Классик отечественной философии Н.Я. Данилевский убедительно
доказал принадлежность славян к одной цивилизации. И единство славян
неоднократно выручало Россию в сложных ситуациях, в том числе во Второй
мировой войне. Ядро общей цивилизации - триединство русских, украинцев и
белорусов. Сегодняшняя геополитическая реальность, сложность
полукризисного положения в мире, отмеченная 25 апреля 2013 г.
Президентом РФ В.В. Путиным, стимулирует растущую популярность
предначертаний, высказанных гениями нашей культуры. Николай Васильевич
Гоголь писал: «Русский и малороссиянин - это души близнецов, дополняющие
одна другую, родные и одинаково сильные». Если мы дополняем друг друга,
то единство целесообразно в преодолении трудностей.
«Славяне и Славяно-Россы - род един... Любовь родственная
усовершенствована и укреплена любовию христианскою», - говорил на
Великом Славянском съезде 1867 г. в России Митрополит Московский,
Святитель Филарет (Дроздов).
На историческом Славянском съезде в Праге 1998 г. было принято
знаковое заявление делегатов от России, Украины и Белоруссии «О
триединой природе русского народа». В этом документе подчеркивалось:
«Русский народ является государствообразующим стержнем и ядром
славянского движения прежде и теперь. Русский народ имеет триединую
природу: великороссы, малороссы и белорусы суть составляющие этого
триединства. Разрушение данного триединства - преступление перед русским
народом и его историей».
осточные славяне играли бы традиционную, скрепляющую
системообразующую роль в империи (неоимперии), объединяя народы России,
Украины, Белоруссии на суверенной основе. Рост могущества неоимперии был
бы выгоден всем национальностям, всем населяющим три страны этносам. Не
противоречила бы неоимперия и Таможенному союзу, а напротив, серьезно
укрепляла бы его.
Движение же за единство родственных восточнославянских народов
широкое, естественное и многогранное. К примеру, 15 сентября 2012 года в
Москве под председательством вице-спикера Госдумы Сергея Железняка
прошел I съезд Всероссийского союза общественных организаций «Народное
большинство России», в котором участвовали 560 делегатов, представляющих
158 различных общественных организаций и 30 гостей из трех государств.
Была принята «Хартия воссоединения народа России, Украины и Белоруссии»(1).
В связи с этими обстоятельствами большой интерес представляет
проблемная статья крупного греческого православного мыслителя Фёдора
Папаяни, в которой обосновывается необходимость движения к созданию
Восточнославянской Православной империи.
Не лишним будет отметить при этом, что в нынешнем - 2013 г.
исполняется 1025-летие со времени принятия на Руси Православия. И оно
пришло к нам именно из греческой Византии. После этого стало неуклонного
формироваться величайшее на планете могущественное монархическое
государство. Не случайно в этом плане, что в наши дни в России широко
отмечается 400-летие Дома Романовых.
Статья Папаяни печатается с некоторыми сокращениями, в порядке обсуждения.
Настоятель храма Живоначальной Троицы на Шаболовке протоиерей Георгий Вахромеев; доктор философских наук, профессор, председатель АКИРН(2), заместитель председателя Славянского комитета России, академик МСА, ветеран ВОВ Е.С. Троицкий; главный редактор журнала «Молодая гвардия» писатель В.В. Хатюшин; доктор философских наук профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Н.В. Колеченков; председатель МСОО «Киевская Русь», генеральный секретарь Международного Славянского комитета А.А. Григорович;
проректор Международного славянского института, председатель Президиума
Российского земского движения, доктор психологических наук профессор В.А. Владимирцев;
доктор философских наук, профессор кафедры истории
социально-политических учений факультета политологии МГУ им М.В.
Ломоносова И.А. Козиков; доктор исторических наук профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Н.М. Багновская; ученый секретарь АКИРН и отделения РФО РАН Ю.В. Бурдаков.
1 «Киевская Русь», 2012, сентябрь. Е.Троицкий. Движение России к неоимперии, с. 162-164 и т.д.
2 В 2013 г. отмечается юбилей - 30-летие со времени создания АКИРН - Ассоциации по комплексному изучению русской нации. Тел.8-495-475-40-47.
