«Спасайся на горе»

Фильм о литургии на Эльбрусе

Новости Москвы 
0
200
Время на чтение 6 минут

«Жизнь или кошелек, - я бы так эту статью назвал», - смеется автор фильма «Спасайся на горе» иеромонах Игорь.

Фильм: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Ta-SIfdQdVg

«Почему?!» «А потому, что нельзя служить одновременно Богу и маммоне. Знаете историю Лота?»

История Лота, рассказанная автором фильма

- Лот был праведник, замечательный человек, единственный, кто пошел за своим дядей неизвестно куда, когда Господь сказал Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт.12:1).

Но Лот пытался совместить две несовместимые вещи: жизнь с Богом, - благочестивую, праведную, - и жизнь, как бы мы сейчас сказали, комфортную.

Наступил момент, когда им с дядей стало тесно, Авраам предложил Лоту выбрать сторону, в которую тот пойдет, и Лот выбрал.

А где были самые лучшие, злачные места для пастбищ? Под стенами Содома и Гоморры. Вот там Лот и поселился. Стада его умножались, он богател, торгуя с содомлянами и ведя с ними дела, но, заметьте, старался при этом жить праведно, уединенно, и с ними не смешивался.

Потом, видя богатство этих городов, на страну напали.

И Лот пострадал вместе с содомлянами, - как и они, лишившись своего имущества, был уведен в рабство. Авраам выручил его, освободил, и что же? Лот должен был бы одуматься. Но нет.

Он пошел и поселился уже даже не подле, а прямо в самом Содоме, решив, что спасение - за высокими городскими стенами. Он по-прежнему пытался совместить несовместимое: служение Богу и сытую, удобную, комфортную жизнь, - служение маммоне,

До времени это получалось. А чем закончилось, мы знаем.

Он чуть не погиб с жителями города - ради выгоды, ради торговли. Господь спас его как праведника, вывел из Содома, но все, что Лот нажил, осталось там. Ничего он не смог взять с собою.

И жена его там осталась - оглянулась и стала соляным столпом.

А дочки, когда уже, казалось бы, спаслись, пошли на страшное преступление: напоили своего отца, согрешили кровосмешением и зачали от него детей, - как говорят святые отцы, думая, что никто больше не выжил. Они знали, что совершают, но они выросли в Содоме и считали, что может быть, не так это и страшно, раз нужно продолжить род.

И когда Лот узнал, что случилось, то взялся за голову и убежал от них. О том, что было дальше, Священное Писание умалчивает, но Предание говорит, что Лот вернулся к Аврааму, и тот сказал ему: «Где твои стада? Где твои деньги? Где твое серебро? Твои дочери, твоя жена - где они? Ничего у тебя больше нету. Так иди и заботься теперь только об одном: чтобы не погибла твоя душа». Чем он и занимался в продолжении всей оставшейся жизни, - взрастил древо послушания, ставшее впоследствии Животворящем Древом, на котором был распят Господь.

Такая история. А смысл ее - в том, что никто не может служить двум господам.

Не можем и мы в XXI веке служить одновременно Богу и маммоне.

Пора вернуться на Кавказ

Спасение невозможно без подвига, без утеснения себя, и это - одна из главных тем фильма «Спасайся на горе», в основу которого легла история экспедиции на Эльбрус, предпринятой с тем, чтобы отслужить на вершине самой высокой горы России и Кавказа Божественную литургию.

Мотивы подобных действий не сразу понятны со стороны. Зачем, к примеру, епископ Нарьян-Марский, Преосвященный Иаков идет с экспедицией на Северный Полюс? Зачем некий иеромонах вместе с друзьями карабкается на высочайшую гору Кавказа и России, на вершине которой в палатке, сдираемой яростным ветром, служит, отогрев на пару окаменевшие от мороза просфоры, Литургию, - полным чином, не торопясь, там, где опытные альпинисты не находятся более нескольких минут?

Восхождение духовное невозможно без физического труда, - вот одна из главных тем фильма «Спасайся на горе», и можно было бы сказать, что этоизвестная мысль, не будь она известна нам главным образом в теории.

Люди стараются во все привнести комфорт - хотят быть христианами и одновременно жить «как в Европе». Современному христианину, например, ничего не стоит на время разрешить себя от поста, если на него приходится день рождения, да и вообще среды и пятницы сегодня мало кто держит.

«Сегодняшний христианин хочет по-демократически разделить себя между миром и заповедями Евангелия», - пишет Михай Кристя, говоря о том, что «веру свою мы зачастую исповедуем на половину или на четверть, чтобы "не соблазнить" мир, а на самом деле, чтобы не лишиться одобрения мира и дружбы с ним».

