Парадокс неверия

Сергей Худиев о "добровольном" спасении

Недавно Папа Римский Франциск сказал в ходе одного из своих выступлений, что Христос искупил также и атеистов. Ничего нового в этом нет - православные, католики и большинство протестантов всегда верили, что Христос умер за всех вообще людей, за весь человеческий род без изъятия - за неверующих в том числе. Мы можем стать из неверующих верующими только потому, что Христос за нас уже умер.

Но журналисты (и не только они) поспешили интерпретировать это в том смысле, что Папа объявил о спасении атеистов. Новость была охотно подхвачена, быстро разлетелась по интернету, вызвала оживленные и радостные комментарии, и представителям Ватикана пришлось разъяснять, что это никак не имелось в виду.

На самом деле то, что Христос умер за всех, еще не означает, что все спасутся. Святой Апостол Петр, например, пишет про лжеучителей: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. (Пет .2:1)" - то есть Господь-то их, со Своей стороны, искупил, а они Его отвергаются и навлекают на себя погибель. Искупление воспринимается покаянием и верой и отвергается противлением и неверием.

Но тут я хотел бы поговорить не о том, кто спасется - а о том удивительном парадоксе, который часто демонстрируют неверующие (и даже активно враждебные вере) люди - как где-то подытоживает его о.Андрей Кураев, «В Бога мы вашего не верим, но вы нам скажите, что Он нас все равно спасет».

Но что значит «спасет»? В христианском контексте быть спасенным - значит быть восстановленным для вечных взаимоотношений с Богом и Его святыми. Стать членом бесконечно счастливой семьи, глава которой - Бог. Да, в жизни будущего века будет ласковое море и сочные фрукты - более ласковое и более сочные, чем мы в состоянии себе представить - но это еще не то, что делает рай раем. Рай - это Его присуствие и новые отношения друг с другом и всем творением, порожденные Его присутствием. Как говорит Пророк, «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Ис.11:6-9)»

Вопрос «буду ли я спасен?» означает «войду ли я в эту семью, глава которой - Бог? Буду ли я в вечности там, где Он и Его святые?» А пожелание - скажите нам, что он нас все равно спасет - «скажите нам, что мы все равно будем приведены в общение с Богом и Его народом». И вопрос тут не в том, возможно ли это - если хотите, возможно. Вопрос в том, хотите ли вы этого.

Если хотите - так приходите, дверь Его дома открыта. Он действительно умер за всех, всякий, кто примет Его дар покаянием и верой, будет спасен. Если не хотите, то почему же вас раздражает, что вы этого не получите? И почему вы ухватываетесь за любой намек, что все-таки получите? Христианин исполнен трепетной радости при мысли, что наступит день, и Он увидит Христа, и его бесконечно ужасает мысль оказаться  вне общения с Ним, во тьме внешней. Он хочет быть со Христом и Его святыми. Но если вы не хотите - то чего же обижаться на то, что вы и не окажетесь в компании тех, кого вы не любите, и чье общество вам скорее неприятно? Если ваше отношение к Богу и Его Церкви находится в промежутке между безразличием и открытой враждебностью, что же хорошего будет в том, чтобы водворить вас в Его присутствии? Это ничуть не лучше, чем силком загонять вас на Литургию. Ведь вас бы чрезвычайно возмутило такое насилие над вашим произволением - а тут насилие еще большее, на Литургии хоть можно присуствовать чисто формально, думать о своем - а рай заполнен присутствием Бога «как воды наполняют море».

Это будет даже не ситуация «без меня меня женили» а ситуация «меня женили против моей явно заявленной воли». Когда неверующие требуют «Скажите нам, что мы все равно спасемся» - это как если бы пламенная ненавистница мужчин требовала «скажите, что я все равно окажусь замужем», или человек, который терпеть не может море, и бежит подальше от любой открытой воды, требовал «скажите, что в итоге меня все равно поселят на берегу океана».

Как понять этот парадокс? Человеческая природа вообще парадоксальна, и часто мы просто не можем сказать, чего мы хотим. Как алкоголик может отчаянно, мучительно, неодолимо хотеть выпить, и с большим раздражением отвергать тех, кто призывает его бросить пить и вернуться к трезвой жизни - и в то же время, в глубине души, сознавать свою погибель и хотеть трезвости. Человек может хотеть «по-быстрому, без обязательств», как было написано в одной рекламе - но в сердце своем глубоко тосковать по подлинным, глубоким и доверительным отношениям. Он может хотеть, чтобы в его жизни не было «ни Бога, ни господина», чтобы никто не обличал его в грехе и не требовал хранения заповедей - и в то же время тосковать по Отчему Дому, и смутно надеяться на то, что как-нибудь, когда-нибудь, он все равно в него попадет.

Поэтому весть о том, что «все равно попадете», даже когда она основана на чистом недоразумении, и воспринимается с такими энтузиазмом. Но если в сердце своем вы хотите спасения - просто признайтесь себе в этом. Мы все созданы для рая - и как говорит блаженный Августин, «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Если вы хотите спасения - просто примите его. Христос действительно умер за вас, дар прощения и новой жизни дожидается всякого, кто захочет его принять, как говорит Он сам в притче о званых на пир, «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. (Мф 22:4)»

Автор: ХУДИЕВ Сергей

http://www.foma.ru/paradoks-neveriya.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Худиев:
Того, кто уходит, надо отпускать
Основная стратегия либералов состоит в растлении Церкви изнутри.
12.11.2019
Смертная казнь не поможет сделать нас лучше
Человеческая справедливость легко превращается в несправедливость
16.10.2019
Все статьи автора