Восток и Запад: возможность христианского синтеза


Проект "Запад: и не друг, и не враг, а как?"

Общим местом стало представление, что православные люди в России крайне негативно относятся к Западу, считают, что оттуда распространяется всё злое, что Запад стремится уничтожить и Православие, и Россию, и русский народ. Так ли это? Действительно ли Запад - безбожный, антихристианский, аморальный? Можно ли говорить о Западе как о чём-то едином? Есть ли там что-то доброе, и если да, то должны ли мы это доброе перенимать? В чём состоят реальные противоречия между западной цивилизацией и русским миром? К сожалению, на эти и многие другие вопросы чаще всего даются ответы в формате лозунгов, и данная тема чаще всего привязывается к текущей политике. Мы же хотим использовать сайт «Фомы» как площадку для спокойного и взвешенного обсуждения, избегая всяких крайностей.

Об истории понятий «Запад» и «Восток» в культуре и о том, куда тут отнести Россию, мы побеседовали с российским философом и культурологом, доктором философских наук, профессором Высшей школы экономики Александром Доброхотовым.

- Александр Львович, какой смысл, на Ваш взгляд, сегодня имеет противопоставление «Запад-Восток»?

- Запад и Восток я бы отнес к тому типу парных понятий, которые на сегодняшний день пора сдать в архив. (Речь, конечно, не о географических понятиях.) Такие противопоставления, как «правые - левые», «либерализм - консерватизм», «Запад - Восток» и тому подобные, возникли в XIX веке и имели смысл как идеологические маркеры. К примеру, пара «Запад - Восток» задавала рамку для процесса европейского самосознания, для оформления колониальной идеологии, формулировки особой миссии Запада. Но сейчас мы живем в другом, стремительно глобализирующемся мире, и подобные противопоставления скорее сбивают с толку, чем проясняют ситуацию. Впрочем, я понимаю, что отделаться так просто от этих привычных схем мы не сможем, и поэтому есть смысл хотя бы их прояснить.

Если взглянуть на историю концепта «Восток - Запад» (могу порекомендовать в качестве краткого обзора по этой теме статью Л. Черной «Образ "Запада" в русской культуре XI - XVII вв.» в сборнике «Россия и Запад: Диалог или столкновение культур». М., 2000), то можно заметить отчетливые вехи его развития. Если в архаической мифологии в основном в нем отражается естественное наблюдение над восходом (рождением) и закатом (смертью) солнца (что логично связывалось с расположением рая на востоке, а ада на западе), то с появлением древнегреческой цивилизации (слова «культура» и «цивилизация» здесь я буду для простоты употреблять как синонимы) возникает культурно‑историческое противопоставление. Греция противопоставляет себя персидскому Востоку как свободный мир - деспотии. Следующая веха - появление Восточной Римской империи, которая до некоторой степени была синтезом Запада и Востока. Но в 1054 году разделение Церкви опять задает линию противостояния, а крестовые походы стимулируют и формирование соответствующей культурной идеологии в отношении исламского мира. Падение Византии в 1453 году в очередной раз меняет диспозицию: исчезновение Второго Рима парадоксально сблизило Первый и искомый Третий Рим перед лицом консолидированной турецкой угрозы, но также обострило отношения «латинской» и «греческой» веры. С появлением Европы Нового времени тема приобретает привычные для нас идеологические очертания: есть Европа с ее «окраинами», есть косный мир Востока и мир дикарей, подлежащих окультуриванию. Конечно, на самом деле сюжет намного сложнее, но этот очерк позволяет заметить, что концепт «Восток-Запад» - это продукт истории самосознания греко-римского и христианского мира, и принимать его за историко-географическую очевидность не стоит.

По сути, так называемый «Восток» - это вся ойкумена, а «Запад» - маленький регион Средиземноморья, осуществивший дерзкий исторический эксперимент по созданию гражданского общества. Этот эксперимент увенчал социальным итогом долгий период великого поворота человечества от племенных религий к религиям личного предстояния перед Богом. С этого момента мы можем делить мировую цивилизацию на «два града»: 1) сообщество, созданное на основе общинной традиции, естественной солидарности и духовного авторитета и 2) сообщество, созданное на основе свободы индивидуума, мирной конкуренции и формального закона. То, что второй «град» стал ассоциироваться с «Западом» - семиотическая случайность этой исторической закономерности.

- Насколько Россия меняла свое положение на протяжении своей истории по отношению к Западу?

