Вятская Пасха

Великорецкий крестный ход глазами паломника

3 июня тысячи паломников со всех концов России вновь выступят из Вятки в Великорецкий крестный ход. Напоминаем об этом заранее, чтобы сомневающиеся - идти ли - наконец определились и... отправились в путь. Едва ли найдёшь человека, который пожалел бы об этом. Великорецкий ход - это несколько дней трудного счастья, где каждый найдёт ту Русь, ту веру, что ищет его сердце. Если ищет, конечно. Если нет - лучше не идти. Публикуемые сегодня воспоминания паломника о прошлогоднем ходе помогут вам принять решение, идти в него или нет и как лучше подготовиться к нему.

«Нет никого, кто оставил бы дом... для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18, 29-30).

Давно уже собирался я сходить в Великорецкий крестный ход, но мешали всякий раз то семейные, то жизненные проблемы. А знакомые ходят, уже много раз прошёл его и мой сосед Саша Печеницин со своей семьёй. Нынче всё идёт к тому, что моя давняя мечта исполнится, т. к. и отпуск как раз в июне, и имею надежду, что все преткновения останутся позади. За 10 дней до хода перестал бриться, купил Акафист святителю Николаю Чудо­творцу и икону с его ликом для ношения на шее. У знакомых попросил рюкзак и составил список вещей, которые надо взять с собой. Сначала список был длинным, но потом я сократил его вдвое. Это очень важно - не брать с собой ненужных вещей, то есть лишних килограммов. Вспоминается: «И заповедовал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк. 6, 8-9). Но до таких высот я ещё не дорос.

В итоге в моём рюкзаке поместились: сапоги, тапочки-сланцы, свитер, шапочка-панама, две пары носков, куртка-ветровка, туристический коврик, дождевик, который всегда должен быть под рукой. Из продуктов: сухарики, булка хлеба, литр воды, две банки тушёнки, два пакетика сгущёнки, карамель. Этого вполне хватило на все шесть дней пути, т. к. на ночлегах нас кормили кашей и поили горячим чаем из походной кухни. Многие берут с собой палатку, но если нет такой возможности, то ночлег могут предоставить и местные жители, и школы, и дома культуры. В боковые карманы рюкзака спрятал простейшие туалетные принадлежности, небольшое полотенце, паспорт и сотовый в целлофановом пакете, кружку с ложкой. К рюкзаку сбоку прикрепил туристический коврик с помощью двух эспандеров. Всё вышло компактно и удобно. Ну и желательно оформить страховку от укусов клеща - хоть маршрут крестного хода и обработан от насекомых, но где гарантия, что вы не отклонитесь в сторону? Проверяю готовность моего постоянного спутника - фотоаппарата; в карман жилетки положил небольшую записную книжку с ручкой для заметок и пометок чудес, карту-схему крестного хода - на всякий случай.

За несколько дней я начал посещать богослужения в Серафимовском храме города Вятки и взял благословение на участие в крестном ходе. Чтобы окончательно утвердиться в выполнении моей мечты, каждый день читал утреннее и вечернее молитвенное правило, молитвы святителю Николаю Чудотворцу. Ведь участие в крестном ходе - это чудо для каждого человека, в первую очередь духовное. И пройти его надо не только ногами, но пройти в мире со своим сердцем и своею совестью, с молитвой; найти в себе силы оставить на эти несколько дней наш суетный мир, оставить свой домашний комфорт, сделать небольшой шаг к миру Небесному, Горнему, приблизиться к Спасителю нашему. Сам Господь через апостолов напоминает всем нам о важности этого шага: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18, 29-30).

«Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые...» (Мф. 11, 28).

Что тянет людей в Великорецкий крестный ход? Меня, в первую очередь, тянуло желание окунуться в мир новый, непознанный, духовный, так как наслышан был от знакомых о его трудностях и искушениях. Сначала я удивлялся: да какие могут быть в нём трудности, когда даже 70-летние бабки проходят его полностью?! Но как же скоро я понял свою человеческую немощь, трижды оказавшись на грани прекращения хода, желая уйти от самим же выбранных трудностей, сойти с маршрута и уехать домой, залезть под тёплое одеяло! Как скоро я понял силу молитвы угоднику Божию Николаю Чудотворцу и ощутил его помощь! Понял, за счёт чего проходят эти трудные километры бездорожья, подъёмы и многочисленные болотца и речушки пожилые люди - за счёт молитвы!

Второе, что повело меня в путь, - желание внести свой небольшой вклад в прославление нашей вятской святыни, Великорецкой иконы Николая Чудотворца. Хочу, чтобы наш крестный ход прошёл по всему земному шару, чтобы мир и любовь объединили всех людей и чтобы прекратились войны и насилие!

