Марина Бровкина В Новочеркасске 24 мая в местной школе по инициативе главы Донской митрополии митрополита Меркурия должен открыться музей, посвященный философу Алексею Лосеву. Это одна из самых значимых и в то же время загадочных фигур из числа мыслителей прошедшего века. Открытие музея в городе, где он родился, логично и в высшей степени справедливо, однако это безупречное с исторической точки зрения событие проходит под возгласы: "Попы лезут в школу! Не быть в гимназии богадельне!"
И уже пошли письма в адрес руководителя комиссии религиозных объединений при правительстве РФ и премьер-министра Медведева от городского депутата, который "по поручению обеспокоенных родителей...". И так далее и тому подобное.
Понять, в чем суть конфликта, разыскать, наконец, возмущенную общественность решил корреспондент "РГ".
Идея создать музей философа принадлежит митрополиту Меркурию, который, кстати сказать, объявил 2013-й годом Лосева на Дону.
- Когда я был в Новочеркасске, решил обязательно посетить гимназию, где учился будущий мыслитель, и домовой храм, в котором юный Лосев пел на клиросе, - рассказал владыка. - Входил туда с трепетом, а увидел спортзал: на стенах развешаны баскетбольные корзины, расчерчен пол, спортивные снаряды. Мне показалось, что я попал в шестидесятые годы прошлого столетия, так неуместно и диковато все это выглядело. В гимназии преподают основы православной культуры, этот образовательный модуль выбрали большинство родителей, но разве может уложиться культура - хоть какая-нибудь - в головах детей, когда бывший домовой храм, связанный с именем великого земляка, превратился в примитивную "качалку"?
У директора школы Татьяны Романенко свой аргумент: ученикам больше негде заниматься спортом.
Чтобы решить проблему, митрополит обратился к областным властям, и, надо отдать должное, были выделены средства и создан проект. Теперь физкультура будет проходить не в маленькой домовой церкви, абсолютно для этого не приспособленной, а в настоящем спорткомплексе с отоплением, душевыми комнатами и раздевалками. Появится он на заваленном мусором школьном пустыре. Не потеряет школа и помещение, где разместится музей Лосева. По мысли митрополита, дети будут проводить здесь торжественные мероприятия. Все же это уместнее, чем спортзал.
Дело быстро сдвинулось с мертвой точки: в бывшем спортзале - ремонт, монтируются стенды, завезена антикварная мебель и оборудование. Есть и экспонаты. Благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, создавший в Михайло-Архангельском храме экспозицию, посвященную Лосеву, готов передать коллекцию школе. Он же занимался оснащением музея, на обустройство которого собрано более двухсот тысяч рублей, что для провинциального прихода немало.
Мы - в кабинете отца Олега, расположенном в цокольном этаже Михайло-Архангельского храма.
Когда-то настоятелем этой церкви был дед Лосева - протоиерей Алексей Поляков. Он сам крестил здесь внука.
- В Новочеркасске Лосев не только родился, но и сформировался как личность, - говорит благочинный. - В классическую гимназию имени Платова маленького Алексея отдала мать по благословению деда. Здесь он получил первый уровень образования. Преподаватели были великолепные и имели на него непререкаемое влияние.
Из воспоминаний духовной наследницы Лосева Азы Алибековны Тахо-Годи, посвятившей ученому всю свою жизнь. "Гимназические учителя... были выдающимися педагогами и учеными, "не чета нынешней профессорне", - язвительно говорил Лосев о новоиспеченных дутых авторитетах". "Гимназия - это был особый мир, место обитания мальчика в течение восьми лет, и не просто место, а скорее всего, дом, семья. В последнем своем слове о Кирилле и Мефодие, что называлось "Реальность общего", он, наряду с самыми дорогими святынями, назвал родную гимназию и домовую церковь, посвященную святым Кириллу и Мефодию, покровителям просвещения славян, а значит, и России. Они, эти покровители философии и филологии, наблюдали первые шаги в науке мальчика Лосева, оберегали и наставляли его и провиденциально помогали ему, укрепляя дух для будущих испытаний".
А испытаний этих было множество, биография ученого полна трагических поворотов. В разгар гонений на церковь он принял тайный постриг и стал монахом Андроником. В тридцатом году в ночь на страстную пятницу его арестовали. Четыре месяца одиночной камеры на Лубянке, затем - Беломорканал, годы ссылки, ограничений. Лосев потерял зрение, превратился в глубокого инвалида. Он писал: "Я многие годы провел в заточении, гонении, удушении: и я, быть может, так и умру, никем не признанный и никому не нужный. Это жертва".
Последний раз Лосев приезжал в Новочеркасск в 36-м году. Зачем? На Родину.
К сожалению, историческим наследием философа в Новочеркасске интересовались мало. Есть работы краеведа Данцева, да вот, пожалуй, и все: ни улицы имени Лосева, ни памятника ему.