- Дмитрий Сергеевич Лихачев неоднократно подчеркивал, что для России принципиальную роль играла ось «Север - Юг», тогда как ось «Восток - Запад» была скорее умозрительной темой. Действительно, ни призвание ко власти «варягов», ни крещение Руси не отдаляло ее от Запада, хотя крещение все-таки несколько дистанцировало нас от западнославянских земель, которые приняли христианство не из Византии, а из Рима. Так что греко‑православная форма христианства, конечно, породила специфику русской культуры во многих ее проявлениях, включая политические. Отчуждение от католицизма, а следовательно - от этических и политических ценностей Запада, от ритма западной истории, нельзя не замечать. Но и фатального противостояния в этом нет.

Другое дело - монголо-татарское иго, которое было реальным источником ориентализации Руси. Что бы ни говорили сторонники евразийских фантазий, и само иго, и та во многом обусловленная его наследием форма, в которой шло объединение русских земель вокруг Москвы, не были благом для Руси. Но и в этом, пожалуй, нет еще предопределенности размежевания с Западом. Более тяжелыми последствиями были два события XVI и XVII веков: политический раскол Руси, который принесло с собой правление Ивана Грозного, и церковный раскол, который на какое-то время лишил Русскую Церковь силы общенародного духовного авторитета и заставил уйти в подполье активные силы народного сознания. Парадоксально, что Запад в это же время пережил и подобные эксцессы абсолютизма, и блокирование Церкви государством, но - каковы бы ни были причины - именно в России эти процессы заложили корни отчуждения от Европы и многих других цивилизационных проблем и драм. Оставаясь неизжитыми, эти два раскола мешали любому прямолинейному реформированию и модернизированию России.

Так, когда в период правления Петра Великого опять «прорубается окно» на Запад и внешне Россия превращается из монархии полувизантийского типа в квази-западную империю, эксперимент по вестернизации - при всех его плюсах - разрушает традиционные механизмы общественной саморегуляции, замыкает решение всех социальных вопросов на власть и ее аппарат, лишает Церковь патриаршества. Но в то же время мы не можем не заметить постоянный вектор исторического движения России: движения на Запад к интеграции без утраты идентичности.

- Можно ли Россию на Ваш взгляд считать отдельной цивилизацией, или она часть чего-то большего? Если справедливо последнее, то в чем ее специфичность все-таки?

- Ответ в таких случаях зависит от исходных определений. (Хотя, при любом определении цивилизации ничто не мешает ей быть «частью чего-то большего».) Конечно, Россия - особая цивилизация. Но она - часть христианского мира, связанная с Европой историческими и культурными узами, говорящая на индоевропейском языке. Здесь нет ни антиномии, ни парадокса. Такой же особой цивилизацией являются и Англия, и Франция, и Испания и т.п. Отвечая на первый вопрос, я пытался показать, что «Запад» и «Восток» есть различение двух путей культуры. Поскольку Земля - круглая, восток и запад находятся в любой ее точке, кроме полюсов. Так же и внутри любой культуры Европы и ее вариаций (с определенного момента Нового времени можно просто сказать - в любой культуре мира) есть свой «Запад» и свой «Восток». Всегда решалась (и продолжает решаться) задача примирения закона и традиции, формальной свободы и культурной почвы.

Так что специфичность России не в этом. Пожалуй, искать формулу специфичности для 1000-летней культуры - не очень корректное занятие. С таким же успехом можно искать самую специфичную ветку дерева. Правильнее будет воспринимает его как живое органическое целое, которое может быть разным. Даже традиционно приписываемая России роль посредника между Западом и Востоком - не специфична. И не только потому, что этой роли Россия фактически никогда не играла. Настоящий синтез Востока и Запада (если говорить о различении, возникшем в западном культурном сознании ) уже осуществлен самим христианством, и нервом дальнейшей истории (истории, а не внешней экспансии) Запада стал не столько поиск посредничества, сколько истолкование уже произошедшей встречи. Кажется, и для Востока этот вопрос решен: его успешные цивилизации научились соединять традицию с законом, и сегодня главная проблема мира не конфликт «Восток - Запад», а конфликт «глобальный мир - национальное государство».

- Как Вы считаете, насколько важно Православие для России, явилось ли оно решающей формирующей силой для нашей страны?