Проблема человечества
В мире царит несправедливость, финансовые «мыльные пузыри» и другие афёры лихорадят экономику большинства стран, а в различных уголках земного шара не прекращаются кровавые конфликты. Обострились глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу перспективу выживания человечества. В среде европейских народов, в том числе восточнославянских, стали характерны ценностный нигилизм, временный недостаток социальной энергии. Люди часто обеспокоены, в основном личным материальным благополучием, и всё чаще без разбора средств. В духовной жизни современного человека начинают играть всё бoльшую роль эзотерические и оккультные знания, астрология, магия, секты, различные виды спиритизма и сатанизма. Мир подходит к пределу падения морали.Главная причина в том, что человек, став убеждённым материалистом, часто отказывается признавать собственную духовную природу и предназначение. Этот отказ свел его устремления к материальным ценностям, ценностям комфорта. Другими словами, причина кроется в непонимании собственной сущности и смысла жизни на уровне индивида, этносов, большой части человечества; в культивировании ложных ценностей, и, как следствие этого, - в постановке ложных целей, ведущих к разрушению человека и окружения, в котором он живёт. Современная западная культура во многом бездуховная.
В чём суть любой культуры?
Жизнь любой культуры и её суть составляют те или иные духовные и материальные ценности. В молодой, зрелой и угасающей культуре смещаются лишь соотношение (баланс) и взаимодействие этих двух типов ценностей.
В центре духовных ценностей находится исходная религиозно - нравственная идея, которая соответствующим образом ориентирует и выстраивает все духовные ценности молодой культуры, но также существенным образом определяет содержание и смысл материальных ценностей. Становление и развитие любой культуры есть, в известном смысле, воплощение той или иной религиозно-нравственной идеи.
В зрелом возрасте культуры возникает некое равновесное состояние этих двух составляющих культуры. Духовные и материальные ценности как бы уравнены в правах, то есть люди в равной степени считаются как с одними, так и другими ценностями.
В культуре периода деградации вследствие «износа» религиозно-нравственной идеи материальные ценности, ценности комфорта приобретают ведущую роль. Духовные ценности утрачивают единую ориентацию. Разрушается единое мировоззрение. Культура как духовная целостность вырождается в технологическую, структурно-функциональную целостность. Яркие тому примеры были и в прошлом: культура Древнего Рима выродилась на рубеже I и II веков нашей эры, продолжала существовать до V века. И погибла, главным образом, от того, что не было единой объединяющей и возвышающей рели-гиозно-нравственной идеи.
Последние двадцать веков наблюдается жесткое противостояние двух фундаментальных религиозно-нравственных идей (смысложизненных концепций) - христианской (добра) и антихристианской (зла). Это противоречие постепенно приобрело не только нравственно-этический, но и ярко выраженный идеологический характер...
Какая религиозно - нравственная идея определяла становление Киевской Руси, а затем и России?
В Х веке славяне Киевской Руси выбрали ортодоксальное христианство как религиозно - нравственную идею становления новой культуры, а с Православием и во многом византийскую политическую модель развития. Из разрозненных языческих племён на протяжении жизни всего нескольких десятилетий произошло удивительное преображение духа народа, создавшего в новой единой идеологической среде колоссальное по своей культурной, военной и экономической мощи государство. Христианство было столь глубоко и проникновенно воспринято Русью, что сделалось мощным фактором национальной самоидентификации. Единство народа и Веры на века стало духовной и жизненной аксиомой. Нашим горячо верующим предкам был очевиден промыслительный характер произошедшего, подготовившего Русь к необычайной судьбе - свершать великие задачи, быть в авангарде человечества. Позднее, понимание того, что Москва стала главой Православия - «Третьим Римом», стало осознанием великой миссии - нести миру слово истинного христианства, быть центром духовного единения всех православных земель.Какова нынешняя идеологическая ситуация в восточнославянских государствах?
Идеологические метания от Православия к марксизму, а затем и либерализму в значительной степени «подрубили» мировоззренческое основание народа. И пока оно не восстановится, сложнее стало рассчитывать на былое имперское величие.Дух части восточнославянских народов - наследников последней православной империи ослаблен, надеемся, что временно. Либерально-демократические институты, медленно растлевают сознание, прививая лож-ные ценности потребительства. Опасность этого либерального яда в том, что открыто декларируемые гуманистические ценности сами по себе не могут вызывать угасание духа. Проблема в том, что они являются прикрытием истинного плана богоборцев. Этот план становится очевидным при рассмотрении последствий развала СССР и правления 90-х годов ХХ века либеральных режимов с ориентиром на разрушение государственности некогда мощной империи восточных славян. Доморощенные либералы разрушают не меньше, чем даже внешнее противостояние. Так было в 1917 и в 1991 гг.
