Фото Reuters
Появление татар в рядах религиозных террористов по всему миру стало
одной из примет развития международного исламского фундаментализма
последних пяти лет, что особенно характерно для непрекращающегося
военного конфликта в Сирии, длящегося с 2011 года. История участия
татарских ваххабитов в горячих точках мусульманского мира началась в
1996-1998 годы, когда «независимая Ичкерия» стала полевой школой для
многих исламистов из Поволжья. Теперь Сирия для экстремистов из
Татарстана - военно-учебный лагерь, завершив учебу и практику в котором
исламисты вернутся в Россию.
После Чечни новой горячей точкой для татарских джихадистов был
Афганистан, куда отправлялись первые добровольцы с территории
Волго-Камья. Оказавшись под влиянием идеологии «Такфир ва аль-Хиджра»
(«Обвинение в неверии и переселение»), одного из направлений в
ваххабизме, суть которого сводилась к необходимости переселения
правоверных в те страны, где существует шариат, в 1999 году из
Набережных Челнов выехали 17 человек во главе с амиром (лидером) Иреком
Хамидуллиным. Они примкнули к талибам, где сформировали «Булгарский
джамаат», названный в память о первом средневековом мусульманском
государстве, в котором жили по шариату - Волжской Булгарии.
Впоследствии, когда ряды джамаата стали пополнять выходцы из Центральной
Азии, преимущественно уйгуры, бандформирование стало именоваться
«Уйгурско-Булгарский джамаат». Впрочем, в его ряды принимали всех -
независимо от национальности - выходцев из бывшего СССР. К примеру, во
второй половине 2000-х годов его амиром был Иса Дагестани, уроженец
Махачкалы. Часть добровольцев во время вторжения США в Афганистан после
терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке были схвачены американцами и
попали в знаменитую тюрьму Гуантанамо на Кубе. Оставшиеся на свободе
члены «Булгарского джамаата» перешли вместе с другими группировками
талибов границу с Пакистаном, где они до сих пор дислоцируются в районе
деревни Дегон (Вазиристан). Ирека Хамидуллина задержали пакистанские
спецслужбы, а впоследствии депортировали в Россию в 2004 году. Однако
дома ему не нашлось что инкриминировать, и вскоре он, получив
загранпаспорт и визу, уехал в Судан.
Никаких мер не было принято и в отношении его единомышленника и
земляка, бывшего имама набережночелнинской мечети Тауба Айрата Вахитова
(известного под псевдонимом Салман Булгарский), также побывавшего
узником Гуантанамо. Вернулся Салман Булгарский в Россию на волне широких
антиамериканских настроений: вторжения США в Афганистан в 2001 году и в
Ирак в 2003 году вызывали резкое возмущение россиян. Вскоре, правда,
исламист принялся выступать с проповедями в Интернете, на него
посыпались прокурорские предостережения, и в 2005 году Вахитов
отправился обратно в Афганистан. А спустя шесть лет он обнаружился уже в
Сирии, куда прибыл весь ваххабитский интернационал на джихад.
Российские ваххабиты сформировали там «Катаиб Мухаджирун» («Фаланга
мухаджиров»), чуть позже объединившись с рядом других подобных
подразделений в «Джейш Мухаджирин ва Ансар» («Армия мухаджиров и
приверженцев») под командованием чеченского полевого командира Абу Умара
Шишани.
По оценкам директора ФСБ Александра Бортникова, сегодня около 200
россиян воюют против законного правительства Сирии. Завербованные в
соцсетях и на интернет-форумах добровольцы из числа российских
ваххабитов спокойно приезжают в качестве туристов в Турцию, откуда
переправляются в Сирию. Поскольку Анкара в конфликте явно не на стороне
официального Дамаска, для всех желающих свергнуть Башара Асада
турецко-сирийская граница открыта. Парадокс, но упорство
правительственных войск и явные неудачи Сирийской свободной армии на
пользу безопасности России. Ведь если все эти добровольцы из Поволжья и
Северного Кавказа полягут где-нибудь под Дамаском, это будет гарантией,
что ваххабиты, получившие боевой опыт, не вернутся обратно на родину.
Теракт в Бостоне 15 апреля 2013 года, организованный чеченцами
Тамерланом и Джохаром Царнаевыми, только показал, что исламисты разных
стран и разного происхождения окончательно интегрировались в глобальный
джихад, который давно вышел за пределы Ближнего Востока. И эта тенденция
будет расти по мере роста последователей ваххабизма и других
радикальных течений зарубежного ислама в России, особенно в ее
мусульманских регионах. После терактов в Казани летом 2012 года стало
очевидным, что исламистский фронт протянулся с Северного Кавказа на
Поволжье, а последняя спецоперация силовиков против фундаменталистов в
Ханты-Мансийском автономном округе в начале мая 2013 года говорит о
расширении географии ваххабизма уже и на Сибирь.
Тем более печально, что нередко террористами в Поволжье становятся те
татары, что получили боевую подготовку в зарубежных странах. После
Салмана Булгарского и другие члены «Булгарского джамаата» возвращались
на родину. Зуфар Минегулов, учившийся в Нурлатском медресе на юге
Татарстана в 2004-2005 годах, побывал на «джихаде» в афгано-пакистанской
зоне. А в 2006-2008 годах вернулся домой в Нурлат, где в декабре 2009
года совершил нападение на сотрудников правоохранительных органов,
закончившееся гибелью первого татарстанского милиционера, убитого
ваххабитами. Исключением не стал и другой террорист - первый амир
боевиков Татарстана Раис Мингалеев, организатор теракта 2012 года в
отношении муфтия республики и его заместителя: он также за боевой
подготовкой выезжал в Афганистан и Пакистан в 2005 году.
Сейчас часть боевиков уехали из Татарстана в Сирию, поэтому даже летняя
Универсиада в Казани пройдет спокойнее. Но ваххабиты могут возвратиться
на родину позже, и это приведет к усилению террористической угрозы в
России. Тем более что экстремисты не скрывают своих планов. Стены домов в
тех сирийских городах, которые занимали исламисты после их освобождения
правительственной армией, были исписаны по-арабски и по-русски:
«Сегодня Сирия, завтра Россия!» К подобным граффити стоит относиться не
как к баловству и браваде, а со всей серьезностью. Где гарантия того,
что отвоевавшие в Сирии татарские моджахеды не продолжат создание
халифата с большей силой на Волге?
Об авторе: Раис Равкатович Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.
http://www.ng.ru/regions/2013-05-22/3_kartblansh.html