С большим напряжением удалось установить в школе мемориальную доску. Она, уже изготовленная, много лет подпирала дверь в городском отделе культуры. К этой доске полагалась и мемориальная плита с православным крестом и надписью "Вечной памяти монаха Андроника". Звучала она торжественно и басовито, но школе не пришлась. Смутил горожан темный мрамор и православный крест.
Отец Олег, правда, не отступился, была установлена новая плита, попроще, теперь она уже никого так не будоражит - цветом белая с уклоном в серый. И без креста.
В школе встретили нас доброжелательно. Директор Татьяна Романенко сходу прочитала стихи.
- Вот у нас девочка пишет: "Как бы рядом Лосев с ранцем, Он спешит, лицо с румянцем...".
- Ну, а где же мемориальная доска, вокруг которой такие страсти кипели?
- Отдали на реставрацию. Кто-то из учеников нацарапал в углу "лох".
На данный момент в Новочеркасске о философе с мировым именем свидетельствует только эта доска "Вечной памяти монаха Андроника" со словом "лох".
Кстати, в прошлом году более 70 процентов родителей школы № 3 выбрали для своих детей образовательный модуль "Основы православной культуры". А в этом году около 83 процентов проголосовали за "Светскую этику". Как же случился в головах столь молниеносный революционный переворот?
- Может, родителям это название показалось красивее? - предполагает директор. - Они думают, что их дети пройдут такой курс и станут культурными и так далее. Вот и поставили массово "галочки" за этику.
Но чтоб все сразу и так кардинально изменили свое мнение? Кто-то из присутствующих, не вытерпев: "Вы будто не в газете работаете!"
Лосев много размышлял о природе мифа. Что написал бы он, столкнувшись с таким мифотворчеством?
Поднимаемся по парадной школьной лестнице, которая вела когда-то в домовую церковь.
Непростая судьба у этой маленькой церкви. Именно она первой из городских храмов подверглась разорению в революционные годы. Теперь здесь вовсю идет работа, стучат молотки - сооружается экспозиция.
Однако, по версии администрации учебного заведения, никакого музея Лосева не будет. Событие намечается совсем иного масштаба. Просто школа трудами митрополита Меркурия, протоиерея отца Олега и областных властей получит прекрасный спорткомплекс, а в домовую церковь вместо спортзала въедет школьный историко-краеведческий музей "Наследие", одна из экспозиций которого, ладно уж, так и быть, посвящена философу.
В кабинете директора на стене и на столе небольшие иконки.
Пытаюсь выяснить, откуда взялись письма возмущенных родителей по поводу музея Лосева. А никто эти письма в глаза не видел. Очередной миф! Сыр-бор разгорелся не столько из-за музея, сколько из-за будущего спорткомплекса. Местный деятель Андрей Кутырев в боевом листке "Правда депутата Кутырева" напоминает, что существовал у него собственный проект спорткомплекса, а реализовывать будут другой - не его. Звонок Кутыреву подтверждает это предположение. Между прочим, тоже для школы старался. Обидно, конечно. Вот и пошли письма в столицу. Так что бои вокруг музея - это скорее не "брань духовная", а борьба проектов и ничтожных амбиций, из-за которой под прицел попал и музей.
- Сделать бы здесь, я уж не говорю, иконостас, но хотя бы фанерную его экспозицию, чтобы люди видели, как когда-то было. Да отслужить бы панихиду по Алексею Федоровичу, - предлагает отец Олег.
- Невозможно, нельзя по закону, - отвечает, и справедливо, Романенко. - Пусть мэр разрешение даст. Видите, из прокуратуры письмо: мол, проводится проверка по заявлению депутата Кутырева, насчет домовой церкви. А если сюда придут, кто будет виноват? Директор.
- Но ведь даже музей Лосеву посвятить не хотите. Разве не достоин наш великий земляк монах Андроник? - приводит отец Олег, по-видимому, не раз звучавший аргумент. И разгорается привычный обеим сторонам спор: "Это для вас он монах, а для нас выпускник мужской гимназии" - "Но ведь это часть истории!" - "Ну и будет у нас история: утюги вот старинные... пусть люди смотрят" - "Не нужны людям утюги. Людям нужен Лосев!" - "Утюги тоже..." - "Лосев!"
Оба ошибаются. Не интересны нам ни утюги, ни Лосев. Нам все равно. Ведь, по сути, не удалось найти в городе не то что "возмущенную общественность", но никакую вообще. В этой кутерьме маленьких правд и полуправд, рассыпающихся на глазах разнообразных мифов, уже не слышно имени великого философа, да ведь никому и не нужно.
Алексей Федорович Лосев был монахом и наверняка умел прощать. Остается надеяться, будь он среди нас, простил бы.