Украинское кино и «Золотой Витязь»

3-4 июня в Екатеринбурге состоялся очередной саммит Россия-ЕС. В ожидании встречи на высоком уровне администрация Екатеринбурга и представительство Евросоюза в России затеяли фестиваль «Неизвестное европейское кино». Он проводился с 31 мая по 6 июня. Вне всякого сомнения, европейское кино интересно, и сегодня тоже. Ныне - это несколько мощных традиционных и зарождающихся киношкол. Однако в свете того, что на недавно завершившемся фестивале в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм о лесбиянках «Жизнь Адель» французского режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша, нам следует внимательно подумать о предлагаемой системе ценностей со стороны тотально поголубевшей Европы, погрязшей в содомии, теряющей христианские идеалы, «толерантно» растворяющейся в чуждых национальных и религиозных смыслах.

Внятной альтернативой вышеупомянутым кинофорумам стал практически никак не освещавшийся в отечественных (российских, а тем паче украинских) СМИ Международный славянский кинофестиваль «Золотой витязь», прошедший с 22 по 30 мая в Хабаровске и приуроченный к 155-летию основания города. Этот форум проходит под неизменным девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Это начертано на хоругвях форума, и этот аспект особенно и каждый раз подчеркивает его глава, создатель и идейный вдохновитель - народный артист России Николай Бурляев.

За 22 года активной жизни «Золотого витязя» и в его рамках было - конкурсно и внеконкурсно - показано 6 200 лент. В разных номинациях киноискусства и произведенных в десятках стран, в первую очередь - славянского мира. Однако, на удивление, скажем, документальные ленты из этого пула отказываются показывать телеканалы России и Украины, тогда как именно в целях духовного просвещения и в связи с актуальной объединительной, патриотичной публицистичностью и художественностью их следовало бы транслировать в прайм-тайм. Но для нынешних телеканалов, известное дело, эти ленты сегодня - «не формат».

Однажды «Золотой витязь» побывал и на Украине, проплыв в мае 1998 г. на теплоходе по Днепру; это был его VII кинофестиваль, оказавшийся весьма представительным - в нем приняли участие свыше 300 кинематографистов из 28 стран.

В записках «Летопись «Золотого Витязя» Н. Бурляев вспоминал: «Наше паломничество по Днепру от Киева до Севастополя было светлым и красивым. Сотни людей встречали нас на пристанях хлебом-солью, с любовью, песнями и танцами, с заверениями в неразрывности наших братских уз. Эпохальным стал этот Днепровский путь и лично для меня. Ведь впервые за 37 лет, прошедших после съемок «Иванова детства», я вновь увидел дорогой моему сердцу Канев, могилу Тараса Шевченко, песчаную косу, на которой проходили съемки, и гостиницу над Днепром, в которой жила наша киногруппа. За эти годы продуваемое днепровскими ветрами здание обветшало и обезлюдело. Я заглянул в свой номер, в номер Андрея Тарковского, где мы провели столько светлых вечеров, где пелось столько песен, и было столько тепла и радости... В Запорожье нас повезли на казачий праздник. Глядя на лихих наездников, с гиканьем проносившихся мимо наших трибун, я не выдержал, попросил коня и саблю: показал, что и московские казаки не лыком шиты. Здесь, в Запорожской Сечи, на родине моего прапрадеда, казачьего полковника Бурляя, во мне заговорила казачья кровь... А пройдя по Днепру еще несколько десятков километров и попав в родные места С. Ф. Бондарчука, я сделал неожиданное открытие - да ведь мы земляки!.. Так вот откуда наше взаимное расположение друг к другу и духовное родство!»

