Меритократы увидели в Турции буревестника

0
266
Время на чтение 5 минут

Реакция российской либеральной общественности на последние массовые протесты в Турции сводится к простой, почти рефлекторной зависти: вот бы у нас так! Подкупает все: и молодой возраст протестующих, и их "контркультурный" внешний вид, и лозунги против увеличения религиозной компоненты в жизни общества. Последнее особенно вдохновительно для меритократов: "антиклерикальный" мотив непременно получает отклик и у части российского общества, и особенно на Западе. Не стала исключением и "антиклерикальная" волна в Турции: Европарламент фактически встал на сторону протестующих, отменив визит в Турцию и подвергнув Эрдогана критике - правда, не такой ругательной, как Россию в случае с Pussy Riot, но для прежде уважительных отношений по линии Турция - ЕС, это событие равносильно шторму.

Но совсем ли точны наши либералы в своих параллелях?

"Экономическое развитие ведет к урбанизации, информационной проницаемости и смене социокультурных стереотипов, - снисходительно поучает турецкую власть со страниц "Коммерсанта" Дмитрий Орешкин. - Авторитарная власть за ними не поспевает. Отсюда вечные жалобы на чуждое влияние".

Как всегда, здесь наблюдается попытка "натянуть" желанную заграничную реальность на отечественную при весьма упрощенном понимании этих самых заграничных реалий, включая любимые западноевропейские.

Да, в Турции есть протест против "ползучей исламизации" турецкой жизни. Но параллели с православной церковью и её отношениями с государством в России некорректны. В отличие от России, где церковь никак не вмешивается в повседневную жизнь граждан, ограничиваясь проповедью для желающих слушать, в Турции исламизация - реальное бытовое явление. Девушки, даже в жару купающиеся в длинных платьях; вызывавшие чуть ли не конституционные битвы мусульманские платки-косынки, огромные возможности получить более дешевые товары и услуги в "правоверных" фирмах и клиниках, если только объявишь себя консервативным мусульманином, - все это не мелочи, а ежедневные свидетельства исламизации жизни, радующие одних и раздражающие других. И все это совсем не похоже на Россию, где либералов раздражает сам факт появления священника на экране или публичного мероприятия с участием церкви.

Лидер исламистской партии, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган находится у власти уже одиннадцать лет, но при этом до последнего времени он не удостаивался и двадцатой доли той критики (а чаще - просто оскорблений), которые западные СМИ ежедневно обрушивают на Владимира Путина. Между тем, Эрдоган фактически втягивает Турцию в религиозную войну в соседней Сирии, где суннитские экстремисты (не путать с добропорядочными мусульманами-суннитами, составляющими большинство населения Турции и исламского мира в целом) отрезают головы, взрывают начиненные взрывчаткой машины и совершают другие отвратительные акты террора против сирийских христиан и мусульман - алавитов, шиитов, лояльных к правительству суннитов. К сожалению, в этой ситуации все страны "большой восьмерки", кроме России, вольно или невольно встали на сторону экстремистов, хотя и требуют их "изоляции" от якобы мощного "светского крыла" в сирийской вооруженной оппозиции. Эрдогана между тем называют в числе главных спонсоров сирийских "Братьев-мусульман" - одной из самых агрессивных группировок.

Ничего подобного в России не было и, слава Богу, не предвидится. Тем не менее Эрдоган, этот недавний любимец Запада, разорвавший отношения с Асадом якобы из гуманитарных соображений, - этот "демократ" Эрдоган отреагировал на репортажи с площади Таксим куда нервнее Путина. Он с перечислением "брендов" обозвал такие станции, как Би-би-си и Си-эн-эн, "негодяйскими" и обрушился на покритиковавший его Евросоюз с оскорблениями. А ведь совсем недавно речь шла о включении Турции в Евросоюз, и мощное лобби в Западной Европе и особенно в США поддерживало именно такое развитие событий.

Этот конфликт российская меритократия интерпретирует просто: добро на стороне ЕС, зло - на стороне Эрдогана. Орешкин сравнивает Эрдогана с Путиным и пророчит обеим странам "застой с отставанием от внешних конкурентов и скрытым расколом между стагнирующей столицей и деградирующей провинцией".

