Как только Киев продемонстрировал интерес к идее Таможенного союза, а президент В. Янукович посетил заседание Высшего Евразийского экономического совета в Астане 28-29 мая 2013 г., Европа «показала зубы», припугнув Украину возможным отказом в сближении с ЕС, если та будет слишком уж тесно сотрудничать с государствами-членами Евразийского союза. Звучали «страшилки», что глубокое экономическое сотрудничество в рамках Таможенного союза Киеву невыгодно и угрожает его торговому суверенитету. Странная позиция, если учесть, что восточный вектор украинской экономики - это 40% товарооборота и пренебрегать этим вектором - верх политической недальновидности!
Самую активную позицию по вопросу евроинтеграции Киева занимает, как и прежде, Варшава, которая продолжает выполнять функции адвоката Украины в Европе. Это обусловлено стремлением обеспечить Польше т.н. стратегическую глубину зоны политического и культурного влияния Польши, отодвинув границы русско-православного ареала (в политическом смысле слова) максимально дальше от своих восточных границ. Евроинтеграцию Киева в Польше воспринимают как процесс геополитический, а не экономический. Для поляков этот процесс связан с проблемами национальной безопасности, а не экономическими достижениями, как о том повествуется неискушённому украинскому обывателю.
С 1 июля 2013 г. Литва, ключевой союзник Польши, займёт пост председателя Евросоюза. Литовские власти уже заявили, что это - шанс для Украины стать ближе к Брюсселю. Варшава уже выказала свою полную поддержку литовцам, передав им, так сказать, эстафету опекунства над «несовершеннолетней», по европейским меркам, Украиной. Польские СМИ призывают не обращать внимания на сомнения некоторых еврочиновников в том, стоит ли вести диалог с официальным Киевом, если тот нарушает права человека и не отвечает международным демократическим стандартам, ибо «не надо временные слабости украинского политического порядка противополагать важности геостратегического положения Украины...Польша должна встать стеной за Литвой и... возродить неформальный союз Междуморья» (1).
Жонглирование геополитической терминологией (проект Междуморья) свидетельствует об истинной подоплёке европейской «заботы» об украинском торговом суверенитете. Да и сами польские комментаторы этого не скрывают, говоря, что «ассоциация Украины с ЕС - это не цивилизационная миссия, а геополитическое наступление (ofensywa geopolityczna)» (1).
Как известно, проект Междуморья был выдвинут Юзефом Пилсудским после Первой мировой войны в надежде расширить границы влияния независимой Польши, бывшей некогда Речью Посполитой. В XVII в. Речь Посполитая, действительно, раскинулась от Балтики до Чёрного моря. В современных условиях о таком территориальном росте Польша не может даже мечтать и поэтому стремится расположенные между двумя морями государства (вся Прибалтика, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Украина, Белоруссия) мягко вернуть в сферу своего влияния, сформировав из них прочный антироссийский буфер.
Украине в этой мозаике отводится ключевая роль. Во-первых, если Украина сохранит антироссийский курс, тогда Европе будет легче давить на упрямую Белоруссию, т.к. Минск окажется в полублокаде с единственным экономическим коридором в сторону России. Через Белоруссию пролегает самый короткий путь из Варшавы на Москву (1200 км), и Польша кровно заинтересована в прозападной власти в Минске. Во-вторых, Украина - крайне удобный плацдарм для дестабилизации интеграционных процессов на евразийском пространстве. Отсюда и любовь Запада к украинским самостийникам, и сравнение геополитической функции независимой Украины с таковой у независимой Хорватии. Как хорватская независимость призвана нанести геополитический ущерб Сербии как ключевому игроку в балканском регионе, так украинская независимость призвана ослабить геополитический потенциал евразийского пространства.
Забавно, что в своих комментариях польские эксперты, желая подчеркнуть геостратегическую важность Украины для давления на Россию, ссылаются на Гитлера. Дескать, фюрер своего рейха без Украины не мыслил, а без России - мыслил.
Ромуальд Шереметьев, замминистра обороны Польши в конце 1990-х - начале 2000-х (русская фамилия - от отца-перебежчика, женившегося на польке и принявшего католицизм), полагает, что стабильность Европы - в возрождении хотя бы усечённого варианта Речи Посполитой (Польша + Украина + Белоруссия). Такая Речь Посполитая уравновесит две Европы, Западную и Восточную, и стабилизирует обстановку на континенте (2). Литву Р. Шереметьев не назвал, хотя она некогда входила в состав польского государства. Он этого не сделал, потому что Вильнюс и так во всём поддерживает антироссийские инициативы Варшавы. Для полного пасьянса остаётся к польско-литовскому дуумвирату добавить Украину и Белоруссию. Их силком втискивать в границы Польши никто не будет, сейчас не те времена. Достаточно создать политико-идеологический симбиоз этих государств во главе с Польшей и продвигать идею не территориального, а трансграничного цивилизационного единства данного региона. Впервые об этом громко заявил польский историк и этнограф Ярослав Лещинский в 2005 г. в своей книге «Речь Посполитая Четырёх Народов», подразумевая поляков, литовцев, белорусов и украинцев (3). Как видим, с 2005 г. обсуждение этой идеи не затихает. Речь Посполитая Четырёх Народов - это тот же проект Междуморья, только «вид сбоку». Его цель - распространение польского влияния от Балтики до бассейна Чёрного моря.
Пока западноевропейские политики заигрываются демократической риторикой, их польские коллеги призывают заняться прагматикой, а не пустословием. Павел Коваль, лидер партии «Польша - важней всего!» говорит о необходимости заключения личного пакта с украинскими олигархами, а не с эфемерными коллективными политическими силами (4). Внешнеполитический курс Украины определяется несколькими ведущими олигархическими «семьями» и колеблется между Западом и Востоком соответственно их приватным интересам. Для олигархов главное - умело балансировать «между», держать всю страну на привязи, не позволяя дрейфовать в сторону Евразийского союза, и пытаться протиснуться на рынки Европы. Олигархическим кланам выгодна цивилизационная нейтральность Украины - отказ от общерусского единства и обретение в перспективе европейскости особого украинского формата. Европу, которая веками только тем и занималась, что отрывала Малую Русь от Руси Великой (это делали и немцы, и венгры, и французы, и поляки) такой вариант устраивает. Украина, как Русь нерусская, - лучший кандидат на пребывание в «серой зоне» между Европейским и Евразийским союзами. И на её членство в ЕС не надо раскошеливаться, и в евразийских интеграционных процессах она не участвует. Но если олигархи увидят свой интерес в присоединении Украины к ТС, тогда Европе будет сложно их удержать. Следовательно, пока не поздно, надо приголубить Украину вместе с её олигархами и нарушениями прав человека, пока эта «европейская сирота» не пошла искать любви у России.
Визит президента В. Януковича в Астану Польша, а вместе с ней вся Европа расценила как попытки такого поиска. Поэтому и насупились брови у европейских политиков, а в голосе зазвенел металл.
1) «Czas na pragmatyczne Międzymorze» (Rzeczpospolita Weekend, 31-05-2013)
2) «Dziurawa Europa» (Salon24.pl, 12.05.2013)
3) Jarosław Tadeusz Leszczyński "Rzeczpospolita Czterech Narodów", Kielce, 2005
4) «Pakt z oligarchami» (Nowa Europa Wschodnia, 2013-03-26)
http://odnarodyna.com.ua/content/associaciya-ukrainy-s-es-mezhdumore-xxi-veka