В последние десятилетия существования Российской империи произошла десакрализация идеи Третьего Рима, что привело государство к известным трудностям. Последующее ослабление марксисткой идеи создало идеологический вакуум, который достойно не заполнен, хотя Русская идея достаточно популярна.
Историческая практика напомнила вывод российского политика П.А. Столыпина о том, что народы, забывая о своих национальных задачах, гибнут, превращаются в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы.
Следует учитывать и то обстоятельство, что поколения людей, воспитанные в русской, а затем в советской имперских культурах, без смысла жить не могут. Эта ментальная потребность жить «не хлебом единым» отличает нас от современного западного общества, или от восточного.
Восточнославянским народам нужно действовать, воссоздавая свой высший этнический смысл в парадигме истинно народной православной империи. Перед нашими народами стоит выбор между деградацией и особой миссией восточнославянских народов. Это и вопрос личного выбора. Вопрос выбора между добром и злом.
А можно жить народу без религиозно-нравственной идеи?
На самом деле выбор такой: либо возвышающая человека религиозно-нравственная идея, и как следствие - возвышающая вера, либо унижающая человека перспектива самовыживания (жить ради жизни), где каждый сам за себя. Последняя перспектива выглядит малопривлекательной.Любое абстрактное представление существует реально, пока оно живет в сердцах людей. Соблюдение правовых норм должно диктоваться не страхом наказания, а необходимостью. Поскольку так должно быть, поскольку это ради общего, в том числе и моего, блага, то этой норме необходимо и следовать. Демократическое общество сможет выполнять гражданские законы, если они не противоречат нравственному Закону совести, а последний вместе с религиозно-нравственной идеей с детства «впитан с молоком матери». Откуда может взяться всенародное уважение к некоторым законам, которые пишутся олигархами и их представителями в собственных интересах?
Прогресс восточнославянских народов может больше обеспечить религиозно-нравственная идея, приподнимающая каждого человека над собственным эгоизмом. Ситуация может быть радикально изменена только в случае духовного подъёма восточнославянских народов, например, если произойдёт восстановление православной нравственной идеи и былого православно - имперского мессианства в сознании миллионов наших сограждан.
А есть ли у восточнославянских народов шанс на восстановление Православной империи?
Есть! Баланс идеологического противостояния всё ещё может измениться в пользу Православной империи. Ведь живы православные истоки, строятся новые храмы, возрастает интерес к святоотеческому наследию. Жива любовь к своей многона-циональной имперской Отчизне у десятков миллионов наших соотечественников. Наша Отчизна накопила колоссальный опыт выживания в труднейших исторических условиях. В народном сознании возросло разочарование в либеральных ценностях. Подошли к критической черте экономические проблемы Запада как естественный результат развития экономики, построенной на либеральных биржевых и банковских принципах. Последний системный кризис на Западе может привести к радикальным изменениям богоборческого либерального мирового порядка. Уже вполне реальным представляется и изменение в этническом лидерстве, в зависимости от того, чей дух окажется сильнее. Сильнее окажется тот дух, чья идеология способна давать четкие, убедительные представления о смысле жизни народа и отдельного человека. Тут христианская нравственная идея имеет огромное преимущество перед изжившей себя либеральной концепцией. Концепция Православной империи - это, прежде всего, духовное устремление. Не случайно, что Россия вернула себе главный имперский символ - двуглавый орёл как герб державы, унаследованный от Византийской православной империи. Всякий символ несёт в себе духовную энергетику. Этот символ впитал в себя энергетику пятнадцати веков православного духа! Двуглавый орёл как герб государства означает, что дух православной империи жив, он вновь пробуждён и призывает к выполнению особой, предначертанной судьбой, исторической миссии восточнославянских народов...Всё это вселяет оптимизм в ожидание очередного возрождения духа восточнославянских народов и восстановление православной империи.
Если православные империи были так хороши, то почему тогда они обе разрушились?