При этом Орешкин забывает важный факт: Путина западный "мейнстрим" ненавидит уже давно, а вот вспыльчивость и диктаторские замашки Эрдогана европейские и американские журналисты вдруг обнаружили только сейчас. Не в последнюю очередь из-за того, что западные СМИ, много месяцев закрывавшие глаза на нарушения прав человека со стороны сирийских повстанцев, вполне устраивала та поддержка, которую Эрдоган этим повстанцам оказывал.

Все эти факты Орешкин не упоминает - скорее всего потому, что просто о них не знает. Его увлекает другое - сходство организованных Эрдоганом народных демонстраций в свою поддержку с "пропутинскими" митингами 2012 года. "Вот сейчас настоящие турецкие мужики, чтобы защитить стабильность, подтянутся из Урал-Тагылсу, и мы увидим, за кем истинное большинство", - так Орешкин иронически представляет себе реакцию турецких властей.

Да, сформированная либералами-глобалистами экономическая система работает таким образом, что периодически за бортом остаются огромные массы людей: исчезают профессии, оказываются ненужными целые города, а иногда и страны (Детройт в Америке, Сомали в Африке, масса вдруг потерявших индустриальных "кормильцев" городов в России, профессии писателя, библиотекаря и т.д.) Напуганные нестабильностью люди цепляются за стоящих у власти лидеров, если они хотя бы декларируют намерение сохранить институты, которые "либеральная волна" сметает ежедневно и ежечасно. Но о ком это говорит плохо? Может быть, о вот этой самой созданной либералами экономической системе, а не о цепляющихся за последнюю соломинку рабочих людях?

Вспомним "конец истории" в начале девяностых, обещания "зоны мира и процветания" в Европе (это при югославской-то войне), уверенность в демократизации Ирака, Ливии, даже Афганистана... А еще - неизбежное и скорое падение Лукашенко. Ничего не сбылось. Не сбудутся, конечно же, и мрачные прогнозы в отношении Турции и России.

Почему либералы так часто ошибаются, включая турецкую историю? Да потому что в прогнозах своих наша либеральная интеллигенция исходит не из знаний и анализа, а из инстинктов и пожеланий. И вот уже мы слышим разглагольствования об urban class - некоем мифическом "городском среднем классе", "креативщиках", за которыми, мол, будущее. И есть пожелание - старое, оставшееся еще с девятнадцатого века стремление "порулить", проистекающее из инстинктивного убеждения, что рулить меритократам не дают, зажимают... Когда потом выясняется, как в промежуток с февраля по октябрь 1917 года, что рулить они просто не умеют, бывает, как правило, уже поздно - катастрофы уже не избежать.

Каковы будут выводы этой публики из удавшейся (это уже ясно) серии акций противников исламизации Турции? Естественно, - война клерикализму! И - без возражений! Кто возражает - тот нерукопожатный. И совсем этих господ не беспокоит то, что у России совсем другая история, чем у современной Турции: хотя Ататюрк и был другом Ленина, масштаб репрессий против духовных лиц в этих двух странах просто несопоставим. В турецком обществе наследие Ататюрка не подверглось такой тотальной (и заслуженной) дискредитации, какой в России подверглись годы правления Ленина-Сталина-Хрущева-Брежнева. Почему? Да потому что не было в Турции такого тотального уничтожения собственной традиционной культуры, не было тотальной борьбы с религией. И защищая Ататюрка, "светски ориентированные" турки защищают мир и стабильность, а не какую-нибудь очередную "революцию в образовании", которую обсуждали на последнем форуме в Питере Греф, Ливанов и Кузьминов.

Если российское общество сегодня от чего-то и трещит, то не от мифического "отставания" от содомолюбивых западных стран, а от слома традиционных ценностей: разрушения семьи, ответственности за детей, многих других бед. Меритократы с их "альтернативными лайфстайлами", "ювенальными юстициями" и "интерактивами" все эти беды не исправят, а усугубят. Укрепление традиции в этих условиях - это нормальный инстинкт выживания.

http://www.religare.ru/2_101686.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Гладков
Давайте защищать друг друга
"Даже декларация факта наличия у верующих хоть каких-то прав, кажется, не устраивает наших оппонентов"
15.11.2012
Православные медиа должны больше рассказывать о "Программе 200"
"Даже нейтральная информация о "Программе 200" в сетевых и бумажных православных СМИ почти не появляется"
12.10.2012
Все статьи Алексей Гладков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06