«Религиозный кодекс» Михаила Прохорова: цена вопроса

0
254
Время на чтение 7 минут
Александр Щипков

В апреле 2013 года в газете «Ведомости» вышел материал Михаила Прохорова «Религия и политика: Кодекс примирения» (02.04.2013, № 56).

Название статьи вряд ли может ввести в заблуждение. О нарушении прав верующих в России говорят уже два года. На этом фоне странно выглядят настойчивые предложения М. Прохорова разработать для людей верующих особый «религиозный кодекс», он же кодекс церквей и религий Российской Федерации.

Напомним: церкви являются в России общественными организациями. Они строят отношения с государством на общих основаниях с аналогичными светскими организациями. Именно поэтому инициатива лидера «Гражданской платформы» вызвала у российских верующих крайнюю озабоченность.

В последние месяцы М. Прохоров активен в области политических и гражданских инициатив. Он молод, полон сил, и не исключено, что он вырастет если не до президента РФ, то до мэра столицы. Тем более мы хотели бы видеть от него максимум ответственности в такой деликатной сфере, как религия. Мало кто предполагал, что политик федерального уровня способен открыто призвать государство к установлению контроля за религиозной жизнью граждан. Фактически такое предложение разворачивает Россию назад, к временам госатеизма.

Прохоров постоянно говорит о «правовом вакууме», но не применительно к российскому законодательству вообще, а применительно к Церкви и институту семьи. Очевидно, что имеет место избирательный подход: Прохоров склонен видеть правовой вакуум там, где ему хочется его видеть. Появившийся недавно комментарий руководителя юридической службы Московской патриархии инокини Ксении (Чернеги) дает юридическую оценку предложениям партийного лидера и показывает несостоятельность всех разделов его программы-кодекса.

Но важна, безусловно, и социально-политическая сторона дела, о которой церковная общественность и люди религиозных (не только православных) убеждений сегодня не могут не говорить.

Примечательно и даже симптоматично, что, начиная разговор о статусе конфессий, М. Прохоров сразу же касается темы семьи и родительских прав. В разделе «Семейное право» он ставит под сомнение право родителей давать своим детям религиозное воспитание. Особенно беспокоит политика ситуация, когда родители ребенка принадлежат к разным конфессиям. Другие различия в мировоззрении, которые могут иметь родители - в частности, неверующие, - его не беспокоят, здесь он не готов искать признаки «правового вакуума». Хотя надо прямо сказать, что единой «нерелигиозной идеологии» в обществе не существует, если только Прохоров по инерции не кивает в сторону советского диамата.

Это с одной стороны. С другой стороны, стоит заглянуть в законодательство. Согласно пункту 2 статьи 65 Семейного кодекса РФ, «все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей». А в силу статьи 57 кодекса «ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам» (из комментария руководителя юридической службы Московской патриархии).

Таким образом, религиозные взгляды намеренно и искусственно выводятся Прохоровым из ряда других идеологий и мировоззрений, которые (за исключением экстремистских) обладают в России равным статусом. Но кодекс Прохорова ставит в центр рассмотрения только один вид мировоззрения и одну социальную группу - его носителей. Совершенно очевидно, что здесь имеет место прямое нарушение принципов свободы совести (в частности, положений федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»).

Как уже было сказано, главным объектом интереса Михаила Прохорова помимо религии оказывается также семья. Как известно, семья - ячейка общества. Именно на этом институте держатся механизмы социальной самоорганизации, без учета семейных ценностей не может быть сформировано гражданское общество, не может быть нормальной демографической политики. Но Михаил Прохоров готов поставить семью, так же как и Церковь, под жесткий и ничем не оправданный контроль государственных и политических структур. Это, безусловно, кардинально расходится с имиджем Прохорова и его сторонников-антиэтатистов, на словах выступающих за ограничение роли государства в общественной жизни.

Похоже, что в вопросе о семье (которая, согласно святоотеческому учению, есть не что иное, как «малая церковь») М. Прохоров близок к политикам, лоббирующим запуск в России ювенальных технологий и выведение ювенальной проблематики из общей правовой сферы российского законодательства. Об опасности этого пути говорили многие, включая президента В. Путина. Собственно говоря, «религиозный кодекс» Прохорова имеет целью такое же точно выведение религиозной сферы за существующие правовые рамки. Характерно, что ни атеистического, ни какого-либо еще кодекса политик не предлагает.

Общество и государство должны обратить внимание на то, что подобный прецедент уже имел место в российской истории. Это было в 1918 году, когда вышел декрет «Об отделении Церкви от государства», содержание которого было закреплено и ужесточено постановлением ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 08.04.1929.