Разрушается всё и всегда, так уж устроен этот мир. Вместе с тем, надо признать исторический факт того, что православные империи являются долгожителями в сравнении с иными известными формами европейского государственного устройства.Христианская «высшая идея» предопределила в своё время становление и развитие двух православных империй. История показала их жизнеспособность: одиннадцать веков просуществовала Восточно-римская (Византийская) и четыре века Российская империя. Редкое государство Европы могло соперничать с этими империями своим долгожительством или могуществом. Но богатейшие, культурно развитые, сильные своей идеологией, обе империи всё-таки пали.
Говоря о четырёх внутренних причинах распада империй, прежде всего, следует рассмотреть их духовное состояние. Дух народа, основанный на вере, всегда первичен для рассмотрения состояния общества, поскольку именно сила веры запускает физические и политические процессы объединения и созидания. Слабость народного духа есть причина процессов разложения и распада государств. Дух народа выражается его элитой. Поэтому слабость и разложение духа элиты является доминирующей первопричиной крушения империй и государственности вообще.
К XV веку в Византийской империи возобладали проримские, прозападнические тенденции. Элита допустила компромиссные (униатские) с Римом взгляды на Веру и Церковь. В греческой элите, ранее имевшей имперское мышление стержневого этноса, возобладали националистические и даже ксенофобские тенденции. Всё это привело и к падению народного духа. Греки устали выполнять миссию титульного имперского этноса. Падение веры, и как следствие - духа, стало основным фактором, предрешившим развал уникальной империи.
За последние сто лет восточные славяне дважды ослабляли свой дух, что дважды предопределило развал имперской Матери-Родины. Это было первопричиной трагедии крушения Российской государственности в 1917 г. Дух интеллигенции и элиты, пропитанный в тот период либеральными лицемерными декларациями, оказался сильнее духа былой православной имперской традиции. «Красная армия» нанесла сокрушительное поражение «белой гвардии», прежде всего, по идеологической причине. «Красные» были едины не только в управлении, но они были ещё вооружены едиными марксистскими идеологическими установками, обещавшими народу социальное равенство и власть. У «белых», во многом отказавшихся от царя и империи, не было не только единого управления, но не было главного - единой идеологии как таковой, и большинству солдат этой «белой гвардии» было просто не понятно, за что они вообще воюют (за атамана, за временное правительство, за монархию, за анархию, за демократию, за свободу от своего же народа, принявшего сторону «красных»?). Каждый лидер, противостоящий «красным», имел свои идеологические установки, по своему видел будущее страны, и, конечно же, себя на вершине новой власти. Л. Троцкий писал своему брату в США, что если бы «белые» провозгласили понятный народу лозунг «За Веру, Царя и Отечество», то «красные» смогли бы продержаться в 1918 г. не более нескольких месяцев.
Закат православных империй можно рассматривать через призму олигархической формы управления. Олигархами были по-существу преданы не только правящие династии, но и сам имперский дух. То же было и в случае падения Советской империи.
Не окажутся ли лишними в православной империи неправославные народы?
Империя объединяет в себе не только представителей титульной культуры, но всегда и тех, кто себя отождествляет с другой этнической традицией. Поэтому империя включает в себя провинции, а «провинция» - это вовсе не унижение, а обозначение некой самоуправляемой, сохраняющей свой неповторимый облик территории, своего национального уклада жизни. Православная империя обычно предоставляет условия и добровольную возможность «подтянуться» народам провинций до уровня цивилизации стержневого этноса империи. При этом национальные уклады и элита провинций не только не угнетаются, но, наоборот, поддерживаются центральной имперской властью, а национальные элиты провинций полноценно вливаются в элиту империи. Так, например, в Византийской империи только половина императоров была греками, другая половина представляла выходцев из провинций (этнических меньшинств). И это вполне нормально для полноценной империи. Православная империя - это дар, полученный славянскими племенами от Византии, служить во всем мире по-христиански Богу и ближним. Согласно православной традиции все этносы в империи равноправны: «...нет ни Еллина, ни Иудея,... варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос», - писал Апостол Павел в Послании к Колоссянам («Новый завет», гл. 3, ст. 10-11). Империя обязана сформировать идеологические установки Общего дела для всех этносов, направленные на защиту мира от любых проявлений бездуховности и псевдодуховности. Империя объединяет народы взаимной выгодой и без принуждения, обеспечивая подлинное братство входящих в неё народов.Например, в Российской империи, как во всяком государстве, существовал национализм, но отнюдь не в уродливых формах. Не было и в помине прибалтийских «лесных братьев» или украинских УНА-УНСО! Почему? А потому, что империя по своей сути не просто уважает, но и заботится о всех населяющих её народах, включая средние и малые, а иначе она просто перестаёт быть империей! Так, например, по доброй памяти о православной империи в нынешней Эстонии бережно охраняются все культурные памятники царского времени. В этом не сложно удостовериться.