Кроме этого, мне хотелось познакомиться с новыми интересными людьми из других регионов. И, слава Богу, немало я встретил людей, которые приходили на помощь по первому зову, чего не встретишь в обыденной жизни. Ещё обрадовало отсутствие всякой скверны, грубостей и хамства. Полнейшее взаимопонимание и взаимовыручка даже незнакомых ходоков! Были неожиданные встречи со старыми друзьями, которые очень удивлялись, увидев меня среди участников Великорецкого хода.

Таковы были мои побудительные мотивы, но у всех людей причины разные. Иные хотят исцелиться от душевных и телесных болезней, и при этом по вере своей получают это исцеление. Сколько здесь происходит многочисленных чудес исцеления от болезней глаз, суставов, бесплодия - и не перечислить. Другие идут эти трудные километры, чтобы в их жизнь вновь вошли любовь и взаимопонимание. И они получают свою любовь! Некоторые неожиданным образом находят свою судьбу, и в таких ситуациях, где и не ждали. Но самое главное чудо для любого паломника - это участие в самом шествии! Теперь-то я знаю, сколько искушений надо преодолеть при этом.

«Возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16, 24)

Третьего июня в пять часов утра мы уже были в Успенском соборе на литургии, причастились. В 10 часов начинается сам крестный ход, сначала по улицам Вятки. Кажется, что провожать нас вышли все жители города - человеческому потоку нет конца! Улица Казанская, старый мост через реку Вятку, село Макарье... Село Бобино, Никольская деревянная церковь: первый наш ночлег встретил дождиком. Палатку ставили на сырую траву. Проснувшись в два часа ночи, я обнаружил, что весь правый бок мокрый, даже коврик не спас, а на дне палатки образовалась целая лужа - дождь лил не переставая. Но, сложив палатку и продолжив путь, быстро забываешь про временные неудобства. «Претерпевший же до конца спасётся» (Мк. 13,13).

К концу дня, пройдя деревнями и миновав село Загарье с Вознесенским храмом, мы приблизились к селу Монастырскому - месту следующей ночёвки. Здесь ночь была довольно холодная, поэтому утром грелись у большого костра паломников из Слободского. Они нас вдобавок и чаем напоили. Но время не ждёт, и к 9 часам утра мы уже подходим к селу Горохово. Селом это место назвать трудно - один храм среди непроходимых лесов и ни одного жилого дома! Несмотря на это, храм восстанавливается и процветает, а на его северной стороне, на голой кирпичной кладке вверху, с каждым годом всё ярче проявляется в окружении ангелов икона Казанской Божией Матери, в честь которой храм и назван. Разве это не чудо?! Рядом с храмом находится и многоцелебный источник, окунуться в котором и набрать животворящей воды стараются все паломники.

Здесь же было и первое моё чудо. Так как места в тени были заняты, а солнце палило нещадно, я ворочался на своём коврике на этом солнцепёке. Но тут вспомнил, что надо попросить помощи у Николая Чудотворца, к которому и идём на поклонение на Великую. Начал молитву вслух, прося, чтобы на время нашего отдыха Николай Угодник закрыл солнце тучами, чтобы мы смогли отдохнуть и набраться сил для дальнейшего пути. Лежавшие рядом на своих ковриках Сергей и Татиана из Москвы меня не только поддержали, но и продолжили: «Но сделай так, как Ты хочешь, а не как мы хотим». Через несколько минут солнце зашло за тучу, поднялся ветер, а ещё через пару минут на нас обрушился освежающий ливень, который спас нас от зноя, взбодрил для дальнейшего пути! «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23).

«Приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10, 9).

Вот показались и стены Спасо-Преображенского Никольского монастыря! В селе Великорецком нас встречают и стар и млад, местные жители и многочисленные гости, приехавшие на своих машинах и на автобусах. Колокольный звон поднимает до самих Небес. Благодать облаком накрывает присутствующих, окрыляет, душа очищается, слёзы бегут из глаз, оживляя наши очерствевшие души. Про такие минуты жизни говорил псалмопевец царь Давид: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12), то есть возроди заново мою душу и тело.

После молебна у стен Спасо-Преображенского и Никольского храмов монастыря провожаем святыню на место её обретения - к реке Великой. Здесь же, на берегу у набережной алтарной часовни, ­исповедуемся, так как завтра, 6 июня, состоится главная литургия, где паломники будут причащаться. Но службы в Великорецком идут и ночью, и ранним утром, и днём, потому что народу нет конца, автобусы всё подъезжают и подъезжают. Торговые палатки растянулись от села до реки: иконки, крестики, чётки, товары народного промысла, вкусная выпечка местных мастериц - всего не перечислить.

