Византийские уроки

560 лет назад, 29 мая 1453 года, под ударами турок-османов пал легендарный Царьград - Константинополь

 Империя ромеев, получившая название «Византия» уже после своего крушения, канула в Лету. Однако сегодня былое величие этого государства-цивилизации, его исторические уроки вспоминают все чаще, нередко проводя параллели с современной Россией. Об этом и многом другом «Культура» побеседовала с председателем Национального комитета византинистов России, деканом исторического факультета МГУ, академиком РАН Сергеем КАРПОВЫМ.

культура: Из сегодняшнего «далека» день падения Константинополя выглядит так, словно в одночасье с карты мира исчезла целая цивилизация (вспоминается розановское: «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три»). А как было на самом деле?

Карпов: В реальности процесс падения Византии был болезненным и долгим. Он начался с взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. В 1261-м империя была восстановлена, но это была лишь тень былого величия. Кризис середины XIV века окончательно подорвал силы державы. Агония тянулась несколько десятилетий. Но в 1453 году от империи оставался не только один Константинополь с окрестностями. В ее составе были владения на Пелопоннесе - Морейское княжество, более того, существовала отдельная Трапезундская империя с византийской династией Великих Комнинов во главе. Эта империя была захвачена османами восемью годами позже - в 1461 году. И, вплоть до 70-80-х годов XV столетия, на византийской периферии продолжалось сопротивление.

культура: Но что к тому времени оставалось от того сказочного великолепия Восточной Римской империи периода ее расцвета? Сохраняла ли она свою восточно-христианскую, православную уникальность?

Карпов: Осталось довольно много, хотя еще больше было разрушено. Конечно, в первую очередь, это выдающиеся памятники византийской архитектуры, многие из которых практически сразу же были обращены в мечети. Позднее, когда Турция стала светским государством, ряд из них был преобразован в музеи - Святая София Константинопольская, монастырь Хоры (Кахрие Джами), Святая София Трапезундская... Но, кстати, сейчас у части турецкого общества есть желание некоторые из этих памятников вновь обратить в мечети. Например, это касается уникального памятника поздневизантийского зодчества, первостепенного значения - собора Святой Софии Трапезундской. Есть опасность, что ее знаменитые фрески опять будут под штукатуркой. Очень не хотелось бы, чтобы это произошло. Ведь современная Турция дала много примеров бережного отношения к культурному наследию.
 
Что касается духовной уникальности Византии, то она хранила ее и после падения Константинополя, в течение всего турецкого господства. Был Афон, были другие центры православной духовности, сохранялась греческая школа, патриархия и все это поддерживало самосознание греков. Конечно, постепенно многие духовные ценности утрачивались, но они передавались другим народам - вместе с диаспорами, с многочисленными поездками греческих иерархов, в том числе на Русь. Таким образом павшая Византия продолжала транслировать свою духовность, культуру и ценности. Многие рукописи и артефакты, подготовившие Ренессанс, были тоже перевезены с бывших византийских земель на Запад, да и на Русь.

культура: Не могу не задать вопрос о знаменитой концепции «Москва - Третий Рим». Насколько она отражала историософскую действительность? Можно ли говорить о цивилизационной преемственности от Византии к наращивавшей свою мощь Московской Руси?

Карпов: Конечно, в этом есть большой смысл. Русь всегда осознавала свою генетическую связь с православной цивилизацией Византии. Были разные этапы восприятия ее наследия. Сначала, до XV столетия - как части «византийского сообщества», следуя определению британского историка Дмитрия Оболенского, затем - как восприемника Византии, когда Московская Русь оставалась единственным православным Царством, И тогда, в 20-х годах XVI века, сначала в достаточно узком кругу просвещенных людей стала распространяться высказанная старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем идея о Москве как Третьем Риме, «а иному не быти». Она не стала тогда господствующей идеологемой государства. Ведь принявший царский Венец Иван Грозный возводил свой род к римскому императору Августу, а не к византийским василевсам. Московское царство стремилось к равенству с империей Габсбургов, Османской Портой, но не к византийской универсальности. Затем Уложенной грамотой Собора 1589 года определение Москвы как Третьего Рима стало нормой и было подкреплено установлением Патриаршества. С середины XVII века при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в России укрепляется идея универсалистского государства, опекающего весь православный мир. Многое делалось для того, чтобы русские паломники появились и на Афоне, и на Святой земле. Поддерживались и защищались святыни православного Востока, его христианское население.