 

* * *

 

На прошлогоднем, XXI кинофестивале «Золотой витязь» в Омске кинематографисты Украины были удостоены 4 наград. В номинации «Игровые полнометражные фильмы» приз «Золотой Витязь» получил фильм «Тот, кто прошел сквозь огонь» («Той, хто пройшов крізь вогонь») режиссера М. Ильенко, а дипломом «За лучшую мужскую роль второго плана» в этой картине был награжден заслуженный артист Украины Алексей Колесник. Актер сыграл в ленте несколько неожиданную роль - североамериканского индейца, вождя племени, в которое попадает бежавший из ГУЛАГа летчик-ас Герой Советского Союза Иван Додока (прототип которого Иван Даценко родился в селе Монашеский Яр, близ Диканьки, что на Полтавщине). Памятен А. Колесник зрителям еще по ролям в фильмах «Овод», «Как закалялась сталь», «Ермак», в телесериале «Государственная граница», по фильму А. Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987), где сыграл уголовника-убийцу Крюка. Забегая вперед, скажем, что на хабаровском кинофоруме обаятельный и улыбчивый, практически не расстававшийся с гитарой А. Колесник работал в жюри анимационных фильмов.

В номинации «Телевизионные игровые фильмы» «Бронзового Витязя» в 2012 г. получил украинский фильм «Платон Ангел» режиссера И. Войтюка. Уступив двум очень известным фильмам России - «Достоевский» В. Хотиненко («Золотой Витязь») и сериал «Жуков» А. Мурадова («Серебряный Витязь»). Номинация «Студенческие и дебютные фильмы» принесла Украине в мае прошлого года диплом «За веру в светлое будущее автора и его героя» фильму «Футурист» (режиссер Юрий Марташевский).

В полном игровом метре в Омске состязался за звание лучшего украинский фильм В. Васяновича «Обычное дело», а также лента «108 минут» (в основу фильма положена биография Ю. Гагарина) серба Светислава Бата Недича, женившегося на украинке и уже 10 лет живущего в Киеве. В документальном кино был показан документальный кинопортрет Людмилы Михалевич «Николай Олялин».

***

В нынешнем году Украине досталось лишь три диплома фестиваля. Это своеобразный симптом сжимающейся шагреневой кожи украинского кино - особенно отчетливый на фоне обилия фильмов и призов кинематографистов России, Сербии, Беларуси.

Какие картины представила Украина на конкурс в Хабаровске?

27-минутный фильм Л. Михалевич «Алексей Колесник. Счастливые случайности», тепло рассказывающий о жизненном пути и творческой биографии талантливого артиста, основанный на монологе этого яркого человека, влюбленного в жизнь и делящегося своей любовью с людьми, - вне новых государственных границ.

Известно, что А. Колесник много гастролирует с сольными выступлениями по республикам бывшего СССР, прежде всего по России, включая самые дальние берега, где своими концертами, в частности, помогал собирать средства на строительство кафедрального храма в Петропавловске-Камчатском.

В коротком документальном метре Украину представляла 8-минутная лента о военных летчиках «Вечное небо» известного киевского режиссера О. Самолевской (диплом «За поэтическое использование военной хроники»), в анимационной номинации - пятиминутка «Эскимоска. Юла» Алексея Шапарева (диплом «За верность традициям детской анимации») и трехминутка «Маша» Татьяны Кабаевой, студентки КНУ им. Карпенко-Карого.

Среди студенческих фильмов на конкурс было представлено пять работ от Украины, в том числе и совместная с Грузией 28-минутная лента Ирины Правило «Кровь». Здесь диплом «За форму, которая и есть содержание» получил фильм Марины Артеменко «Не менее 50 кг».

Во внеконкурсном показе демонстрировалась полуторачасовая игровая мелодрама Александра Игнатуши «Мама, я летчика люблю», снятая на студии А. Довженко в 2012 г., с О. Сумской в главной роли. Киевлянин А. Игнатуша является выпускником актерского отделения факультета драмы КГИТИ имени И. К. Карпенко-Карого (1976) и Высших курсов сценаристов и режиссеров (1984) в мастерской Э. Рязанова.

Во внеконкурсной программе также были показаны полнометражные ленты украинских документалистов: «Неотправленные письма» (реж. Юрий Терещенко) и «Старец Зосима» (реж. Ольга Мирончук). Ольга Мирончук посвятила фильм знаменитому донецкому схиархимандриту Зосиме (Сокуре) - основателю Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, духовно окормлявшему до своей кончины в 2002 г. семью Виктора Януковича, тогда председателя Донецкой областной госадминистрации.