Добровольное объединение некоторых народов вполне возможно на основе понимания общего уникального проекта исторического развития, понимания того, что порознь никому не удается отстоять не только свою политическую независимость, но даже национальный суверенитет и культурную идентичность. Реальный путь возрождения национальных культур и духовности предопределяется концепцией межкультурного и межконфессионального диалога в имперской парадигме. Опыт четырёх столетий России и одиннадцати веков Византии свидетельствует о возможности и эффективности такого диалога, при котором все народы являются соработниками своей имперской Отчизны. И наоборот, проект по стиранию национальных границ, по замещению национальных культур мультикультурностью полностью провалился в Западной Европе, где ширится влияние националистов, где люди отказываются быть без национальности и родной культуры, где усиливаются протесты против наплыва эмигрантов, не желающих культурной ассимиляции. Например, турки в Германии и арабы во Франции не интегрируются в европейские культуры, предпочитая сохранять свои национальные традиции. Не выдержав столетия, провалился и советский проект по созданию новой исторической общности «советский народ»: как только центральная власть зашаталась, народы тут же разбежались по своим национальным «квартирам». Сохранение национальных укладов жизни является сутью империи, поэтому сохранение культур малых и средних народов от внешних посягательств можно обеспечить в современных условиях только в империи. В Ливии и Ираке, к примеру, внешняя агрессия, которой не смогли противостоять народы этих стран, не оставляет им никаких шансов на восстановление национальных культур. Удел этих малых народов - пребывать в хаосе, управляемом Западом.
Что касается конкретно мусульман, то опыт Российской империи показал совместимость многовекового сосуществования. Надо признать, что ислам XXI века обладает большой жизненной силой и политической волей, что требует уважительного отношения к этой вере как к союзнику. Речь, разумеется, не идёт об экстремистских течениях, щедро спонсируемых Западом (или его вассалом - Саудовской Аравией)...
Так в чем всё-таки видится цель и смысл жизни восточных славян?
Универсальное (вне времени, пола или нации) понимание смысла жизни человека видится в духовном рождении. По аналогии, поскольку народ состоит из людей, и его смысл жизни может быть определён духовным рождением. Применительно к восточнославянским народам, духовное рождение которых уже заявило о себе в далёком прошлом, речь может идти о духовном возрождении в статусе Православной империи.Важнейшей и первоочередной целью жизни восточнославянских народов должно быть восстановление их духа через обращение к своим духовным истокам. Народам должно хватить разума и воли, чтобы положить конец всем социальным и духовным экспериментам, издевательствам над людьми, положить конец любому разрушающему влиянию. Дух народа, который воспитывается идеологией на основе своей религиозной традиции, является надёжной защитой от богоборческих идеологий.
Через осознание своей особой роли в мире, своей уникальной миссии понимается смысл жизни восточнославянских народов, заключающийся в сохранении идеалов христианства в его изначальном виде, в служении добру, справедливости и борьбе.
Возвращение к ценностям Отеческой веры, к христианской религиозно-нравственной идее является естественным заполнением идеологического вакуума. Это возвращение позволит вновь стать моральным лидером человечества, объединив всех восточных славян и дружественных народов иной веры против натиска богоборческого, разрушающего мир материализма...
Фёдор ПАПАЯНИ,
г. Донецк, Украина
Автор - грек по национальности, известный ученый, мыслитель, живет и работает на Украине. Написал ряд философских, православно-патриотических трудов. См.: «Мировоззрение», Донецк. 2005, с. 304; «Смысл жизни», Донецк, 2008, с. 384 и др., Позитивные отклики на его творчество имеются в ряде стран, в том числе в России. См. рецензию на второе издание книги «Смысл жизни» в «Вестнике Российского философского общества РАН» 2009, «№ 2 и т.д.
http://www.rv.ru/content.php3?id=10219