Храм философа Лосева превратили в "качалку"

Марина Бровкина В Новочеркасске 24 мая в местной школе по инициативе главы Донской митрополии митрополита Меркурия должен открыться музей, посвященный философу Алексею Лосеву. Это одна из самых значимых и в то же время загадочных фигур из числа мыслителей прошедшего века. Открытие музея в городе, где он родился, логично и в высшей степени справедливо, однако это безупречное с исторической точки зрения событие проходит под возгласы: "Попы лезут в школу! Не быть в гимназии богадельне!"

И уже пошли письма в адрес руководителя комиссии религиозных объединений при правительстве РФ и премьер-министра Медведева от городского депутата, который "по поручению обеспокоенных родителей...". И так далее и тому подобное.

Понять, в чем суть конфликта, разыскать, наконец, возмущенную общественность решил корреспондент "РГ".

Идея создать музей философа принадлежит митрополиту Меркурию, который, кстати сказать, объявил 2013-й годом Лосева на Дону.

- Когда я был в Новочеркасске, решил обязательно посетить гимназию, где учился будущий мыслитель, и домовой храм, в котором юный Лосев пел на клиросе, - рассказал владыка. - Входил туда с трепетом, а увидел спортзал: на стенах развешаны баскетбольные корзины, расчерчен пол, спортивные снаряды. Мне показалось, что я попал в шестидесятые годы прошлого столетия, так неуместно и диковато все это выглядело. В гимназии преподают основы православной культуры, этот образовательный модуль выбрали большинство родителей, но разве может уложиться культура - хоть какая-нибудь - в головах детей, когда бывший домовой храм, связанный с именем великого земляка, превратился в примитивную "качалку"?

У директора школы Татьяны Романенко свой аргумент: ученикам больше негде заниматься спортом.

Чтобы решить проблему, митрополит обратился к областным властям, и, надо отдать должное, были выделены средства и создан проект. Теперь физкультура будет проходить не в маленькой домовой церкви, абсолютно для этого не приспособленной, а в настоящем спорткомплексе с отоплением, душевыми комнатами и раздевалками. Появится он на заваленном мусором школьном пустыре. Не потеряет школа и помещение, где разместится музей Лосева. По мысли митрополита, дети будут проводить здесь торжественные мероприятия. Все же это уместнее, чем спортзал.

Дело быстро сдвинулось с мертвой точки: в бывшем спортзале - ремонт, монтируются стенды, завезена антикварная мебель и оборудование. Есть и экспонаты. Благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, создавший в Михайло-Архангельском храме экспозицию, посвященную Лосеву, готов передать коллекцию школе. Он же занимался оснащением музея, на обустройство которого собрано более двухсот тысяч рублей, что для провинциального прихода немало.

Мы - в кабинете отца Олега, расположенном в цокольном этаже Михайло-Архангельского храма.

Когда-то настоятелем этой церкви был дед Лосева - протоиерей Алексей Поляков. Он сам крестил здесь внука.

- В Новочеркасске Лосев не только родился, но и сформировался как личность, - говорит благочинный. - В классическую гимназию имени Платова маленького Алексея отдала мать по благословению деда. Здесь он получил первый уровень образования. Преподаватели были великолепные и имели на него непререкаемое влияние.

Из воспоминаний духовной наследницы Лосева Азы Алибековны Тахо-Годи, посвятившей ученому всю свою жизнь. "Гимназические учителя... были выдающимися педагогами и учеными, "не чета нынешней профессорне", - язвительно говорил Лосев о новоиспеченных дутых авторитетах". "Гимназия - это был особый мир, место обитания мальчика в течение восьми лет, и не просто место, а скорее всего, дом, семья. В последнем своем слове о Кирилле и Мефодие, что называлось "Реальность общего", он, наряду с самыми дорогими святынями, назвал родную гимназию и домовую церковь, посвященную святым Кириллу и Мефодию, покровителям просвещения славян, а значит, и России. Они, эти покровители философии и филологии, наблюдали первые шаги в науке мальчика Лосева, оберегали и наставляли его и провиденциально помогали ему, укрепляя дух для будущих испытаний".

А испытаний этих было множество, биография ученого полна трагических поворотов. В разгар гонений на церковь он принял тайный постриг и стал монахом Андроником. В тридцатом году в ночь на страстную пятницу его арестовали. Четыре месяца одиночной камеры на Лубянке, затем - Беломорканал, годы ссылки, ограничений. Лосев потерял зрение, превратился в глубокого инвалида. Он писал: "Я многие годы провел в заточении, гонении, удушении: и я, быть может, так и умру, никем не признанный и никому не нужный. Это жертва".

Последний раз Лосев приезжал в Новочеркасск в 36-м году. Зачем? На Родину.

К сожалению, историческим наследием философа в Новочеркасске интересовались мало. Есть работы краеведа Данцева, да вот, пожалуй, и все: ни улицы имени Лосева, ни памятника ему.

