Куда и почему уходит пасхальная радость?

Почему мы забываем о Пасхе? Почему не можем радоваться Воскресению Христову целый год? Рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

0
274
Время на чтение 4 минуты
Остается позади ликование пасхальной ночи, когда каждая клеточка твоего существа отзывалась на торжествующее «Христос воскресе!» прежде, чем ты сам успевал что есть мочи закричать в ответ: «Воистину воскресе!». Сердце еще живет этой радостью, которой ждешь целый год, к которой пробираешься, пробиваешься, продираешься сквозь все искушения, трудности (из коих главное и главная - ты сам) всю святую Четыредесятицу. Живет... Но с болью, сжимаясь от предчувствия столько раз уже пережитого, чувствует: радость эта уходит, сжимается, тает. Словно солнышко, вначале такое ласковое, теплое, скрывается за тучами, и все, что играло, переливалось в его свете еще совсем недавно, сереет, блекнет.

И понимаешь: еще немного, и ты ее опять потеряешь, и все будет, как прежде, как обычно - без нее. Без радости Пасхи.

 

И ладно, если бы это ты только такой был, носил эту живую воду в решете, в карманах-прорехах. Если бы ты один и был - прорехой сплошной.

Но нет: год за годом к тебе приходят такие же, как и ты, люди, и лучше тебя, и говорят в эти же самые дни о том же. И спрашивают:

- Куда уходит радость? Почему?!

А ты... Ты ищешь ответ и понимаешь, что он прекрасно известен тебе. И поражаешься его ясности и простоте. И тому, что он постоянно ускользает от тебя. Или - ты от него.

Правда. Куда и почему она уходит? И почему приходит к тебе? И отчего все так?

Ведь не только в день Пасхи мы вдруг узнаем, что Христос воскрес, что побеждена смерть, разорен ад. Мы это в принципе знаем! Это - важнейшие истины нашей веры, то, о чем призвано напоминать все - от седмичного богослужебного круга до смены времен года, ночи и дня. И напоминает. И мы помним. Вроде бы.

А радуемся - когда раздается в алтаре сначала совсем тихо, едва различимо «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси...», затем громче, затем оглушительно, на весь храм, на весь мир. Когда выходит на улицу многоликий, многоголосый крестный ход. Когда облачения священников из белых вдруг «превращаются» в огненно-красные.

Радуемся, христосуясь друг с другом. Радуемся, вкушая впервые после долгого поста куличи и пасхи и прочую на семь недель ставшую для нас недоступной снедь. Радуемся, приходя день за днем на крестный ход, залитые водой и лучами солнца, вслушивающиеся в евангельское свидетельство, на разные лады повторяющее одно, главное: Христос воскрес!

Радуемся... А потом перестаем.

Почему так? Почему нет радости «до» и так быстро исчезает она «после»? И, если уж на то пошло, откуда она именно в это время берется, каков ее источник, каково происхождение?

Наверное, как и все по-настоящему доброе, она, радость эта, в первую очередь от Господа и лишь чуть-чуть от нас самих. От Господа - потому что Он туне, по благодати и по любви Своей дает нам ее переживать, вкушать, сколь благ Он. Как Отец детям дает, ничего не требуя взамен. От нас - в силу той же детскости нашей, способности радоваться в том числе и внешнему - песнопениям, цвету облачений, завершению наполненного трудами и прискорбностями поста.

Я не решусь сказать, что наше восприятие Пасхи носит исключительно душевно-телесный характер: во-первых, потому что мы все очень разные, во-вторых, потому что опять же, что Господь Свою благодать нам подает, а с ней хоть на какое-то время мы все же оказываемся способны и к переживаниям собственно духовным.

На какое-то? - Как правило, на то, в течение которого мы готовы жить в соответствии с тем, что чувствуем. А посему - на очень непродолжительное.

Ведь от чего все-таки радость? От живой памяти о присутствии Бога в нашей жизни. От того откровения Его все превосходящей любви к нам, которое есть вся совокупность событий Страстной седмицы и венчающей ее Пасхи. От переполняющего сердце чувства благодарности к Нему за эту любовь.

Хорошо жить, ощущая присутствие Господа? Да. Но и трудно. Ведь если ты помнишь о Нем, то сколько всего, Ему противного, должно из твоей жизни исчезнуть! А ты за это противное держишься, не отпускаешь его и ради него... по собственной воле о Боге забываешь. Что на что ты при этом меняешь - другой вопрос. Но ведь меняешь же! И вот тогда-то все как раз и меркнет. И любовь Божия уже не чувствуется так. И благодарность оскудевает. И радость уходит.

И неважно - куда. Важно - почему. Потому что у тебя много других «радостей», ложных, ради которых ты шаг за шагом удаляешься от Источника одной-единственной, настоящей. Это не случайность, это выбор, очень серьезный и на самом деле - страшный. И только одно утешение, пусть и слабое: он почти всегда не до конца осознанный. Если делать его осознанно, по-настоящему, всерьез, то, наверное, результат все же будет другим. Да ведь? Хочется на это надеяться... Ради этого и все рассуждения сии.

http://www.pravmir.ru/kuda-i-pochemu-uxodit-pasxalnaya-radost/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06