Мы уже рассказывали в нашей традиционной рубрике «Книжная полка» о трудах Сергея Иосифовича Фуделя (1900-1977), великого христианина безбожной эпохи, страдальца за веру, духовного писателя и просветителя. Но на его работе «Церковь верных», вышедшей в издательстве «Русский путь», хочется остановиться особо.
Книга «Церковь верных» помогает ясно и глубоко осознать, что есть Церковь Христова и что означает принадлежать к ней. На мой взгляд, от нехватки понимания страдаем - по-своему - и мы, то есть те, кого можно назвать верующими воцерковленными людьми, и люди иные, по отношению к Церкви внешние. Непонимание того, что такое Церковь и что значит быть православным, восприятие Церкви как некоего «института» или «организации» зачастую сбивают последних с толку и мешает им перешагнуть порог храма. Книга Фуделя - неустаревающий и точный ответ всем спекуляциям на тему Церкви и ее человеческой, земной составляющей, спекуляциям, которых так много сегодня вокруг. Наконец, это прививка от тайного и явного раскольничества, от псевдоправославного сектантства всяческих мастей.
За книгой «Церковь верных» стоит горький опыт автора, который долгое время принадлежал к группе так называемых непоминающих, то есть верующих, отказавшихся поминать за богослужением митрополита, а затем и Патриарха всея Руси Сергия (Страгородского), который проводил политику компромиссов с советской властью. Непоминающие не молились «о властех» именно потому, что у власти были безбожники, и не признавали за заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола права делать заявления от имени Церкви. Как пишет в предисловии к книге «Церковь верных» протоиерей Николай Балашов, возвращение Сергея Фуделя в «легальную» Церковь состоялось после того, как один из непоминающих епископов, многострадальный владыка Афанасий (Сахаров), священноисповедник, мнение которого было для Сергея Иосифовича весьма значимо, признал законность избрания Патриарха Алексия (Симанского) и призвал своих духовных чад признать власть Московского Патриархата. Сергей Иосифович, прошедший уже к тому времени через ГУЛаг, сделал окончательный вывод: православному христианину надлежит сохранять верность Церкви «даже и в том случае, если она все больше наполняется духом, чуждым ее апостольской чистоте».
«Главной темой "Церкви верных", - пишет протоиерей Николай Балашов, - и стало это глубокое, выстраданное и вымоленное убеждение Фуделя, дававшее ему силы жить в Церкви, жить верой в нее даже и в те глухие хрущевские годы, когда примеры явного исповедничества были редки, а проявления компромисса с врагами Церкви и с духом времени - вполне очевидны».
Но книга Сергея Фуделя предостерегает нас и от другой крайности, чрезвычайно распространенной, на мой взгляд, в наше время: от убеждения, что грехи людей не мешают им пребывать в Церкви, что пребывание в ней есть нечто гарантированное и не зависящее от образа жизни. Очень многие сегодня произносят: «Я православный» - чрезвычайно легко и не без удовольствия - приятно ведь все же каким-то быть, в каком-то сакральном качестве пребывать, а не просто так существовать на белом свете. Люди называют себя православными, то есть принадлежащими к Церкви, - только потому, что они русские; что их когда-то во младенчестве крестили; что прошлым летом они заходили в церковь и поставили в ней свечку за упокой. И меньше всего задумываются о том, что автоматического членства в Церкви не бывает и что их жизнь не дает им права считать себя принадлежащими к ней. «Святыми отцами, - пишет Фудель, - утверждается истина, что "показание христианских знаков" и даже Причащение Таин еще не доказывает пребывания человека в единой, святой и апостольской Церкви. «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает...»(Ин. 15, 2)».
