пример здесь - Лев Толстой...

Но для преподобного воистину не было разницы, кто перед ним: «властитель дум» или неграмотная крестьянка из глухой деревушки. Широко известный эпизод с болевшими и издыхавшими индюшками говорит именно об этом: все люди были для преподобного равны, как равны они для Христа. Не в этом ли отличие нашей мирской любви от любви, заповеданной Спасителем? Мы тоже любим, и подчас сильно, но кого? Того, кого нам нравится любить, кто нам близок, дорог, кто наш - в отличие от иных, не наших, чуждых нам людей. Для нас люди не равны. Потому вряд ли мы выдержали бы то, что изо дня в день выдерживал старец Амвросий, который, по свидетельству очевидцев, к ночи не мог уже от изнеможения говорить, а наутро вновь открывал свои двери для нуждавшихся в утешении. Многим из них, кстати, требовалась не только духовная - и материальная помощь тоже, и они ее получали. Никаких подозрений, никакого контроля за расходованием средств при том не было - Бог все видит, Его не обманешь, этого довольно. Никакого значения не придавалось также и выражениям благодарности: «Если делаешь доброе, его нужно делать лишь для Бога, - учил старец, - а на неблагодарность людей не обращать внимания».

Упомянутый выше Евгений Погожев, духовный сын старца, писал, что страдание приходивших к отцу Амвросию людей «...утихало прежде, чем он начинал говорить. Туча душевная рассеивалась в лучах его святыни. То было что-то необъяснимое, но испытанное всяким, кто хоть сколько-нибудь знал его. Успокоение, больше того - какое-то тихое и вместе восторженное чувство давал душе один его вид. К чему тут были слова, когда перед вами был факт, живое доказательство живого неба, когда перед вашим утомленным от ничтожества земли взором в лице этого человека блистало само Царство Божие?»

И как же откликались люди на истинно христианскую любовь старца, как жаждали они общения с ним! Вот свидетельство одной из сестер основанной старцем Шамординской женской обители: «Еще в первых числах июля пронесся слух у нас, что батюшка собирается к нам после Казанской погостить, но нам казалось это несбыточной мечтой, мы боялись и радоваться, боялись даже и говорить об этом. Наконец, уже за неделю до приезда батюшки слух этот стал все чаще и чаще повторяться слышавшими от него самого. Говорили, что он приедет в пятницу, субботу, воскресенье. А мы все не смели этому поверить. Как наконец в понедельник начали стекаться к нам для встречи батюшки с разных сторон посетители. Тройка за тройкой так и мчится к Шамордину. В гостинице все номера заняты... (далее - описание общей радостной суеты, приготовлений к приему гостя) ...Церковь также преобразилась: пол в ней устлали коврами, столбы и колонны украсили гирляндами папоротника и живых цветов. Но еще более праздничный вид придавали ей сияющие лица сестер, которые то и дело забегали туда узнать, не приехал ли кто из Оптиной, не слышно ли чего-нибудь о родном батюшке, весел ли он был накануне, покоен ли?..»

В Шамордино старец провел свои последние дни, там и скончался. И вновь пошли-поехали в обитель люди со всех сторон - проводить любимого человека в последний земной путь. Хоронить его решили в Оптиной, и гроб туда несли по осенней распутице на руках, сменяя друг друга, - двенадцать верст.

Амвросий Оптинский (в миру - Александр Гренков) прославлен в лике святых угодников Божиих на Поместном Соборе в 1988 году; это был год празднования Крещения Руси и, по сути, первый год свободы для Русской Православной Церкви. Одновременно со старцем Амвросием Церковь причислила к лику святых его современника и почти ровесника - святителя Феофана, Затворника Вышенского, и святителя Игнатия Брянчанинова, который преставился в 1867 году. Святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизирован двумя годами позже. Россия возвращалась к Православию и вновь обретала своих святых. 10 июля 1998 года при раскопках в Оптиной пустыни были обретены честные мощи преподобного Амвросия и еще шести святых Оптинских старцев. Ныне они почивают во Введенском соборе пустыни.

Сегодня о преподобном Амвросии написаны книги. Читая их, мы можем в какую-то минуту поддаться искушению и задать горький вопрос: почему же на моем-то пути не встретилось такого человека, за что я так обделен? Но, если мы все же не только читали, но и попытались хотя бы в какой-то мере стать учениками старца Амвросия, мы непременно должны задать себе еще один вопрос: а почему же я сам не становлюсь таким человеком, не нахожу в себе сил любить людей евангельской любовью? Если я сам этого не делаю - даже не пытаюсь, по сути - то от кого я этого жду?

Если же мы будем стараться, батюшка Амвросий непременно поможет нам. Ведь его любовь - она никуда на самом деле от нас не ушла. Она жива, потому что он жив. Молясь ему, прикладываясь к его образу, мы чувствуем подчас то же, что чувствовали его современники, все, кто входил в убогую келью старца и сразу видел свет.

Газета «Православная вера» № 13 (489)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-07-09-23-12-02-chtoby
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22