культура: Понимаю, что Вы историк, а не политический публицист, но можно ли протянуть эту имперскую историософскую струну дальше - через петровскую Российскую империю вплоть до Советского Союза и даже нынешней Российской Федерации?

Карпов: Здесь речь должна идти о наследии. Когда оно принимается, то можно говорить о цивилизационном преемстве. В данном случае речь должна идти о принятии определенных идеологем. Ну, например: идеи самодержавия, симфонии Церкви и государства, - все они воспринимались, но при этом перерабатывались, получали новое осмысление. Конечно, то, что создали Петр I и дальнейшие правители России - это уже несколько иная империя, но и она не отвергала основополагающие положения учения о православном Царстве.

культура: А что касается неудавшейся попытки Сталина провести в 1948 году Всеправославный собор - это можно назвать обращением к византийскому наследию?

Карпов: Это политика. В ней, конечно, была опора на некоторые византийские идеологемы, но они использовались в сугубо политических целях.

культура: С момента гибели Восточной Римской империи прошло уже более половины тысячелетия. Какие византийские уроки для нас наиболее актуальны сегодня?

Карпов: Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подумать обо всей длительной линии, связывающей нас с Византией. Ведь что она реально дала Руси? Да начиная с самого простого - письменности и литературы, той самой кирилло-мефодиевской традиции, пришедшей к нам именно из Византии. Далее. Иконопись, искусство мозаики, фрески, византийское церковное пение, хронистика - византийское летописание, вошедшее в нашу литературу, гимнография - тексты богослужебных песнопений, сформулированные святоотеческие нравственные принципы, правовые нормы номоканонов. И многое-многое другое. Конечно, это не могло не повлиять на наш менталитет, одним из ключевых составляющих которого был принцип «благочестие выше благосостояния». Эта идея, когда-то высказанная святителем Иоанном Златоустом, прошла путеводной нитью через книги русских мыслителей, писателей, поэтов, и сегодня по-прежнему имеет огромное значение. Здесь же идеи милосердия, обуздания гордыни, даролюбия, державности и многие другие.

культура: Идея державности и имперская идея. Связь очевидна. Актуальна ли она для сегодняшней России? Ведь и сегодня наша страна в значительной степени остается империей.

Карпов: Сейчас многие в слово «империя» вкладывают иной смысл, забывают, что в нем есть не только политико-юридическая, но и духовная составляющая. Но совершенно очевидно, что если имперское начало будет утрачено нашим сознанием, то будет потеряно и понимание нашей державности, мы просто станем другими. И сегодня одна из главных, первоочередных задач общества и государства - сформулировать свои геополитические приоритеты. Они должны быть ясными и стоять на прочной исторической основе. Наша страна никогда не была замкнутым государством, а потому идея вселенской империи была для нее органичной. И когда Россия стремилась на Восток, она шла туда с этой идеей.

культура: Пять лет назад архимандрит Тихон (Шевкунов) снял фильм «Гибель империи. Византийский урок». Вы неоднократно его комментировали, но вопрос не столько о нем, а о том, повлиял ли он на рост интереса к Византии? Заметно ли это по Вашим студентам?

Карпов: Думаю, да. Тогда этот фильм, конечно же, пробудил определенный интерес к Византии, ее истории и культуре. Но сейчас я очень надеюсь на то, что этот интерес еще больше возрастет благодаря деятельности недавно возрожденного Российского исторического общества и новому телеканалу «История», на котором можно будет предоставить многочисленной аудитории максимально подробную и многомерную информацию об этом колоссальнейшем достижении человеческой цивилизации.

http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/5103-vizantiyskie-uroki/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Карпов:
Все статьи автора
Михаил Тюренков:
Александр Щипков: «Мы должны уйти от либерального мировосприятия»
Эксклюзивное интервью заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора, политического философа Александра Щипкова Телеканалу «Царьград»
03.12.2019
«Дорога домой»: Памяти отца Николая Агафонова
17 июня на 65-м году земной жизни отошёл ко Господу замечательный православный пастырь и проповедник, автор множества книг, лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов
20.06.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019