Айона - дом святого Колумбы, великого просветителя Шотландии

Айона мое сердце,
Айона моя любовь,
вместо голосов монахов
здесь будет мычание коров;
но прежде, чем миру придет конец,
Айона снова станет таким, каким он некогда был.
(Пророчество святого Колумбы Айонского)

Святой Колумба
Святой Колумба
Древнее гэльское пророчество гласит: «За семь лет до конца света наводнение потопит страны: море в один из приливов накроет Ирландию и зеленоглавый Айлей [1], но остров Колумбы так и будет плыть над водою».

Святой Колумба (память совершается 9/22 июня) был покровителем Шотландии до святого апостола Андрея и до сих пор является покровителем Северо-шотландской возвышенности («Хайленда») и шотландских островов. Именно его святая Бригитта пророчески назвала «великим древом, возвышающимся над Ирландией и Шотландией». Он был просветителем северных земель Британии и, через святого Айдана Линдисфарнского и других учеников, просветителем большей части Англии.

Преподобный Колумба приплыл на остров Айона 12 мая 563 года, в канун праздника Пятидесятницы, с 12 учениками, каждый из которых был его родственником. Святому было тогда 42 года. Остров Айона был выбран им потому, что с его самой высокой вершины уже не были видны берега Ирландии. На гэльском остров Айона назывался «И». Святой Адомнан, автор жития святого Колумбы, называет этот остров «Иоуа», сделав это слово прилагательным, в соответствии с латинским вариантом слова «остров» - «insula» - «Ioua insula». Ранние писцы не видели большой разницы между буквами «n» и «u», поэтому благодаря скольжению пера получилось название «Айона» - именно с этим названием остров и стал известен.

Впрочем, это лишь одно из объяснений названия «Айона». Святой Адомнан считал, что имя «Колумба» означает то же самое, что и «Иона»: «Что по-еврейски Иона, по-гречески будет Перистера, а на латыни - Колумба». «Айона» в переводе с гэльского также может означать «остров святых» (гэльское «I-Shona», но поскольку «sh» не произносится, то получается «I-ona»). Также существует предание, что этот остров назывался Иннис-нан Друиднех, то есть «Остров друидов». После того, как святой Колумба поселился на нем, остров стали называть И-Колум-Килл, или Икольмкилл («остров Колумбы церкви»), и носители гэльского языка до сих пор его так и называют. Недавно название «IONA» - «Острова северной Атлантики» - было предложено в качестве аббревиатуры к общему названию британских островов вместо громоздкого Британские острова и Ирландия.

Итак, вернемся на остров, на который прибыл преподобный с учениками, и начал обустраивать там монашескую жизнь.

Монахи носили грубую мантию из шерсти натурального цвета, надеваемую на тунику из более тонкой ткани; на праздники они надевали торжественные белые мантии. В плохую погоду на повседневную мантию надевался плащ из грубой плотной ткани. Сандалии монахов были кожаные, с ремешками. Сам святой Колумба никогда не надевал льняной одежды на тело, а поверх одеяния носил куколь, закрывавший голову.

Еда в монастыре была самой простой и состояла, в основном, из овсяной каши, хлеба, молока, яиц и рыбы. Среда и пятница были постными днями, но это правило смягчалось в период между Пасхой и Пятидесятницей. Во время Великого поста соблюдался строгий пост каждый день, кроме воскресенья, когда в дневное время разрешались молоко, хлеб и яйца. По воскресеньям, церковным праздникам и во время приема гостей еда была лучшего качества и более разнообразной. В обычные же дни основной пищей была овсяная каша.

Пахотные земли монастыря находились, в основном, недалеко от горной долины Темпл-Глен, и монахи, вероятно, добирались до места своих трудов и обратно по этой долине. Зерно хранили в монастыре и изготавливали из него муку грубого и тонкого помола, потом из этой муки пекли хлеб. Тесто для хлебов обычно замешивали на воде, но иногда добавляли молоко, мед и - в качестве исключительной роскоши - икру лосося. Хлебы пекли на плоском камне, установленном в печи над огнем.