- Оно столь же важно, как язык, историческая память, жизненная среда. То есть, как коренная формирующая сила. Тот факт, что Россия - православная цивилизация, не может задевать чуждых Православию россиян. Так же как, скажем, православных (или неверующих) итальянцев не может задевать тот факт, что Италия - католическая цивилизация. Дело даже не в количестве верующих. Подчеркну еще раз выражение «формирующая сила»: дело в корневой системе культуры, которая складывается в определенное время в определенную конфигурацию из взаимодействующих сил. Даже если эта подпочвенная система становится невидимой, она не перестает питать культуру. Но именно поэтому попытки выбрать лишь один из элементов системы в качестве определяющего всегда неуспешны. Самобытность - да. Россия самобытна, но как христианская страна она часть мира этой вселенской религии. Православие - да. Но это не болгарское и не сербское Православие; у русского - своя судьба и свой чекан. Запад - да. Но разве Запад не сделал своим устоем охрану права быть непохожим на других? Восток - да. Но - вспомним известные стихи философа Владимира Соловьева - Восток Ксеркса или Христа? Я хочу сказать, что любая универсалия, которую мы ищем для всеобъясняющей «вывески» (Гегель бы добавил - «как ленивый ищет стула»), не столько отвечает на вопрос, сколько порождает цепочку новых вопросов. Поэтому, говоря о религиозной идентичности, мы должны видеть ее в конфигурации действующих сил, не превращая ее в «признак» или «свойство».

- В чем, на Ваш взгляд, состоят реальные противоречия между Россией и Западной цивилизацией?

- Из предыдущих ответов следует, что Россия - часть Западной цивилизации. Цивилизация же вообще может быть определена как исторически устойчивый (но - увы - преходящий) способ преодоления всех противоречий. «Конфликт цивилизаций» - это заблуждение некоторых теоретиков. «Реальные противоречия» - это политика и экономика: здесь надо искать корни конфликтов. То есть - цивилизационных противоречий между Россией и Западом нет и быть не может.

- Что бы нам хорошо перенять с Запада?

- Из уже сказанного ясно, что «перенимать» - это не проблема. Мы помним, как разные культуры перенимали друг у друга компас, книгопечатание, судопроизводство, но вот получалось всегда не то, чем это было у «доноров». Так, права человека - ценность, которую нам хорошо бы перенять, но перенять-то ее и нельзя. Проблема - и не только России - в том, чтобы пройти путь, в конце которого не перенятое, а выстраданное.

- Есть ли реальные опасности с Запада для нас, и как к ним относиться?

- Как и в случае с «реальными противоречиями», мы имеем дело с «опасностями» политической тактики, а не культурной стратегии. Любой субъект культуры не опасен по определению. (Опасность там, где есть столкновение интересов вне правовой сферы.) Несколько утопично в Вашем вопросе - «для нас». Кто это - «мы»? Беда России в том, что право сказать о себе «мы» еще долго надо будет завоевывать.

- Меняется ли Запад, и в каком направлении? Вообще Запад - это нечто единое целое в цивилизационном отношении, или внутри него есть разные важные различения?

- Из суммы сказанного следует, что говорить о Западе как о простом целом субъекте не приходится. Конечно, это пестрый букет разных культур. Но, с другой стороны, это не избавляет нас от элементарной умственной задачи находить общее в разном. Значит, можно (не без риска) говорить и о «Западе вообще». Такой Запад, кажется, меняется в направлении политической дезинтеграции и моральной капитуляции. Но это совсем не «закат Европы», а передача культурной эстафеты, как это было уже много раз в истории Запада. В какой-то момент истории греко-римско-христианской мир перестал быть социальной плотью и стал идеей. Затем идея неоднократно воплощалась: в том числе и в российской цивилизации. Сейчас речь идет о планетарном воплощении, но его контуры еще только проступают в исторической реальности.

- Как нам искать баланс между «низкопоклонством» и изоляционизмом?

- Аристотель говорил, что в плохом середины искать не надо. Если быть собой, то остальное приложится.

Источник фото А. Доброхотова - сайт Владимира Якименко.

Автор: ПУЩАЕВ Юрий

http://www.foma.ru/vostok-i-zapad-vozmozhnost-xristianskogo-sinteza.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Доброхотов:
Восток и Запад: возможность христианского синтеза

Проект "Запад: и не друг, и не враг, а как?"
04.07.2013
Все статьи автора
Юрий Пущаев:
«На данные ему пять талантов истинно принес другие пять»
Беседа об историке Николае Карамзине и его консерватизме
03.12.2019
Европа ли Россия?
Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
29.09.2019
Христианин, эрудит, философ
Памяти Николая Константиновича Гаврюшина
16.08.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019