itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кто, как и зачем считают православных на Украине

0
215
Время на чтение 8 минут

На Украине Центр Разумкова совместно с Фондом Конрада Аденауэра, начиная с 2000 года, осуществляет постоянный мониторинг состояния и тенденций религиозности украинского общества. Очередные итоги исследования «Религия и власть на Украине: проблемы взаимоотношений» были рассмотрены в апреле текущего года на круглом столе и опубликованы в виде информационных материалов. Интересующие нас аспекты содержатся в главе «Религиозность украинцев: уровень, характер, отношение к отдельным аспектам церковно-религиозной ситуации и религиозно - государственных отношений».

Опрашиваемым было предложено ответить на вопрос: «К какой религии вы себя относите?» Приведем перечень ответов («религий») с указанием доли (%) определившихся респондентов: «Православие» (70,6), «Римо-католицизм» (1,3), «Греко-католицизм» (5,7), «Иудаизм» (0,8), «Ислам» (0,7), «Буддизм» (0,0), «Индуизм» (0,1), «Язычничество» (0,1), «Просто христианин» (8,6), «Другое» (0,0), «Не отношу себя ни к одному религиозному вероисповеданию» (11,3).

Невозможно не заметить, что исследователи «упростили» свою задачу, не предложив респондентам для выбора те конфессии и направления, религиозные общины которых официально зарегистрированы в Минюсте Украины. А таковых ни много ни мало, а более 50. Правда, встречаются вопросы по отношению к «протестантизму», «Евангелическим и Харизматическим церквам», «Восточным религиям и духовным практикам (буддизм, йога и др.)».

Очевидно, что Центр Разумкова, Фонд Аденауэра и Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций рассматривают «многоконфессиональность» Украины через свою призму «религиозности» и главным образом с точки зрения «соблюдения государством принципа равного отношения ко всем Церквам и религиозным организациям Украины». Но так как проведенное исследование не дает даже повода анализировать «многоконфессиональность» украинского общества, авторы все усилия направили на «описание» того, что получено при ответах на «правильно» поставленные вопросы.

В основном анализируются данные по православным и греко-католикам, информация о других верованиях и конфессиях скупо представлена лишь на диаграммах.

Почему текстового анализа специалистов Центра Разумкова удостоились лишь православные, не сообщается. Поэтому можно предположить, что именно данная конфессия больше всего интересует социологов, как и заказчиков данных исследований.

* * *

Проследим за тем, как исследователи добивались нужного результата. Мы не меняем орфографию, не вносим изменений в сформулированные социологами ответы, а названия «Русской Православной Церкви» оставляем на языке оригинала (украинском).

Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «К какой именно православной церкви вы себя относите?»

Ответы (% опрошенных) распределились следующим образом: "Украинская православная церковь (Московский патриархат)" - 19,6%; "Украинская православная церковь - Киевский патриархат" - 18,3%; "Украинская автокефальная православная церковь" - 0,8%; "Руська православна церква" - 0,8%; "Просто православный" - 28,8%; "Не знаю" - 2,5%.

Этот же вопрос («К какой именно православной церкви вы себя относите?») ставился перед теми, кто считает себя православным.

Ответы (% опрошенных православных) на сей раз распределились так: "Украинская православная церковь (УПЦ)" - 27,7%; "Украинская православная церковь - Киевский патриархат (УПЦ-КП)" - 25,9%; "Украинская автокефальная православная церковь" - 1,2%; "Руська (Росỉйська) православна церква (РПЦ)" - 0,7%; "Я просто православный" - 40,8%; "Не знаю ответа" - 3,8%

А далее, как сообщают авторы исследования, респондентам предлагалось выбрать один из вариантов «будущего православных Церквей в Украине»: 1. «Православные должны объединиться в единую Церковь, которая будет добиваться независимости», 2. «Православные Украины должны объединиться вокруг УПЦ-КП» и 3. «Украинская православная церковь должна остаться неотъемлемой частью Русской православной церкви».

Среди всех опрошенных за первый вариант высказались 19,6%, за второй - 19,1%, за третий - 18,7%, затруднились с ответом 14,4%, оказались равнодушными («мне все равно») 25,6% респондентов.

Авторы исследования подчеркнули, что «за единую Церковь» больше всего сторонников на западе Украины (35%) и верующих УГКЦ (44%). За вариант «УПЦ-КП» больше сторонников на западе и в центре (23% и 24%) и верующих УПЦ-КП (47%). За УПЦ в составе РПЦ высказались больше на востоке и юге (30% и 26%) и верующих УПЦ МП (53%).

А вот здесь приходит время манипулировать теми, кого уже более десяти лет специалисты Центра Разумкова и Фонда Аденауэра называют в опросниках «просто православные», «просто христиане», «иные православные», но которые отдают предпочтения «единой Церкви, которая будет бороться за свою независимость». Даже представители «других конфессий» и «верующие, не относящие себя ни к одной религии» высказались за «единую Церковь» (14,9% и 11,1%). Не говоря уже о таких «экзотах», как «не верующие, но посещающие храмы».

Следует обратить внимание на то, что за «единую Церковь» больше всего ратуют греко-католики, что является вполне логично, исходя из того, что на Украине темой «Религия и власть в Украине: проблемы взаимоотношений» занимается не государственная власть, а фонды и общественные организации.