С большим напряжением удалось установить в школе мемориальную доску. Она, уже изготовленная, много лет подпирала дверь в городском отделе культуры. К этой доске полагалась и мемориальная плита с православным крестом и надписью "Вечной памяти монаха Андроника". Звучала она торжественно и басовито, но школе не пришлась. Смутил горожан темный мрамор и православный крест.

Отец Олег, правда, не отступился, была установлена новая плита, попроще, теперь она уже никого так не будоражит - цветом белая с уклоном в серый. И без креста.

В школе встретили нас доброжелательно. Директор Татьяна Романенко сходу прочитала стихи.

- Вот у нас девочка пишет: "Как бы рядом Лосев с ранцем, Он спешит, лицо с румянцем...".

- Ну, а где же мемориальная доска, вокруг которой такие страсти кипели?

- Отдали на реставрацию. Кто-то из учеников нацарапал в углу "лох".

На данный момент в Новочеркасске о философе с мировым именем свидетельствует только эта доска "Вечной памяти монаха Андроника" со словом "лох".

Кстати, в прошлом году более 70 процентов родителей школы № 3 выбрали для своих детей образовательный модуль "Основы православной культуры". А в этом году около 83 процентов проголосовали за "Светскую этику". Как же случился в головах столь молниеносный революционный переворот?

- Может, родителям это название показалось красивее? - предполагает директор. - Они думают, что их дети пройдут такой курс и станут культурными и так далее. Вот и поставили массово "галочки" за этику.

Но чтоб все сразу и так кардинально изменили свое мнение? Кто-то из присутствующих, не вытерпев: "Вы будто не в газете работаете!"

Лосев много размышлял о природе мифа. Что написал бы он, столкнувшись с таким мифотворчеством?

Поднимаемся по парадной школьной лестнице, которая вела когда-то в домовую церковь.

Непростая судьба у этой маленькой церкви. Именно она первой из городских храмов подверглась разорению в революционные годы. Теперь здесь вовсю идет работа, стучат молотки - сооружается экспозиция.

Однако, по версии администрации учебного заведения, никакого музея Лосева не будет. Событие намечается совсем иного масштаба. Просто школа трудами митрополита Меркурия, протоиерея отца Олега и областных властей получит прекрасный спорткомплекс, а в домовую церковь вместо спортзала въедет школьный историко-краеведческий музей "Наследие", одна из экспозиций которого, ладно уж, так и быть, посвящена философу.

В кабинете директора на стене и на столе небольшие иконки.

Пытаюсь выяснить, откуда взялись письма возмущенных родителей по поводу музея Лосева. А никто эти письма в глаза не видел. Очередной миф! Сыр-бор разгорелся не столько из-за музея, сколько из-за будущего спорткомплекса. Местный деятель Андрей Кутырев в боевом листке "Правда депутата Кутырева" напоминает, что существовал у него собственный проект спорткомплекса, а реализовывать будут другой - не его. Звонок Кутыреву подтверждает это предположение. Между прочим, тоже для школы старался. Обидно, конечно. Вот и пошли письма в столицу. Так что бои вокруг музея - это скорее не "брань духовная", а борьба проектов и ничтожных амбиций, из-за которой под прицел попал и музей.

- Сделать бы здесь, я уж не говорю, иконостас, но хотя бы фанерную его экспозицию, чтобы люди видели, как когда-то было. Да отслужить бы панихиду по Алексею Федоровичу, - предлагает отец Олег.

- Невозможно, нельзя по закону, - отвечает, и справедливо, Романенко. - Пусть мэр разрешение даст. Видите, из прокуратуры письмо: мол, проводится проверка по заявлению депутата Кутырева, насчет домовой церкви. А если сюда придут, кто будет виноват? Директор.

- Но ведь даже музей Лосеву посвятить не хотите. Разве не достоин наш великий земляк монах Андроник? - приводит отец Олег, по-видимому, не раз звучавший аргумент. И разгорается привычный обеим сторонам спор: "Это для вас он монах, а для нас выпускник мужской гимназии" - "Но ведь это часть истории!" - "Ну и будет у нас история: утюги вот старинные... пусть люди смотрят" - "Не нужны людям утюги. Людям нужен Лосев!" - "Утюги тоже..." - "Лосев!"

Оба ошибаются. Не интересны нам ни утюги, ни Лосев. Нам все равно. Ведь, по сути, не удалось найти в городе не то что "возмущенную общественность", но никакую вообще. В этой кутерьме маленьких правд и полуправд, рассыпающихся на глазах разнообразных мифов, уже не слышно имени великого философа, да ведь никому и не нужно.

Алексей Федорович Лосев был монахом и наверняка умел прощать. Остается надеяться, будь он среди нас, простил бы.

http://pda.rg.ru/2013/05/22/reg-ufo/losev.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бровкина:
Вера под гипнозом
Активизация псевдорелигиозных организаций несет реальную угрозу
21.05.2008
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.11.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019