6 июня в 10 часов утра на берегу реки начинается архиерейская Божественная литургия - вершина и центр Великорецкого хода. И невозможно понять - на Небе или на земле находимся мы в эти минуты: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и нельзя это описать человеческим языком! «Их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, еже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Тут наблюдаю я второе чудо. Паломник Владимир Глызин из Вятки толкает меня локтем и шепчет: «Видишь ли, что делается с деревьями?» - за часовней, где шла служба, деревья и ветки качались как при сильном урагане, а чуть в сторону вправо и влево - в 30-40 метрах - ни одна не шелохнётся! Такой природный контраст не подвластен объяснению человеческим умом! Но не все это видят, каждому даётся видение по его вере! Служба продолжается. Завораживающие голоса церковного хора, вдохновлённые лица людей. Идёт чин освящения воды в реке Великой и Святом источнике, рядом с которым и была обретена икона крестьянином Агалаковым. Погружаемся в эту освежающую целебную воду, которая даст нам силы для обратного пути до Вятки. И конечно же, поднимаемся на Ильинскую колокольню попробовать себя в колокольном звоне. Но мало у кого получается, здесь требуется особое мастерство.

В 2 часа ночи начинается богослужение с чтением Акафиста угоднику Божию Николаю. Почти все паломники его поют - прочитаны и выучены многие его строки. Чаще же всех повторяется и оседает в наших душах восхваление угодника Божьего: «Радуйся, Николае, великий чудотворче». Крестный ход направляется в обратный путь. До свидания, гостеприимное Великорецкое - Святая земля Вятского края и всей Святой России, до следующего года!

«Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают Его»
(Мф. 11, 12).

Быстро пролетело время в Великорецком. Начинаются длинные переходы по вятским косогорам, по длиннющему Медянскому бору... Вспоминается поговорка: «Не вкусивши горького, не возьмёшь и сладкого». Вот и последний глинистый подъём к селу Медяны. Гостеприимные жители уже готовы к встрече: кормят вкуснейшим супом, ещё более вкусным белым хлебом, от которого мы уже полностью отвыкли, парным молоком! Идёт богослужение, поётся Акафист. Медянцы прикладываются к святыне - образу Николы Угодника, и этой очереди всё нет конца. Последний ночлег - в посёлке Мурыгино, где только что построена новая Крестовоздвиженская церковь. На меня навалилась усталость бессонных ночей, ноги еле держат. Да ещё помог одной старушке в Медянском бору донести рюкзак пару километров до палатки МЧС, и совсем выдохся. В местном доме культуры едим суп с выпечкой, после чего я буквально падаю в углу под пальму и засыпаю крепким сном, успев только подложить под голову рюкзак.

В 2 часа ночи снова подъём, и начинается последний день нашего паломничества. 5 часов утра, Гирсово, раннее туманное утро, звон колоколов церкви Почаевской иконы Божией Матери. Здесь по русской традиции встречают нас хлебом и солью девушки в сарафанах, мне тоже досталось немного от этого ароматного каравая. На подносах разносят конфеты для многочисленной детворы, ведь в крестный ход некоторые идут даже с грудными детьми, чтобы окрестить ребёнка в святых водах реки Великой! От начала и до конца проходят его и инвалиды на колясках, многодетные семьи... Лежим на траве на берегу уже другой реки - Вятки, набираемся сил для последнего броска. Подбадриваю себя словами Евангелия: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают Его» (Мф. 11, 12).

Но вот и стены Трифонова монастыря! Несмотря на усталость, мозоли на ногах, на то, что лямки от рюкзаков врезались в плечи и мы искусаны комарами, на лицах у всех - радость! Последние метры по городу идём в невыносимой духоте после дождя, пот катит градом, рубашка вся сырая. Прислонившись к стене храма, допиваю свою святую воду и остаток выливаю на голову - на ней она словно кипит от жары. Посидев, берём благословение у батюшки на окончание крестного хода и разъезжаемся по домам, по губерниям, по странам, увозя каждый в свой дом полученную благодать и радость нашей вятской Пасхи! Все паломники - и иностранцы, и гости из других городов - стали за эти несколько дней своими, вятскими. Так вот и было во все времена: идём в Великорецкое - и все вместе приходим ко Христу!

...Дома уже прилёг спать, но не на кровать, а на пол - по привычке. А душа всё ещё продолжала петь Акафист Николаю Чудотворцу: «Святый отче Николае, моли Бога о нас!»

Анатолий АВДЕЕВ
г. Вятка

http://www.rusvera.mrezha.ru/684/9.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Авдеев:
Вятская Пасха
Великорецкий крестный ход глазами паломника
29.05.2013
Вятская Пасха
Великорецкий крестный ход глазами паломника
24.05.2013
Все статьи автора