* * *

Мы видим, что вовсе не прошла мода на «украинскую поместную церковь». О ней мечтал не только Ющенко, но и практически все украинские президенты. В свое время многих буквально шокировало заявление Кучмы о том, что он жалеет, что за годы президентства ему так и не удалось создать на Украине поместную церковь.

Если президенты Кравчук и Ющенко действовали привычными им «обкомовскими» и «банкирскими» средствами, пытаясь загнать людей, как стадо, в общее религиозное стойло, удовлетворяющее их политическим амбициям, то Кучма действовал более мягко, не отпуская ситуацию на самотек, но постепенно приближая цель. Похоже, что примерно также действует и нынешняя украинская власть. Ведь в кабинетах чиновников, занимающихся «духовностью», остались практически те же люди. И работают они по достижению все той же цели. Без «нэзалэжной цэрквы» независимость Украины этим людям видится неполной, и даже ущербной.

Власть имущие постоянно заявляют о том, что к церковной «автокефалии» нужно «идти постепенно»... Внимательный читатель и телезритель, наверное, заметил, что сегодня из информационного пространства просто исчезли наименования представителей различных, скажем так, «православных объединений». Например, когда показывают Евстратия Зорю, не сообщается, что он принадлежит к раскольничьему «киевскому патриархату», как и прекрасный Михайловский Золотоверхий монастырь. На различия в облачениях униатов и православных не каждый обратит внимание, их также не обозначают. Оправдания о том, что журналисты у нас, типа, безграмотные, не проходят. Так как еще лет пять назад даже в т.н. телевизионных «напузниках» четко прописывалась принадлежность всех священников. Что, украинские журналисты вдруг массово поглупели? Да нет, думается, что здесь присутствует определенный «заказ» на то, чтобы народ привыкал к тому, что на Украине есть только одна церковь, правда, непонятно какая, но в перспективе - «поместная». Да и образ местного «патриарха» тоже присутствует.

Вот в этом все же, а не в усталости людей от разделения православных видится причина доминирующего количества «просто православных», кроме, конечно, «заказного» дробления сторонников канонической церкви Московского патриархата. В опросниках фигурируют «Украинская православная церковь (УПЦ)» и «Украинская православная церковь (Московский патриархат)», хотя аналитики Центра Разумкова в отдельных случаях отчетливо фиксируют, «Украинская православная церковь» «является неотъемлемой частью Русской православной церкви».

Невозможно не заметить, что сегодня не говорят практически ничего о «киевском патриархате». Многие люди думают, что раз мы живем на Украине, то и относимся к Киевской митрополии, а то, что «УПЦ-КП» - это раскольничья организация и все, происходящее в захваченных «филаретовцами» храмах не имеет благодати Божией, большинству украинцев просто неизвестно. Кроме того, «филаретовцы» часто обманывают своих потенциальных прихожан, говоря им, что «УПЦ-КП» - это то же самое, что УПЦ (МП), просто теперь так называется. Увы, но уровень религиозной безграмотности нашего населения остается весьма высоким. Православное миссионерство только пропагандируется, но не применяется на практике, потому что «политически нецелесообразно».

Вот мы и имеем цифры сторонников УПЦ (МП) - 27,7%, «УПЦ-КП» - 25,9%. Практически одинаковое - радуются аналитики Центра Разумкова. Но прибавьте сюда не только чуть ли не мифических 0,7% сторонников «Русской (Российской) православной церкви», как обозначено в исследовании, но и те 40,8% не менее загадочных «просто православных» и все станет на свои места.

Думается, что эти 0,7% должны что-то такое особое сигнализировать священноначалию РПЦ.

Об условности данных этого социологического исследования говорит такой, скорее всего, неожиданный для его авторов и заказчиков вывод.

Следуя приводимым данным, на западе Украины живет в основном пожилое женское, сельское и малообразованное население, а на востоке, наоборот, - молодое, мужское, городское и с высшим образованием, а то и с учеными степенями. Скажете, автор издевается? Вовсе нет. Судите сами (С.27). Наибольший уровень религиозности на западе Украины (87%), самый низкий - на востоке (59%). Тут же даются выкладки по уровню образования, возраста, места проживания, пола и достатка, из которых (С.28) следует, что верующие - это люди пожилые, малообразованные, живущие в сельской местности и в основном женщины.

Наверное, этот пример наглядно показывает всю цену данных о численности в данном случае прихожан УПЦ (МП) и «УПЦ-КП», приведенных в информационных материалах круглого стола «Религия и власть на Украине: проблемы взаимоотношений». С цифрами, как известно, не поспоришь. Это относится и к социологическим опросам. Вопрос в том, как спрашивать. А ответ в том, как интерпретировать.

Но информационная машина не останавливается.

Вот в начале июня нас ознакомили с итогами «общенационального опроса», проведенного в конце мая фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и социологической службой Центра Разумкова. Они выясняли, какие социальные институты пользуются доверием граждан Украины. Оказывается, доверием пользуются только три института: «Церковь» (баланс доверия-недоверия составляет +50%), «СМИ Украины» (+24,5%), «Вооруженные силы Украины» (+11%).

Имеет ли значение, какая «Церковь»? Безусловно, да!

http://odnarodyna.com.ua/content/kto-kak-i-zachem-schitayut-pravoslavnyh-na-ukraine
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кравец
Все статьи Ольга Кравец
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04