Снова и снова вспоминаю один несчастный случай из моей недолгой священнической практики. Случай, оставивший в сердце чувство тревожной, саднящей горечи и боли...
Это было лет семь назад. Во дворе храма ко мне подошла женщина и рассказала, что отец её в тяжелом состоянии находится в больнице, практически при смерти, хоть и в сознании. Женщина хотела знать, чем ему можно помочь с Церковной точки зрения. Естественно я спросил: крещён ли отец? И тут женщина заявила, что отец её хоть и не крещен, но она уверена, что что-нибудь всё-таки можно для него сделать «церковного». Свечку, например, поставить...
Естественно я предложил, пока отец ещё в сознании, с ним поговорить... объяснить важность крещения... и если он согласиться - немедленно окрестить а, может быть, и причастить. Но... Вот это «но» просто сразило меня наповал. Женщина довольно агрессивно вдруг заявила что ей кажется...
Ей кажется, что креститься необязательно... И что Господь смотрит на душу, на сердце человека, а все эти «поповские обряды» необязательны... и свечку она пойдёт и поставит сейчас за папу, а крестить его не станет и никто ей не докажет, что она неправа... Вот так... С апломбом и самоуверенно...
Как я не бился, как не уговаривал её, она только распалялась всё больше и больше и, в конце концов, просто развернулась и ушла, не желая дальше продолжать разговор с глупым и упрямым попом...
Я буду вспоминать эту историю с болью, наверное, всю свою жизнь. И эти горькие слова: «А мне кажется...» будут звучать во мне, как предостережение...
До каких глубин безумства может дойти человек, утвердившийся как в точке последней опоры в этом: «Мне кажется...» И ведь таких людей, увы, немало, особенно в наше время - когда, по-видимому, все авторитеты разрушены, все критерии размыты и когда со всех сторон внушается человеку бесовская мысль, что он - он сам и есть главное и единственное мерило истины. Как это горько! К каким ужасным последствиям приводит такое, по слову преподобного Андрея Критского «самоистуканство». Беда, беда да и только...
Нас разучили доверять Откровению... То есть нас приучили считать, особенно в последнее время, что истины нет. Или так - истинно только то, что ты считаешь истиной. Точка. Это ведь целая философия. Простая в своём лукавстве, но действующая безотказно. Слишком сильно в каждом человеке значение собственного «Я», слишком велик соблазн жить «своим умом» и лукавый этим пользуется, внушая самые безумные идеи под видом мыслей самого человека. Впрочем, винить нам нужно в первую очередь самих себя, потому что никакие идеи и внушения, конечно, не властны над человеком, если он не имеет к ним сердечного расположения и сочувствия.
Каждый священник расскажет вам несколько печальных, а иногда и трагических историй о людях, которые поверили своим чувствам... мнениям... подозрениям. Поверили безоглядно с ревностью поистине достойной лучшего применения. Поверили так истово, что переубедить их, увы, уже не представляется зачастую возможным. И именно это самая опасная черта всякого самообольщения, «черта» в символическом, пограничном значении этого слова. Как только человек перестаёт сомневаться в верности своих суждений и мнений, ощущений и чувств, как только он безоговорочно принимает их за истину в последней инстанции - он переступает черту, вернуться за которую ему будет очень и очень сложно. У человека именно пропадает способность к критическому мышлению. Вот откуда такие совершенно безумные, бессмысленные поступки, такое неадекватное поведение мы замечаем у всех «самосвятцев».
Человек уверен, что может выбирать себе истину по душе, по сердцу, не понимая, что душа и сердце его отравлено греховной, страстной жизнью и нуждается в кропотливом, долгом очищении, что сердце его совершенно не способно бывает отличить лукавство от истины.