Это приводит в том числе и к тому, что пока мы стесняемся быть такими «косными» или «старомодными», как наши предки, исконно христианские земли заполняются людьми, не принимающими Христа и исповедующими совсем другие ценности.

В день славянской письменности и культуры мы с автором фильма иеромонахом Игорем (он в Москве фильм заканчивал) отправились на Красную площадь, где был большой концерт: выступали 2000 хористов. Публика пришла, но не то, чтобы заполнила площадь до отказа - тем более, что накануне прошел сильный дождь. Мокнуть никому не хотелось. Мне по интеллигентской привычке всё не нравилось: и ходившие в небе тучи, и ведущие, и усы у солиста... Вдруг слышу: «А представляете себе, если бы мусульманам дали на Красной площади что-нибудь подобное устроить? Они бы все пришли, - все, что в городе есть. Продемонстрировали бы своё единство. А нам - ничего не надо». И это правда.

Но пора вернуться к фильму, Северному Кавказу и восхождению на Эльбрус, Божие благословение на которое явилось в том числе и в чудесном явлении Иверской иконы Пресвятой Богородицы в храме, где служит отец Игорь.

Явление Иверской иконы

Жил-был один человек, раб Божий Сергий, который все не мог понять, нужно ли ему идти монашеским путем или следует жениться. Была у него любимая икона, Иверской Божией Матери, покровительница монашества, которую он возил с собой, пока несколько лет скитался по Отечеству, но так все устроилось, что в итоге он женился. И он повесил икону в красный угол. И вот однажды явилась ему в тонком сне Пресвятая Богородица и повелела отдать Свою икону в храм святого великомученика Георгия Победносца в Тырныаузе. Он какое-то время медлил - потому что очень любил этот образ, - но, в конце концов, препроводил. И на Преображение Господне икона в храм и пришла. А как раз на следующий день начиналась экспедиция.

Взяв икону с собой, иеромонах Игорь и его друзья - певчий из Москвы Виктор Арчвадзе и профессиональный путешественник Александр Волощук -вышли на восхождение.

Последняя часть которого оказалась очень тяжелой.

Об этом ни слова нет в фильме - как поднявшись на седловину между вершинами, они едва не отступили назад. И как по всей седловине раздавался вой, а животных тут никаких не бывает. И как они молились - «Господи, помоги, Божья Матерь, помоги, все святые, помогите!» - и чуть не плакали, из последних сил взбираясь вверх с тяжелой ношей (палатка, облачение, кадило, все, необходимое для службы, - а в разряженном воздухе каждый грамм имеет огромный вес).

А о том, как начали служить Литургию, и налетела страшная непогода, будто все окрестные бесы восстали против них, - об этом в фильме есть. И о том, как точно на «Милость мира, Жертву хваления», воссияло солнце, тоже.

Но весь фильм не перескажешь, и все его смыслы в одной статье не передашь.

Поэтому скажем только ещё об одной его теме.

«Горы учат богопознанию. Белизна ледников, ослепительная при солнечном свете, как поверхность огромных зеркал, и отливающая голубизной в лучах зари, - это образ души, погруженной в молитву и созерцание, в которой отразился Фаворский свет Преображения, свет, который делает душу ангелоподобной и прекрасной», - пишет архимандрит Рафаил (Карелин), чьи слова вы тоже услышите в этом фильме). Лучше отца Рафаила, называющего Кавказ «троном Божества», о горах, пожалуй, никто не писал.

И когда смотришь на мир с вершины горы, то видишь его совсем по-другому.

Вон, цепляя облака, высятся рубленые скалы Северного Кавказа. За ним, до самого Белого моря, простирается Россия. С другой стороны, за главным Кавказских хребтом, лежит Грузия - древняя Иверия, первый Удел Божией Матери. В хорошую погоду с вершины Эльбруса можно разглядеть Черное море.

«Здесь, у Главного Кавказского хребта, мы представляем себя стоящими у амвона. Если всю Россию представить храмом, то, несомненно, ее амвоном станут предгорья Кавказа, потому что там, за хребтом, за Кавказом, находится Алтарь: Святая Земля», - любит повторять епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

А все вместе - Божий мир. В который мы пришли, чтобы служить Богу, а не себе и маммоне.

Так что, пожалуй, жизнь, а не кошелек.

Анастасия Рахлина

6 июня 2013 года

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61990.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Рахлина
Способ радоваться
Интервью с Елизаветой Цымбаревич, иллюстратором детских книг Издательства Сретенского монастыря
05.12.2016
«Мы должны быть благодарны тем, кто воевал и победил»
К 120-летию маршала Победы Георгия Константиновича Жукова
02.12.2016
«В руки Твои, Господи»
К шестидесятилетию убиенного на Кавказе иерея Игоре Розина
06.10.2016
Все статьи Анастасия Рахлина
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 02:26
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19