Вполне очевидно, что ленинский декрет не был адекватен реальной общественной ситуации - хотя бы потому, что Церковь и так была разделена с государством, по крайней мере, по итогам событий февраля 1917 года. Но декрет издавался совсем с иной целью. Мы знаем, какие меры последовали за ним: репрессии по отношению к духовенству и мирянам, к людям православных взглядов, экспроприация церковной собственности (отголоски этого можно проследить у Прохорова в разделе «Вопросы собственности») и жесткий контроль за всей жизнью «религиозников». Последствия ленинской политики ощущаются до сих пор, и инициативы М. Прохорова служат тому подтверждением. Вот почему многие (а мы обсуждали проект «религиозного кодекса» и с мусульманами, и с католиками, и с протестантами) усматривают в предложениях лидера «Гражданской платформы» явные признаки ксенофобии и нарушения прав верующих, нарушение принципов свободы совести.

М. Прохоров известен как политик неолиберального направления. К сожалению, неолиберальная политика уже поставила под вопрос существование многих социально полезных институтов в стране - в частности, национальную науку, здравоохранение и пенсионную систему, нормальную методику школьного преподавания и оценки знаний и даже сам принцип всеобщего бесплатного образования (сегодня выделяется «бесплатный минимум», и дальнейшая тенденция очевидна).  

Но следующими жертвами инициатив, нарушающих социальную стабильность, становится Церковь, а также институт семьи и брака. И здесь М. Прохоров проявляет немалую активность. В его антирелигиозной программе много юридически абсурдных положений и откровенного расхождения с реальными фактами, но мы не станем разбирать их все хотя бы потому, что это уже сделано главой юридической службы РПЦ.

Обществу, безусловно, необходимо  задуматься о политических последствиях этого документа. 

Прохоровский проект «религиозного кодекса» направлен на закрепление статуса религии как неполноценного мировоззрения, а верующих - как неполноправной социальной группы. Это очевидный возврат к советскому закону о религии, согласно которому приходские советы не имели права выражать свою позицию без согласования с органами власти ни по каким вопросам. Не могли публично выражать свои взгляды и молиться нигде, кроме как в стенах храма. Не могли держать в приходской библиотеке никаких изданий, кроме религиозных. Приходами управляли «приходские тройки». 

Во время своего выступления перед членами Архиерейского собора Русской православной церкви в феврале 2013 года президент России Владимир Путин заявил: «Сохраняя безусловно светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости». Действительно, если бы понимание светскости в России соответствовало мировой практике, а не духу ленинского декрета 1918 года, предложения, подобные прохоровским, просто не могли бы появиться.

Например, религиозная поправка к Конституции США говорит о том, что светская и духовная власть не вмешиваются в дела друг друга и что никто не может быть принужден исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. При этом государственным деятелям отнюдь не возбраняется говорить от имени религиозных ценностей. Например, политика Дж. Буша была полностью пронизана протестантским религиозным пафосом. Понятие «протестантская этика» разделяется светским населением стран Европы, как и «католическая мораль» в ряде стран. Сохранившееся до настоящего времени превратное понимание светскости в России явно противоречит принципам свободы совести. Ведь согласно этим принципам «отделены» от государства должны быть не только Церковь и религия, но все идеологии в равной мере, независимо от их происхождения и содержания, - поскольку государственной идеологии в стране не существует. Светскость - не антирелигиозность, а идеологическая равноудаленность. Поэтому введение специальных «кодексов» для верующих недопустимо.

В связи с этим и во избежание дальнейших недоразумений Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации должен незамедлительно создать комиссию, которая в ускоренном порядке зафиксировала бы содержание понятия «светскость» в России на уровне международных норм.

В высшей политической лиге принято осторожно и ответственно подходить к своим заявлениям, не раскалывать общественный консенсус. А открыто демонстрировать ксенофобские взгляды, наоборот, не принято. Предложение ограничить права верующих через 20 лет после отмены доктрины госатеизма звучит странно.

По существу это попытка объявить «чрезвычайное положение» для части страны. Большевизм - вот то определение, которое дают сегодня независимые политологи и критически мыслящие люди попыткам М. Прохорова и его единомышленников контролировать семью и Церковь в стране. И дело не только в политических симпатиях автора, чьи предложения пронизаны духом уже упомянутого ленинского декрета, но и в восприятии обществом подобных событий.

Предложения М. Прохорова носят глобальный характер и не могут быть просто проигнорированы. Цена вопроса слишком высока. Верующие граждане России ждут реакции государственных органов. Они имеют право знать, какова сегодня позиция власти. Они хотят понять, что их ожидает в ближайшем будущем в собственной стране.

http://expert.ru/2013/05/23/religioznyij-kodeks-mihaila-prohorova-tsena-voprosa/?n=87778

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Щипков
Все статьи Александр Владимирович Щипков
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22