Исчезнувший рисунок. Загадка одной публикации

В середине 90-х годов в Москве издавалась газета «Автограф». Душой её был поэт Владимир Костров. Листая один из номеров, я обнаружил неизвестный мне портрет Пушкина. Особенность его была в том, что в отличие от других изображений поэта, здесь отсутствовал характерный признак, который использовали все портретисты, даже покрывая голову натуры шляпой - знаменитые кудри. Здесь они остались за рамкой. В рамке только лицо. Лицо узнаваемое. Я его не только узнал, я его признал.

Здесь маленькое отступление. Прижизненных изображений Пушкина дошло до наших дней немного (я не касаюсь автопортретов пером, почти все они великолепны). Портретами в разной технике исполнения, без оговорок, можно назвать  не более дюжины работ. Лишь на трети из них я узнаю  Пушкина (известные работы Тропинина, Кипренского, Соколова, Чернецова). Ещё на двух-трёх готов признать: да, что-то пушкинское есть. На остальных портретах вижу натурщика, изображающего, с разной степенью умения, Пушкина. О сотнях посмертных изображений поэта говорить не хочу. Редкие художники смогли увидеть и запечатлеть реального Пушкина. Почему я столь уверен в своих суждениях? Объяснение простое: мне довелось видеть Пушкина при его жизни. Да, да, никакой мистики. Я забрёл в ХХ век случайно и потом, по рассеянности, переступил порог 3-го тысячелетия. Заблудился. Мой век - XIX, а может, и предшествовавшие ему. Сравните мои сочинения на темы современности и старины, и вы поверите мне. Во всяком случае,  я хорошо запомнил Пушкина. Не исключено, что был его приятелем или слугой. Я один помню, как он выглядел со спины. Могу нарисовать. Тем более, на любом его портрете готов указать неточности. Но вернусь к изображению в «Автографе».

При нём была заметка, мной утерянная. Запомнил главное. Автор её не уточнил, маслом ли эта работа, акварелью или карандашный рисунок. Чёрно-белый оттиск на газетной бумаге, размером с обычную альбомную фотографию,  не давал возможности определения.   О происхождении портрета тоже ничего определённого. Автор, предоставляя его редакции, надеялся, что «Автограф» решит загадку, чьей руки портрет, когда создан;  надеялся на подсказки читателей.  Но выпуск газеты скоро прекратился, и я больше нигде, ни в печати, ни в интернете, не встречал того изображения, не заметил полемики о нём. 

К моей удаче, догадался сделать фотокопию газетного оттиска. Получилась она бледной, с размытыми очертаниями. Имея кое-какой опыт в рисунке (иллюстрировал 4-томник своих сочинений), рискнул сделать прорисовку по фотографии. Не испортил. Главное, мой Пушкин, в реальном облике, живой,  вышел из  «Автографа», не исказив оригинала.   Здесь, по моему мнению, поэт ближе всего к полотну кисти И.Линёва - крайне подавлен, изнурён невесёлыми думами. Он всегда выглядел старше своих лет, а в последний год это свойство усугубилось по известным причинам. На представляемом здесь портрете  Пушкин старообразен - лицо прорезано глубокими морщинами, но, согласитесь, он прекрасен; взгляд устремлён туда, куда нам достать воображением не дано. Но у нас есть Пушкин, он расскажет, что видит, если мы будем внимать ему, как проводнику в мир, созданный им в дополнение к Божьему.

Уже два года восстановленный из «Автографа» портрет украшает мой писательский кабинет. Я не жадный. Смотрите и вы.  Полагаю, как соавтор неизвестного автора, «прорисовщик» нечёткого изображения, я вправе передать портрет для использования в изданиях. Передаю электронную репродукцию этого изображения в распоряжение Вячеслава Румянцева - создателя исторического портала ХРОНОС.  Я думаю, что через него мне легче будет добраться до истины. Может быть, отыщется и автор работы, и место её нахождения.

 

http://suzhdenia.ruspole.info/node/3866  

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Сокуров:
Совесть
Невыдуманная история
22.10.2019
Голубая дымка
Рассказ
03.07.2019
Россия, семья, родная речь
Утренний экспромт ко Дню России
11.06.2018
Украинские особенности русского и славянского братства
Продолжение «братской темы»*, акт трагикомедии
02.05.2018
Все статьи автора