Если не рады людям, значит, не любим Бога

0
166
Время на чтение 5 минут

Человек нуждается в уединении. Это так понятно! И это большая проблема на самом деле. Среди нас немало людей, которые вообще никогда не остаются наедине с собой и с Богом. Дома семья, на работе коллектив, в транспорте толчея. Пять-десять минут от остановки до подъезда - вот и все уединение.

Именно уединения зачастую ищет усталый человек, приходя в храм. Это не плохо. Это не только естественно, но и необходимо иногда - остаться для начала наедине с собой, чтоб потом почувствовать себя наедине с Богом.

Худо, когда уединение оказывается важнее всего остального, а главное - нужнее, чем другие люди. Когда другие люди в храме нам мешают. Когда мы готовы защищать от них свое уединение едва ли не с тою же агрессией, с какой поутру защищали свое стоячее место в автобусе.

Кто-то скажет, что это свойственно лишь людям, только-только переступившим порог храма, не понимающим, что такое Церковь, не ведающим, что она по определению - собрание людей, что Евхаристия - дело общее, трапеза братская. Нет, однако, это свойственно и нам, грешным, то есть тем, кто теоретически прекрасно это знает, но вот сердцем до конца принять никак почему-то не может.

Вот, я молюсь за Божественной литургией, и очень рада за себя. Рада тому, что я в Церкви, что я слышу эти удивительные слова, присутствую при совершении великого Таинства, не просто присутствую, нет, а участвую в нем. Но рада ли тому, что я здесь не одна? Способна ли я радоваться за тех, кто стоит со мною рядом так же, как радуюсь за себя? Счастлива ли я тем, что мы сейчас все вместе участвуем в общем святом и спасительном деле?

Но не только потребность в уединении, не только обостренная защита собственного внутреннего мира - бессознательный ответ на агрессию мира внешнего, больного и жестокого - лишает нас этой радости за других, за ближних. Радость за другого человека - это прямое следствие любви к нему. Что препятствует любви? Эгоизм. Озабоченность собственной ситуацией, собственным состоянием. Праздник, в храме битком - мне тяжело, душно, дискомфортно. Очередь на исповедь такая, что я устала ждать, да и какое теперь внимание у батюшки ко мне будет, когда я у него сегодня двести тридцать восьмая?.. Младенцев сколько привели и принесли, пока­то их всех приобщат...

Недовольство и ропот вместо радости. Радости тому, что прибывает у нас православных христиан. Что столько людей желает отпущения грехов и Причащения. Что дети в Церкви с младенчества...

Я подхожу к любимому образу Богородицы. Потребность у меня сейчас возникла такая - именно к этому образу подойти и перед ним помолиться. Важно это для меня. А эта женщина мне мешает. Встала перед подсвечником и стоит. Молится?.. Наверное. Важно это для нее сейчас? Не менее важно, чем для меня? Не исключено, что и более? Конечно, конечно. То есть умом-то я это понимаю. Но раздражения избежать не могу...

Но какова же будет моя молитва при этом раздражении? Можно ли молиться Богоматери - и не радоваться при этом тому, что и другой человек тоже Ей молится? Можно ли хотеть Ее помощи и покрова только для себя, но не для других? Боюсь, что такая молитва не просто бесполезна, она... едва ли не кощунственна.

А можно ли участвовать в Трапезе Христовой, не желая при этом, чтоб в ней участвовали другие, не радуясь их участию? Не в осуждение ли будет такое Причащение?.. Не знаю, кто как, а я долго об этом не задумывалась и не вздрагивала от собственной мысли: «Хоть бы поменьше было сегодня причастников - свободнее как-то, спокойнее, сосредоточиться легче...». На самом деле, с сосредоточенностью у меня было плохо совсем не потому, что причастников много, а по причинам иного порядка. Многолюдьем, большой очередью к Чаше я просто оправдывала свою глубокую внутреннюю неготовность к Таинству. Но поняла это отнюдь не сразу.

К тому, кто нам мешает, мы всегда критичны, а критика эта нередко ввергает нас в неосознанное фарисейское высокомерие: мы, совершенно не отдавая себе в этом отчета, решаем, что наша церковная жизнь - это совсем не то, что жизнь других, тех, от кого нам здесь, в храме, беспокойно и душно. Увидели бы мы истинную картину своей церковной жизни, сравнили бы себя с теми, с кем только и надо сравнивать: со святыми... Но не всегда нас на такое сравнение хватает.

Как научиться радоваться за других, за братьев и сестер? Закрепившись в определенном храме, знакомясь с другими прихожанами, открывая их для себя, подчас удивляясь им, даже восхищаясь ими (много ведь в наших приходских общинах прекрасных людей), человек, безусловно, открывает в себе и любовь тоже, и способность радоваться за других. Но тут вот в чем загвоздка: не каждый из стоящих рядом с нами на службе людей кажется нам прекрасным или хотя бы симпатичным созданием. Кто-то нам неприятен; от кого-то мы предпочли бы, пожалуй, держаться подальше. А с кем-то мы не сходимся в личных убеждениях по чрезвычайно принципиальному и болезненному для нас вопросу. Как научиться радоваться и за этих людей тоже?

У апостола Павла в Послании к Филиппийцам (2, 5) есть поразительные слова: в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Мне этот человек несимпатичен, не близок, чужд, враждебен, ну а Он к этому человеку - как относится?..

А Он к нему относится точно так же, как ко мне. Бесконечно любя, прощая и не оставляя без помощи, без шанса, без надежды. У Него нет нелюбимых детей. Это у нас есть нелюбимые братья и сестры. Мы немощны, мы не можем и не должны обещать, что завтра-послезавтра достигнем совершенства и приблизимся к любви Христовой. Но стремиться-то мы должны - к тем же чувствованиям...

«На всех верных должны мы смотреть как на одного и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтоб быть готовыми положить за него душу свою», - так писал Симеон Новый Богослов. Если вдуматься, здесь речь еще и о том, за что мы вообще другого человека любим, за что мы умеем любить людей. Мы умеем любить их за то, что нам с ними хорошо, тепло, интересно, что они нас поддерживают, защищают, за то, наконец, что они любят нас. Но умеем ли мы любить другого человека за то, что он, при всем его несовершенстве, при всех его несчастьях сделал-таки в своей жизни этот выбор: Иисус Христос и Его Церковь? Полюбить ближнего не за что-то другое, а именно за этот выбор - у многих ли из нас получается? Почему? Разве самого этого факта недостаточно, чтобы человека полюбить? А что, если это - от недостатка любви к Богочеловеку?

А Он ученикам Своим перед Крестной смертью дал новую заповедь - любить друг друга - и сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Сколько раз цитировали и сколько раз останавливались в смущении - перед абсолютной необходимостью применить это к жизни. А необходимость-то действительно абсолютная - никаких оправданий и исключений Спаситель не предусмотрел.

Фото священника Дионисия Елистратова

Газета «Православная вера» «№11 (487)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-06-18-00-26-35-esli-ne-rady
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07