Родительское пожелание
- Будьте добры, расскажите нам, пожалуйста, на экскурсии по Оптиной что-нибудь этакое... Какое? Ну, вы же понимаете, такое... Богодухновенное! Чтобы мои дети-подростки сразу раз - и в Бога уверовали!
«Тихон сидит тихо»
- Мы на экскурсию к вам - с ребенком. Восемь месяцев. А куда же нам его?! Да, младенец... Да, экскурсия длится больше часа... Не, вы ему не помешаете! И он - вам! Он - Тихон и будет вести себя тихо!
Маленький Тихон действительно ведет себя тихо, слушает про Оптинских старцев и блаженно улыбается все полтора часа.
И всё для того, чтобы...
Паломница жалуется:
- Вот наша жизнь: грешишь да каешься... Бегаешь за батюшкой, ищешь его, ищешь - и всё для того, чтобы наговорить про себя кучу гадостей! Ага, это я про исповедь!
Праздник преподобной Марии Египетской? Сегодня? Ну, что я могу сказать по этому поводу?! Мария Египетская, конечно, имеет отношение ко всем нам... Вот только мы к ней никакого отношения не имеем!!!
Деликатно и неделикатно
Паломник опровергает недостоверную информацию:
- Если говорить деликатно, то это недостоверно... А если говорить неделикатно - то это бред сивой кобылы!
Точка дислокации
Муж с женой во время экскурсии:
- Вы знаете, мы прочитали в книге «Пасха красная»: космонавты видели из космоса, как от Оптиной Пустыни поднимается столб света. Мы поняли так, что это благодать, по-видимому... Не могли бы вы нам показать это место в Оптиной, откуда столб света исходит? Ну, точку дислокации, так сказать... Как это не можете?! А еще экскурсовод...
«Можно вам исповедаться?»
- Алло, это экскурсионная служба?
- Да, здравствуйте.
- Оптина Пустынь?
- Да, слушаем вас.
- Можно вам исповедаться?
«Это я, но не к вам!»
Захожу в паломническую гостиницу. На мне черная длинная юбка, черный жилет, на голове платок - так одеваются все, кто трудится на постоянном послушании в Оптиной. Мне навстречу - радостные паломницы, которые заждались дежурного администратора паломнической гостиницы:
- Ой, это вы! Наконец-то!
- Нет, это не я! То есть это, конечно, я, но не к вам...
И мы дружно смеемся.
«Как Ока?»
Едем из Оптиной на автобусе. Весна, половодье, сильный разлив всех рек в Калужской области: Оки, Жиздры и других. На остановке рядом - автобус из другого края. Наш водитель, не обратив внимания на номера, высовывается из кабины и спрашивает у другого водителя:
- Как Ока?
Неместный водитель не понимает вопроса. Слышит только непонятное: «Ка-ка-ка?» Страшно удивляется. Крутит в ответ пальцем у виска и передразнивает:
- Ко-ко-ко!
«Вы знаете, что такое благодать?»
Старец Илий. Фото: Иван Жук |
- Батюшка, вы знаете, в нашем городе один храм - такой благодатный! А другой - не очень... А вот еще один - там благодати совсем нет!
Старец печально:
- А вы знаете, что такое благодать?
Ум в голове сидит!
В очереди на исповедь - высокая полная дама уже в годах, с пышной химической завивкой, на самом верху которой узенькая полоска шарфика; на лице явный перебор косметики. Дождавшись очереди, громко:
- Отец Н.! Вот молитва Иисусова чего-то не идет у меня! А чего - не понимаю! Вот вы мне объясните: как это ум в сердце опускать надо? А то он у меня никак не опускается. Так в голове и сидит! Ум-то!
Отец Н. что-то деликатно и тихо отвечает. В ответ всё так же громко, на весь храм:
- Как это - не надо мне опускать ум в сердце?! Как это Господь Сам устроит?! Я книжки духовные читаю! Я вам не какая-нибудь бескультурная!
Девушка с голубыми волосами
Паломница рассказывает:
«Дело было в нашем храме. Скромно одетая девушка подходит к священнику после службы:
- Батюшка, я вот хочу свою подругу к нам в храм привести...
- Бог благословит, приводи.
- Да она, батюшка...
- Что такое?
- Да она... Совсем никакая... И выглядит...
- Ну, как она выглядит?
- Да одежда и прическа - совсем для храма не подходящие...
- Ничего... К нам тут вообще ходила девушка с голубыми волосами и кольцом в носу...
- Батюшка, это я была - год назад...
-...»
«Наконец-то помолюсь!»
Две инокини из женского монастыря рассказывают:
«Пришли мы в монастырь, все - неопытные, новоначальные. И наставницы наши такие же: преемственность монашеская утеряна, стариц да и просто опытных монахинь днем с огнем не сыщешь... Кто как горазд, тот так и подвизается... Одна трудница всё время жаловалась:
- Помолиться некогда: всё время на послушании! Да и негде: в келье по несколько человек живем!
- А на службе?
- Да на службе, среди людей - какая молитва?!
Стала она одна ночью ходить в храм.