 

Кельтский крест в музее Айонского аббатства.
Кельтский крест в музее Айонского аббатства.
Монастырю принадлежал маленький остров, где водились тюлени и ларги. Видимо, это один из скалистых островков недалеко от полуострова Росс-Оф-Малл - возможно, остров Эррайд. Тюленьими шкурами монахи накрывались зимой, а жиром заправляли масляные лампы. На северном конце острова в те времена было торфяное болото - этот торф использовался монахами для отопления помещений. Длинными зимними ночами для освещения церкви использовали свечи, известные в Британии еще со времен святого Патрика; на ночных службах зажигали еще и фонари, по всей видимости, похожие на масляные лампы того времени. Монахи спали на соломенных постелях из вереска или папоротника, покрытых простынями, а накрывались одеялами из грубого материала. Ложась спать, монахи не снимали мантии, поскольку рано утром сразу должны были идти на службу в храм. Подушки обычно были из дерева, но у святого Колумбы подушка была из камня: небольшой гранитный камень с крестом, высеченным на одной стороне, найденный около могилы святого игумена, впоследствии всегда считался его подушкой. А спал преподобный, как говорит предание, на каменной плите с лежавшей на ней шкурой.

Братья вели строгую подвижническую жизнь: служили службы и днем, и ночью, занимались сельскохозяйственными работами, пахали, сеяли, собирали урожаи, строили, а также совершали миссионерские поездки и переписывали книги и манускрипты. Святой игумен Колумба работал столь же усердно, как и любой простой монах: сам носил мешки с зерном с полей, носил муку с мельницы на кухню. Когда дневная работа подходила к концу, преподобный, следуя примеру Христа, омывал ноги своим монахам. Если святой не принимал участия в работах, то ободрял братьев в их делании - или приходил к ним пешком, или приезжал на белом пони, а когда состарился, ездил на маленькой повозке. Если кто-либо из братии желал жить уединенной жизнью отшельника, ему разрешалось уходить на некоторое расстояние от монастыря, но он обязан был поддерживать отношения с братией.

Однажды святой Колумба мысленно призвал одного монаха вернуться в монастырь с острова Лох-О, и тот, проделав огромный путь, пришел без задержки. Преподобный похвалил его за скорое послушание и сказал ему, что тот может «отдохнуть некоторое время». В другой раз, очень холодным зимним днем, монах Диармит нашел святого Колумбу во взволнованных чувствах. На вопрос о причине его грусти, Колумба ответил: «Мое чадо, по справедливости я печален сегодня, ибо вижу, как мои монахи, итак изнуренные после суровых трудов, вовлечены Лайсраном в строительство большого дома: этим я очень не доволен». Как говорит биограф преподобного, святой Адомнан, это недовольство в тот же миг почувствовал и Лайсран в монастыре Дерри. Тогда он распорядился, чтобы монахи прекратили работать и чтобы их немедленно накормили. Лайсран также велел, чтобы и в другие дни во время ненастья и плохой погоды монахи освобождались от работ. Святой Колумба всегда видел своих монахов мысленным взором и предчувствовал, когда им грозила опасность. Монахи относились ко святому Колумбе как к своему отцу; он заботился о них как о членах своей семьи, и всегда молился о них, находились ли они с ним на Айоне, искушаемые, например, духами любопытства или зависти, или плыли по морю в далекое путешествие по его повелению. Молитва святого мгновенно утешала и укрепляла нуждающихся в духовной помощи, так сильна была духовная связь между преподобным и его чадами.

Одним из самых важных занятий монахов Айоны было писать и переписывать манускрипты. История и развитие этого вида искусства берет свое начало в землях Ирландии. Святой Патрик многих своих учеников обучил искусству письма и украшения манускриптов. Символы и узоры, использованные этими писцами, были заимствованы с Востока и пришли в Ирландию из Равенны. Ирландцы адаптировали их под свою идею красоты, и хотя рисунки в ранних ирландских манускриптах имеют типично ирландские черты, похожие переплетения узоров можно найти в ранних храмах Италии, особенно в Равенне. Эти узорные переплетения символизировали жизнь и бессмертие - у них не было ни начала, ни конца.

Когда первые миссионеры прибыли на землю Ирландии, привезя с собой экземпляры Евангелия, первейшей задачей стало, конечно, распространение Священного Писания. Хотя многие богослужебные книги переписывались для повседневного использования, монахи старались каждый экземпляр превращать в произведение искусства. Они считали, что только высочайшее качество работы над манускриптами достойно Благой Вести, заключенной в них.