Книга «Церковь верных», как и другие книги Фуделя, призвана лишить нас ложного покоя. «Есть вера и есть видимость веры, - пишет Сергей Иосифович, - вот почему апостол сказал такие удивительные, казалось бы, для находящихся в Церкви слова: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте»(2 Кор. 13, 5). В вере ли мы? В Церкви ли мы? Вся нераскаянная греховность есть удаление от Церкви, и чем тяжелее нераскаянный грех, тем дальше мы от нее уходим. "Бесстрашная", то есть нераскаянная жизнь во грехе приравнивается отцами к ереси мысли». Отдаем ли мы себе отчет в том, что здесь изложено? Вдумываемся ли в слова священника, накрывшего нашу голову епитрахилью, прощающего и разрешающего нам грехи: «...примири и соедини его (ее) Святей Твоей Церкви»? Раскаиваясь, мы каждый раз соединяемся с нею вновь. Но что в конечном итоге окажется сильнее: то, что соединяет, или то, что разрывает?..
Неизбежный для автора книги и для читателей вопрос: как же быть с «темным двойником Церкви», со злом в церковной ограде, как на него реагировать? К нему нельзя отнестись с ложноблагочестивым безразличием, это с одной стороны, а с другой - нельзя усомниться в Церкви как Теле Христовом по причине существования этого зла. Сергей Иосифович обращает внимание читателя на одно обстоятельство: в русских православных храмах изображение Тайной Вечери с Иудой Искариотским, обмакивающим свой кусок в блюдо, традиционно размещено над царскими вратами. Врата адовы бороли Церковь изнутри - руками того, кто внешне принадлежал к ней, - уже тогда, но они никогда ее таким образом не победят: «Века проходят, и ежедневно выносится Чаша, а сверху то же напоминание, чтобы не было иллюзий, и то же ободрение, чтобы не было отчаяния». Отчаяние подчас нам грозит, но «зная притчу о плевелах, уже невозможно оправдать для себя какой бы то ни было уход из Церкви, в частности, в раскол». В притче о плевелах (см.: Мф. 24, 30) господин поля, на котором враг человеческий - сатана - посеял меж пшеницею плевелы, запрещает своим усердным рабам выдергивать эти плевелы до жатвы. Когда настанет время жатвы, с плевелами разберутся посланные господином жнецы. Пребывая в Церкви, мы должны знать: когда настанет час, Господь отделит плевелы от пшеницы, пшеницу от плевел. Самим бы нам оказаться в тот день пшеницей, именно на это следует направить усилия.
Но одна из главных мыслей Сергея Фуделя: зло в церковной ограде, того самого «темного двойника», нужно искать не в других прежде всего, а в себе. Автор книги «Церковь верных» предлагает нам подражать апостолам, которые, как свидетельствуют евангелисты (см.: Мф. 26, 21-22, Мк. 14, 18-20), весьма опечалились, услышав из уст Учителя один из вас предаст Меня, и каждый из них спрашивал: не я ли, Господи? Не так: «Скажи скорее, кто это, и мы его немедленно изгоним», и не так: «Не этот ли? Точно, он!», а именно так: не я ли?..
Книга, вышедшая, как уже сказано, в издательстве «Русский путь», в серии небольших работ Фуделя, включает в себя также статью «Свет Церкви» - она продолжает тему «Церкви верных» - и удивительный труд «Причастие вечной жизни» - о счастье быть христианином. И сегодня живо заблуждение, распространенное в свое время атеистической пропагандой: христианство обещает человеку счастье после смерти, а на земле предлагает ему исключительно страдать и терпеть. Однако - еще раз цитирую Фуделя: «Христианство зовет к действительному счастью прежде всего здесь, на земле, а уж потом в загробном мире... Ощущая благодать Божию, разлитую в мире, в людях, в природе, христианская душа наполняется радованием, бесконечной благодарностью Богу за дарованное им счастье жить в этом Его мире, в Его природе, с этими Его людьми». Напомню, это написано человеком тяжелейшего жизненного пути, человеком, совсем не знавшим счастья в обиходном значении этого слова - как благополучия.
Газета «Православная вера» «№11 (487)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-06-20-00-00-00-okazatsya-pshenicey