* * *

В этом году главных призов Украина не получила ни в одной номинации. Возможно, сбываются пророческие слова об украинском кино известного режиссера Н. Мащенко, повторявшиеся им чуть ли не с самых первых лет незалежности: «Кина нема, кина нэ будэ». К сожалению, этот мастер, возглавлявший киностудию им. А. Довженко с 1987 по 2004 г., оставивший нам ленты «Как закалялась сталь», «Овод» и другие, скончался 2 мая с.г.

Узнаваем молодыми и немолодыми хабаровчанами был выходец из шахтерской семьи народный артист Украины Владимир Дмитриевич Талашко, кстати, ученик Н. Мащенко, памятный ролью летчика Сергея Скворцова в фильме Л. Быкова «В бой идут одни старики».

К этому обаятельному актеру, тонкому и деликатному человеку, профессору Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, работавшему на хабаровском кинофоруме в жюри игровых полнометражных фильмов, всякий раз подходили поклонники, стремились взять автограф, даже во время Крестного хода в честь святых равноапостольных учителей Словенских Кирилла и Мефодия, в том числе и молодые военнослужащие.

Заслуженная артистка Украины Светлана Князева, выпускница Киевского музыкального училища им. Глиера и Киевского эстрадно-циркового училища, актриса театра Киноактера киностудии им. А. П. Довженко, в Хабаровске выполняла миссию члена жюри короткометражных документальных фильмов. Улыбчивая и милая женщина С. Князева - вдова народного артиста Украины Леонида Осыки (1940-2001), которого вместе с С. Параджановым, Ю. Ильенко в учебниках по киноискусству называют представителями «украинского поэтического кино».

С. Князева и вице-президент форума «Золотой Витязь» Иойван Маркович (Сербия) в кулуарах Хабаровского кинофестиваля

 

В жюри полнометражного документального кино от Украины работал писатель-харьковчанин Станислав Минаков, лауреат Международной премии Арсения и Андрея Тарковских (Киев-Москва, 2008 г.), Всероссийской премии им. братьев Киреевских (2009), обладатель Золотого диплома литературного форума «Золотой Витязь» (2012).

 

* * *

 

Не обошлось и без «накладок». Так, во время конкурсного показа документального фильма «Человек есть тайна» (Украина) режиссера Мурада Мамедова выяснилось, что фильм представлен без субтитрирования на русском языке.

Даже член жюри из Беларуси оказался в затруднении с пониманием текста. Позже возник также вопрос, зачем эта лента вообще была представлена на конкурсный показ и какие такие «добрые и дружественные» намерения преследовали инициаторы этого акта. Похоже, сам М. Мамедов и киностудия «Контакт», которая фильм произвела, сильно ратуют за «украинское дело».

Дело в том, что лента, о художественном уровне которой можно судить уже по названию, рассказывает о творчестве Е. Станковича - талантливого современного композитора, лауреата, между прочим, Республиканской премии ЛКСМУ им. Н. Островского (1976) и Национальной премии Украины имени Т. Шевченко (1977). Лента начинается с очень щекотливой темы - «голодомора» на Украине. И с первых же кадров звучит «Панихида по умершим от голода» Станковича - для солистов, 2 смешанных хоров, чтеца и симфонического оркестра - на слова Д. Павлычко, написанные как будто под диктовку Ющенко или Тягныбока. И Б. Ступка, выдающийся артист, получивший в Москве все мыслимые и немыслимые премии и титулы, читает стихи Павлычко:»Не забудьтэ вы, як мы помыралы по выни Москвы». Стоит ли удивляться, что несколько зрителей после этих слов, прозвучавших с экрана, демонстративно покинули зал.

 

* * *

 

Куратором «Золотого витязя» от Украины является вышеупомянутый заслуженный артист Украины А. Колесник, а неизменным вице-президентом кинофорума - народная артистка Украины уроженка Житомирщины Раиса Недашковская (от Беларуси эту должность занимает народный артист Беларуси В. Гостюхин).

