Как уважать смерть

или О немилосердной правоте

0
252
Время на чтение 5 минут

Перед долгими майскими праздниками умерла от рака моя знакомая, совсем еще молодая. К безвременной смерти никто не готовится и никто не умеет ее принимать. Считается, что верующие лучше справляются с конечностью жизни. Ничего подобного. В большинстве своем - не лучше, а иначе.

Неверующий скорее будет искать врача, собирать деньги, стремительно создавать и с энергией трактора выполнять планы - срочно отправить больного в Израиль, в Германию, в Швейцарию, где его непременно вылечат. Такие больные нередко умирают в день получения визы или через неделю пребывания в заграничной клинике - но родные знают: мы сделали, что могли, - и это позволяет им хоть как-то справляться с неизбежным и неизбывным чувством вины живых перед умершими.

Магически мыслящие родственники и друзья тащат своему умирающему какой-нибудь чайный гриб или волшебные витамины - и рассказывают, что рак, даже самый безнадежный, прекрасно лечится пищевой содой, вот и ссылочка по теме. К ним примыкают магически мыслящие православные, которые заваливают больного освященным маслицем, водицей и песочком.

Каждый из окружающих верующих спрашивает умирающего, как его имя в крещении, почему он не крещен - и советуют креститься. Если у него есть знакомые в Интернете, то спрашивать его об этом будут по десять раз в день на протяжении оставшихся ему месяцев. Предложат помолиться об исцелении определенным святым, искупаться в конкретном источнике и сходить с паломничеством в определенный монастырь, ну или хотя бы собороваться, тогда точно выздоровеешь. Попутно начинаются теоретические споры о том, можно или нет подавать записочки о здравии некрещеных - с обильными ссылками на мнения батюшек или труды святых отцов.

Фото Владимира Ештокина

Среди верующих, как и среди неверующих, быстро находятся свои правдорубы. Они ведь водятся не только среди врачей, способных прямым текстом сказать человеку, что вот он требует себе лечения, хотя он безнадежен, а на эти деньги можно двадцать человек вылечить, нашей новопреставленной вот так прямо и сказали месяц назад. Находятся и христиане, которые охотно и бескомпромиссно объясняют умирающему (уже пожелтевшему от метастаз в печени и позеленевшему от боли), что болезнь ему послана за грехи, а впереди ад, если он вот прямо сейчас, немедленно, не покается и не крестится.

Когда имеешь дело со смертью, чуть не главными добродетелями становится даже не столько сострадание, сколько уважение и такт. Бестактное сострадание ранит не меньше, чем осознанная жестокость. Бестактная забота вызывает отторжение, а не благодарное принятие.

Мы кое-как умеем справляться со смертью братьев и сестер по вере, но чуть не у каждого из нас полным-полно дорогих нам людей, которые никогда не задумывались о Боге, - или задумывались, а может, и хотели бы поверить, а ни искорки веры никак не отыскивается. Или задумались - и пришли к отрицательному ответу. И когда они тяжело болеют и умирают, мы, христиане, обычно просто теряемся, потому что своим любимым ведь желаешь спасения души - а как? И начинаются метания: а может, его бессознательного уже окрестить? Сознательно же не согласится!

Рискну сказать: иногда не надо быть настырными. Не надо разыгрывать драму «Смерть пионерки», давя на человека и вынуждая его сопротивляться давлению из последних сил - в буквальном смысле последних. Не стоит пытаться обхитрить Бога.

Видимо, надо уметь уважать смерть и человека, стоящего перед ней, - даже если мы считаем трагичным и ошибочным его выбор, даже если не можем с ним смириться. Надо доверять Богу, Который умеет уважать этот выбор - иначе нам не была бы оставлена притча о блудном сыне, иначе не отпустил бы в ней отец сына, а посадил бы под замок. Надо помнить, что Бог любит наших любимых не меньше, а больше нас.

Даже других христиан, если они в болезни и отчаянии сомневаются в вере, - и то не знаем, как поддержать. Восхищаться стойкими и верными - умеем. А поддержать колеблющихся - как?

Полтора года назад умерла - тоже от рака - моя любимая подруга. Она очень мучилась. Изнуренная многомесячной тошнотой и рвотой, исхудавшая до кожи и костей, как узник Освенцима, - в самом прямом смысле: до 35 кило при росте 170, - она страдала тяжелой депрессией, которая часто сопутствует раку. Она спрашивала в последние месяцы: за что Он на меня гневается? За что это мне? И не принимала ответов, и скорбно, недоверчиво качала головой, когда я пыталась ей что-то сказать про вечную жизнь. Ее интересовало, почему здесь, в этой жизни, ей так плохо, и почему она должна умереть, хотя совсем не хочет умирать. И вечная жизнь ее не утешала. И в любви Бога она, казалось, разуверилась - еле живая, лысая от химии, с ампутированным желудком, с пролежнем на крестце, с зондом в ноздре, со спрятавшимися от уколов венами и атрофированными от истощения мышцами, с дренажными трубками в животе, по которым литрами откачивают жидкость из брюшной полости. Я не знала тогда и не знаю сейчас, как отвечать на эти вопросы из моей благополучной жизни, в которой нет такого предельного опыта, чтобы все это не было пустословием. И я позвонила на горячую линию для родственников онкобольных, где можно поговорить со священником, и спросила священника, как помочь человеку, которого мучают эти вопросы. А он сухо ответил мне, что тут помочь ничем нельзя, потому что человек уже сделал свой выбор не в пользу Бога.

Этот ответ живо напомнил мне похожие интонации одного лютеранина, с которым я спорила о религии в свои двадцать лет. «Я читала христианскую литературу, - сказала я ему, - я говорила с православными, с католиками, с некоторыми протестантами. Они меня не убеждают. Я не верю». «Значит, - ответил лютеранин, - в вашем случае сатана одержал окончательную победу». И отвернулся, давая понять, что разговор закончен. Примерно через два года я вполне сознательно произнесла «Верую».

Это жизнь - да; пока ты жив, ты еще можешь измениться. Со смертью жизнь заканчивается, и изменить уже ничего нельзя - да. Но надо уметь уважать ту тайну, которую знают только двое: умирающий человек и Бог, с Которым он разговаривает ночами, когда не может уснуть от боли и ужаса. Что мы знаем о том, что говорится в эти минуты?

Уважение и такт - это тоже милосердие и сострадание. Да, завешивать зеркала в доме умершего - это суеверие. Да, лучше поминать молитвой и добрыми делами, чем водкой. Да, ставить покойному стопку водки с ломтиком хлеба не надо, это язычество. Но лучше, наверное, прекращать эти теоретические споры в момент похорон и поминок, не выяснять над гробом, кто правильнее скорбит, и не попрекать горюющих ближних, что они своей водкой и своим кладбищем в Пасху вредят душе умершего. И не знаем мы наверняка, что вредит душе умершего, а что нет. И важно не навредить живым душам своей категоричностью и безжалостностью, немилосердной правотой и бескомпромиссной настырностью. Да, но ведь Христос и святые отцы бывали бескомпромиссны и категоричны?

Бывали, да.

Святым - можно.


http://www.foma.ru/kak-uvazhat-smert.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Лукьянова
Все статьи Ирина Лукьянова
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38