Тем более что бесы действуют как искусные фальшивомонетчики. Совсем не так грубо и примитивно, как некоторые себе представляют. Многие наивно считают, что они могут отличить ложь от истины и жестоко расплачиваются за свою самонадеянность. Есть такие мастера в изготовлении фальшивых банкнот, что только эксперты могут отличить подлинную купюру от подделки. А высшие «эксперты» в духовной области это, прежде всего Сам Господь, а затем Его Апостолы и ученики - все те, кто жили и живут Духом Христовым в Его Церкви, опытно проходят путь познания истины. Но что нам эксперты, мы «сами с усами...»
Дорогие, если бы вы только знали, как больно, как горько священнику видеть каждый день безумства, бесовскому разнообразию которых нет числа. Безумства, неосознаваемые уже безумцами вполне и влекущие их к погибели; безумства, единственной причиной которых послужило желание доверять себе и только себе притом, что эта «вера в себя» зачатую ловко и хитро внушена извне и является лишь дешёвой приманкой лукавого.
Но как же это отбросить своё «Я» - скажет кто-нибудь - что это за обезличивающее, уничтожающее человеческое достоинство предложение? Как это отбросить своё «Я», и зачем? А затем, дорогие, что мы совсем не знаем себя, совсем, к сожалению, не знаем, каковы мы на самом деле, то есть какими должны и можем быть. Совсем не понимаем и не чувствуем что значит быть детьми Божиими, а только и знаем, что своё страстное и, в общем, такое жалкое «Я», почитая его чем то важным и даже сверхценным. А между тем это не так совсем. И именно отвергнув себя, взяв крест исполнения Заповедей Божиих - только так мы можем узнать, милостью Божией, кто мы есть на самом деле и в узнавании этом будет великое разочарование, но и неизреченная радость потому, что мы узнаем, что мы - ничто, призванное по благодати стать чадом Божиим. Вот она - великая и счастливая тайна самоотречения, вот она великая и радостная тайна человеческой жизни.
Но тут совершенно резонно кто-то заметит: так что, уж совершенно выходит нельзя себе доверять? Нельзя доверять тем переживаниям и чувствам, подчас глубоким и искренним, возвышенным даже, которые испытывает каждый, наверное, человек?
Здесь придётся кстати известная поговорка: доверяй, но проверяй. А вернее, всем нам надо сверять свои помышления, переживания, мысли и чувства с тем, к чему призывает, чему учит Господь в Своей Церкви. Вот говорят иногда: «А какая разница - в Церкви я или нет. Помолюсь Богу, Бог везде, он меня знает, поможет...» В том-то и дело, что не всё так просто и именно потому, что Господь нас знает. Скажем так: Бог назначается нам встречу в Его Церкви и это не только храм, а вся совокупность установлений, правил, тот строй жизни, который помогает человеку общаться с Богом правильно. Правильно Его славить. И вот, представьте себе, некий человек отвергает это место встречи, назначенное Самим Богом и говорит: А я буду искать Бога в другом месте. Мне кажется, что можно и так...
Что тут скажешь? Искать-то он может, только за его строптивость, за его непослушание и гордость Господь ему вряд ли откроется именно потому, что «Бог гордым противится» (1 Пет. 5, 5), зато очень легко и даже наверняка под видом «бога» придёт обольститель, который именно там и действует с наибольшей свободой, где присутствует гордость и самонадеянность. И станет лукавый морочить голову несчастному человеку, а тот, бедный, будет думать, что он посвящен в сакральные знания и неизвестно ещё как далеко он в этом своём прелестном помешательстве дойдёт. Дай Бог, чтобы этот человек опомнился, остановился и вернулся туда, где Бог, а не лукавый назначил ему встречу. В Церковь Христову.
Не пренебрегайте кажущейся простотой Церкви! Эта простота премудра, она открывает человеку неизреченные глаголы Божией правды, если только человек захочет к ним смиренно прислушаться. И пусть вас никогда, никогда не смущает, что кто-то там что-то делает в Церкви не так. Помните, что Церковь создал Сам Господь и она омыта Его драгоценной кровью. А то, что «кто-то... чего-то... не того-то...». Давайте раз и навсегда закроем эту тему словами Первоверховного апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а человек лжив» (Рим. 3, 3-4).