Р. Недашковская памятна советским кинозрителям с 1960 г. ролью Мавки в фильме В. Ивченко «Лесная песня» (по известному произведению Леси Украинки). Актриса снялась в десятках советских и постсоветских фильмов. Отметим ее премию «Ника» 1988 г. в номинации «Роль второго плана» за роль Марии Магазаник в знаменитом фильме А. Аскольдова «Комиссар» (1967). Удостаивалась актриса и премии Ленинского комсомола им. Н. Островского и ордена княгини Ольги разных степеней, а на международном кинофестивале «Золотой витязь» - золотой медали им. С. Ф. Бондарчука «За вклад в кинематограф» (1998). Последней в ее фильмографии значится лента 2007 г.

Примечательно также, что все это не помешало Раисе Степановне сыграть роль ведьмы в скандальном националистическом и русофобском фильме Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе» (2001). Как отмечается в справочниках, Министерство культуры Российской Федерации сочло этот фильм антирусским и искажающим историю российско-украинских отношений и поэтому рекомендовало не проводить его показ в российском кинопрокате. Заметим, о всемерной отзывчивости «Золотого Витязя» говорит и тот факт, что Ю. Ильенко был в 2000 г. на фестивале этого кинофорума в Москве председателем жюри художественных фильмов.

На гала-концерте Р. Недашковская с чувством прочла плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», с включением цитат из украинского перевода. Актриса, все 22 года представляющая на «Золотом Витязе» Украину, на XXII форуме возглавляла жюри в номинации «Студенческие и дебютные фильмы».

На гала-концерте звезд современного кино во второй день форума болезненной темы коснулась (неожиданно для хабаровчан и гостей города) молодая украинская певица Руслана Лоцман, ученица известной исполнительницы Нины Матвиенко. Выйдя на сцену в украинском национальном костюме, она красивым голосом спела а капелла русский трагический вальс «На сопках Маньчжурии», вызвав овацию зала, а потом исполнила под «минус» новодел про «гетманов, героев Украины», где в припеве выстроен следующий ряд: Хмельницкий, Мазепа, Дорошенко.

Это шокировало слушателей, после концерта тревожно интересовавшихся, что бы это значило. Многие здесь знают, что Приамурье, как и Приморье, было заселено 150 лет назад при изобильном участии малороссов. А по новой мифологии о роли украинцев в создании Российской империи, стали «считать», в частности, что Хабаровск, а точней - тогда Хабаровка, был основан не Ерофеем Хабаровым, а капитаном Яковом Дьяченко, посланным губернатором Н. Н. Муравьевым-Амурским, на месте, указанном еще адмиралом Г. И. Невельским. Естественно, что это навязанное мнение не воспринимается. Но многие здесь также помнят, что гетман-малоросс Мазепа, увенчанный от Петра Великого медалью Иуды, предан анафеме Русской Церковью.

Отметим это странное «двоение» национального украинского сознания, когда, с одной стороны, внешне высказывается братская любовь к русскому народу (а мы понимаем, что русские и украинцы - это духовно один народ) и подчеркивается нерушимость уз, а с другой - несомненно, присутствует то, что некоторые современные публицисты называют «ересью украинства» или «каиновым комплексом украинства».

Верится, что объединительные и духовно-просветительские усилия «Золотого Витязя» - в этом направлении - не напрасны, «двоение» будет преодолено.

http://odnarodyna.com.ua/node/14048

http://odnarodyna.com.ua/content/ukrainskoe-kino-i-zolotoy-vityaz-ii

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Мурашка:
Все статьи автора
""Золотой Витязь""
«Всё лучшее, что есть в театральном искусстве»
В Москве откроется финальная часть XVII Международного театрального форума «Золотой Витязь»
20.11.2019
«Им руководил Господь Бог…»
Интервью с автором фильма «Отменивший войну»
05.11.2019
«Золотой Витязь» принял петербургских литераторов
В Железноводске состоялась Торжественная церемония закрытия и награждение победителей очередного Международного Славянского литературного форума
22.10.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019