Иногда монахи писали на восковых дощечках, но для некоторых книг, например, Евангелия, использовался пергамент. Есть предположение, что знаменитое «Евангелие из Келлса» было создано на острове Айона.

Мы можем себе представить айонского монаха, сидящего в скриптории, и переписывающего рассказ о жизни Христа, сосредоточенно обдумывающего свою работу, старающегося прославить Господа красотой каждой дуги. Через открытое окно он видит зеленые пастбища, спускающиеся к проливу, и слышит, как волны плещут о белый песок. Он задумывается на миг о красоте мира, и понимает, что Тот, кто создал эту красоту, должен быть любящим Отцом, заботящимся о своих детях. Потом он снова возвращается к своей работе, нанося аккуратные тонкие линии и яркие цвета на лист пергамента, прославляя и благодаря Бога.

Айонское аббатство.
Айонское аббатство.
Святой Адомнан рассказывает, что когда святой Колумба был еще молодым, он посетил церковь на острове Ламбей недалеко от Дублина в Ирландии. Святой Комгалл попросил его совершить молитву о принесении и освящении Святых Даров - Тела и Крови Христовой. Преподобный начал молиться, и святой Кеннет увидел огненный столп над головой Колумбы, который пребывал на нем, пока он совершал возношение.

Однажды святой Колумба спросил святого Дикуила: «Почему ты все время улыбаешься?» «Потому что никто не может забрать у меня Господа», - ответил тот.

Один раз, когда преподобный Колумба посещал монастырь на острове Эйгг, он увидел двух монахов, которые спорили из-за того, кто из них лучший проповедник Евангелия. «Возденьте оба правую руку до самого неба», - сказал им Колумба. Монахи подняли руки вверх насколько смогли. Тогда преподобный продолжил: «Один из вас чуть выше другого, но ни один не смог достать даже белого облачка, плывущего прямо над нами. На колени, о, мужи! Молитесь друг за друга и за всех людей - и только тогда достигнете того, что над облаками».

Монахи, раскаявшись в своем соперничестве, упали на колени, и их молитвы к Богу, до этого поднимавшиеся, разве что, до крыши, вознеслись, как искры огня, к Всевышнему. С тех пор между этими братьями всегда и во всем было единство.

Святой Колумба преставился ко Господу в 597 году. Перед своей кончиной он сказал ученикам: «Говорю вам, мои чада: храните истинную любовь и взаимный мир между собой; если вы будете сохранять это правило по примеру святых отцов, то Бог, укрепляющий добрых, будет помогать вам; я же, если буду обитать с Господом, буду молиться о вас. И не только все необходимое для нынешней жизни дарует вам Господь, но и пошлет вам вечные благие дары, уготованные тем, кто исполняет Божественные заповеди".

Если посмотреть на список храмов, основанных святым Колумбой, то мы увидим, что он объездил всю Шотландию: от Оркнейских островов до Дамфриса и Галлоуэя. Невозможно точно установить, были ли посвященные святому Колумбе церкви основаны им самим, или его учениками после его смерти. Считалось, что преподобный Колумба основал 100 церквей, «часто посещаемых волной», то есть, расположенных на морском побережье, но при этом совсем не обязательно, что святой сам лично посещал все эти места, хотя он много путешествовал. Он и его ученики-монахи покорили самые дикие горные долины Шотландии и самые отдаленные острова в океане. Куда бы они ни приходили, повсюду основывали поселения по примеру монастыря на Айоне, и из каждого такого миссионерского центра монахи выходили проповедовать Евангелие. Можно только восхищаться этими поистине отважными мужами, идущими на проповедь по диким местам северной Шотландии, не зная, какие опасности подстерегают их на каждом шагу. Недавно найденная молитва о путешественниках, написанная на гэльском, наверняка была составлена монахами святого Колумбы много веков тому назад:

Да пребудет жизнь в моих речах,
смысл в моих словах,
цветение вишни на моих устах
до тех пор, пока я не вернусь обратно.

Любовь Иисуса Христа
да наполняет каждое сердце для меня,
любовь Иисуса Христа
да наполняет меня для всех.