А другая трудница была "зациклена" на колдовстве и порче и всё выискивала вокруг колдунов. Вот она и принялась духовнику жаловаться:
- Батюшка, я проследила за сестрой ночью, в окно храма видела, как она посреди церкви руками машет и завывает - ну точно колдует! Колдунья, она, батюшка, точно: колдунья!
Духовник очень удивился и остался после вечерней службы в алтаре. Стемнело, слышит: пришла трудница. Духовник тихонько выглядывает и видит, как она встает на колени и радостно, на весь храм восклицает:
- Наконец-то помолюсь от души, Господи!
И начинает громко молиться, при каждом слове воодушевленно и высоко взмахивая руками:
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас: батюшку дорогого, всех сестер и меня, грешную!»
Инокиня, приехавшая в Оптину в паломническую поездку, поделилась, как лет 15 назад, когда их монастырь только открылся, настоятельница решила ввести традиционное монашеское делание - откровение помыслов. Но сестры, не привыкшие к такому деланию, вместо откровения помыслов стали впадать в грех осуждения, наушничества, сплетен. Появился соблазн с помощью этих самых откровений снискать себе льготы или, наоборот, восстановить матушку против тех, кто не нравится. Сестры стали называть это откровение помыслов - откровением домыслов.
А поскольку в большинстве своем они были люди искренние, имеющие желание подвизаться, то скоро поняли (и первая - настоятельница), что до откровения помыслов еще дорасти нужно. И тем, кто открывает, и тому, кому открывают. Настоятельница отменила «домыслы», и каяться в помыслах сестры стали на исповеди - опытному духовнику.
Об этой грустной истории я рассказала игумену С., духовнику уральской женской обители. Большинство сестер этой обители (а я хорошо их знала, так как десять лет окормлялась и несла послушание в этом монастыре) начали иноческую жизнь лет 15-20 назад. Чистые, ревностные, они пришли не из-за скорбей и напастей, а потому что возлюбили Господа. Господь призвал - и они пришли. Этими сестрами можно было залюбоваться. Страсти ведь оставляют отпечатки на лицах людей: в выражении глаз, уголках губ. А тут передо мной были удивительно светлые лица, на которых - след не страстей, а чистоты и молитвы.
И духовник сказал тихо:
- Вот, если они будут и дальше подвизаться, трудиться и молиться, то, возможно, лет через 50 кто-то из них обретет духовный опыт, станет не старушкой, а старицей и сможет принимать откровение помыслов.
«Скорее покупайте!»
Инокиня с юмором вспоминает о себе самой десять лет назад.
Пришла в обитель юной девушкой, подвизалась ревностно, по новоначалию ее «заносило». Так, начитавшись про память смертную, про то, как древние старцы даже заранее себе гроб сколачивали и в нем спали, старалась всячески эту самую память смертную хранить. И начала себе собирать погребальное облачение: молитву, сорочку, тапочки и так далее. Только никак не могла купить крест, который кладут обычно в гроб. Простой такой пластмассовый крест.
И вот заходит в монастырскую лавку, а туда только что привезли большие черные пластмассовые кресты. Она обрадовалась, скорее купила. Бежит, радостная, к сестрам и кричит громко:
- Сестры, кресты в гроб привезли, идите скорее себе покупайте!
Немая сцена...
«Как тебя зовут, благодетель ты мой?!»
Н. приехал в Оптину помолиться, потрудиться. В обители ему так понравилось, такой мир и покой душевный обрел, что решил остаться здесь навсегда. Сначала попытался стать трудником. Но не смог: всю жизнь работал шахтером, и хоть на вид мужчина еще крепкий, но работать физически уже не может - руки сильно болят и дрожат.
Поехал, продал дом на родине за 500 тысяч, попытался купить жилье рядом с Оптиной, чтобы каждый день бывать на службах, окормляться у духовного отца. Время идет, а за 500 тысяч никакого жилья не продается. Искал-искал, не может найти. Духовник благословил читать каждый день акафист святителю Николаю Чудотворцу. Прочитал он несколько дней акафист - нашлась квартира. Хоть и в бараке, но подведены и газ, и вода. И хозяин просит удивительно мало - 400 тысяч. Таких цен за жилье нет уже и в Козельске.
Н., радостный, говорит хозяину:
- Брат, да возьми хоть 450!
- Нет, 400 хватит. Живи на здоровье.
- Да как тебя зовут-то хоть, благодетель ты мой?!
- Николай...
Хозяева Оптиной Пустыни
Схимонахиня Елисавета делится своими мыслями:
- Мне всегда представляется, что Оптина Пустынь - это один такой большой-большой дом, где мы все живем. А в самом конце дома, в отдаленной комнате, живут Оптинские старцы. Живут среди нас. И они здесь - хозяева. Всех видят, всех знают. Мы иногда забываем, что они здесь главные. Но они про нас не забывают и опекают всех обитателей монастыря как своих духовных чад. И именно они решают, кто будет здесь жить... Они ждут и заранее знают, кто приедет к ним в гости...
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/62327.htm