Пересекаю горные долины, пересекаю леса,
пересекаю длинные дикие долы,
Пречистая светлая Мария защищает меня,
Пастырь Иисус мой щит.

Пречистая светлая Мария защищает меня,
Пастырь Иисус мой щит.

По преданию, святой Колумба просил Господа позволить ему охранять лишь самую маленькую дверь в Раю, пока он будет пребывать в Небесных обителях и сможет видеть Славу и слышать голос Творца. После кончины преподобного его ученики составили молитву, и назвали ее молитвой Островов. Вот как она звучит:

Призываю Марию, Матерь человечества,
призываю Бригитту, кормилицу всесильного Христа,
призываю Колумбу, апостола морей и берегов,
и призываю небо,
всех святых и ангелов, что на Небесах.

Святой Колумба часто говорил: «Если хотите понять Творца, постарайтесь понять творение». Для любителя природы привлекательность Айоны поистине безгранична. Первое, что поражает паломника, это снежная белизна песка у заливов и по всему северному концу острова. Эта белая полоса песка по-гэльски называется «Traigh Bhan na Mananch», то есть «белая прибрежная полоса монахов». Название имеет историческую подоплеку: во время последнего датского нашествия в конце X века, высадившиеся на остров викинги убили игумена с пятнадцатью монахами, которые вышли к ним на встречу. Но не только прибрежный песок острова восхищает своей красотой, но и зеленая свежесть воды над этим белоснежным песком во время прилива тоже неописуема. Дальше от берега, где песок сменяется скалами и морскими водорослями, цвет волны становится темно-синим и пурпурным, а над песчаной отмелью переливаются бледно-зеленые полосы.

Глядя на красоту моря и неба в полусумраке длинных летних ночей, мы понимаем, что много веков назад святой Колумба видел то же великолепие природы и чувствовал, что на Айоне он живет среди невидимых вечных даров.

Айона. Небольшой островок, состоящий из песка, трав, соленых от брызг вечно беспокойных волн, нескольких скал, на выступах которых прижились вереск и желтый лишайник... Но с далеких времен святые мужи возносили здесь Богу сердечные молитвы. На этом маленьком островке зажегся светильник, огонь которого осветил языческую Европу. Это был тихий дом веры и учености. Столетие за столетием смиренные сердца возрастали здесь в любви и добродетели. Здесь живет надежда. Вспомнить историю Айоны - это обратиться к Богу и возрадоваться о Нем.

А закончить свой рассказ мне хочется двумя молитвами:

Да будет крест Христов над этим лицом и этим ухом.
Да будет крест Христов над этими устами и этой шеей.
Да будет крест Христов над моими руками - от плеч до кистей.
Да будет крест Христов со мной и передо мной.
Да будет крест Христов надо мной и позади меня.
С крестом Христовым да встречу я каждую трудность на высоте и в глубине.
От моей макушки до кончиков пальцев ног,
я вверяюсь защите Твоего креста,о Христос.

(Считается, что эту молитву написал Мугрон - игумен монастыря Айоны в X веке)

Шотландская молитва

О Михаил, предводитель ангелов
и праведных на Небесах,
покрой мою душу
сенью твоего крыла;
покрывай мою душу
на земле и на небе;
от врагов на земле,
от врагов под землей,
от скрытых врагов
защити и сбереги
мою душу под своим крылом,
о, мою душу сенью своего крыла!

(Carmina Gadelica, IL, 49)

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа
«Orthodox England", Vol. 16.2[1] Айлей - самый южный остров в составе архипелага Внутренние Гебриды в Шотландии

http://www.pravoslavie.ru/put/62331.htm


Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Филлипс:
Почему это происходит? О Западе, России, Фанаре и Украине
2019 год обещает быть богатым на события
29.12.2018
Независимая и суверенная Россия должна быть уничтожена!
Игнорируя собственную хронически плохую инфраструктуру и ошеломляющий национальный долг, государственная элита Великобритании предпочитает начинать войны за рубежом
17.03.2018
1917-2017: О святых мощах святых Царственных страстотерпцев и верных их слуг
Протоиерей Андрей Филлипс считает доказательства последней экспертизы о подлинности «екатеринбургских останков» убедительными
16.07.2017
Все статьи автора