Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в г. Дмитров
15 мая Церковь молитвенно вспоминает Перенесение мощей благоверных страстотерпцев князей Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида, которое совершалось - в Вышгороде под Киевом дважды - в 1072-м и в 1115 году.
* * *
Борис и Глеб. Художник священник Сергей Симаков
«Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и диавольские козни на земле попираем. Воистину и без сомнений могу сказать: Вы - небесные люди и земные ангелы, столпы и опора земли нашей!» - говорит автор «Сказания о Борисе и Глебе» (ХI-ХII вв.)
Ныне не всякий человек поймёт, почему Борис и Глеб названы святыми. Прагматическое миропонимание диктует, что они неудачники: не сумели, не захотели отстаивать своё, вот и погибли от рук убийц во цвете лет. И ещё прибавят, мол, куда им Русскую землю защищать, если себя защитить не сумели...
У Владимира Святославича до крещения по языческому обычаю было одновременно несколько жён и множество наложниц («как у Соломона»). Общее количество детей неизвестно. Летописец называет имена 12 сыновей. В свой срок все были крещены. Старшие - Святополк и Ярослав получили имена Пётр и Георгий. Младшие, рождённые от болгарыни-христианки, Борис и Глеб - Роман и Давид...
Святополк не был родным сыном Владимира. Тот взял в наложницы вдову убитого им брата Ярополка Святославича беременной, но при этом назвал Святополка своим сыном и наследником.
Борис был в походе на печенегов, под Переясловом, когда пришла весть о смерти отца и о том, что на престол сел Святополк. Вместе с юным князем была и дружина Владимира. Летописец пишет: «Сказала же ему дружина отцовская: "Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе"». То есть армия была на стороне Бориса. Его любили. Мы видим его образ, начертанный в «Сказании»: «Высок, широк в плечах, тонок в поясе, лицо у него было круглое, веселое, глаза добрые, борода и усы небольшие, ибо был он еще юн. По-царски сиял он, был украшен как цвет цветущей юностью своей. На рати был он храбр, в совете мудр и разумен, благодать Божия цвела в нем».
На призыв ратников, он ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Летописец говорит: «Услышав это, воины разошлись от него...» Для Бориса, воспитанного в христианском духе, было уже немыслимо, забыв о братстве, забрать себе то, что идёт в руки.
Но не таков был Святополк. Взяв Киев, одарив могущественное боярство подарками, он решил укрепить своё положение и сократить число наследников. В результате и убил трёх братьев - Бориса и Глеба, а так же Святослава.
Тело Бориса убийцы тайно доставили в Вышгород, где и погребли.
Борисоглебский храм в г. Вышгород
Юный Глеб княжил в Муроме и ничего не знал о киевских событиях. «Святополк же окаянный стал думать, - пишет Нестор, - "Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?". И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: "Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен"».
Глеб поспешил в Киев. Убийцы ждали его на реке Смядыни, впадающей в Днепр близ Смоленска. Мир земной и мир горний соединились над Русью: Глеб «принял венец царствия Божия, войдя в небесные обители, и увидел там желанного брата своего, и радовался с ним неизреченною радостию, которой удостоились они за своё братолюбие...»
На великокняжеский стол претендовал Ярослав (Мудрый) как старший из родных сыновей Владимира. В результате войны, длившейся с переменным успехом, великим князем киевским в 1019 году стал Ярослав.
Он отстоял правое единство Русской земли.
Святополк за свои гнусные злодеяния вошёл в историю с прозвищем Окаянный.
Нестор писал «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (до 1088 года), когда мощи князей-страстотерпцев уже прославились чудесами, а сами князья были канонизированы Церковью и на Руси, и в Константинополе.
* * *
Небесная помощь Бориса и Глеба была не раз ощутима русским воинством.
Владимир Мономах, кажется, первым сказал о помощи Бориса в военном деле, когда враг многократно превосходил числом его дружину. В «Поучении» Мономах вспоминает время, когда в 1093 году умер его отец, а двоюродный брат Олег Святославич решил взять Чернигов себе, потому что им когда-то владел его отец, Святослав Ярославич: «И потом Олег на меня пришел со всеми половцами к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».
В Житии Александра Невского читаем о том, как перед решающей битвой «Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией... Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.
Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру". Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским».
Ещё через 140 лет, о дне 8 сентября 1380 года, в «Сказании о Мамаевом побоище» видим: «И помог Бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его. Треклятый Святополк на гибель побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб». А предшествовало этому, накануне Куликовской битвы, видение, которое открылось человеку грешному, разбойнику: «В ту же ночь некий муж, именем Фома Кацибей, разбойник, поставлен был в охранение великим князем на реке Чурове за мужество его для верной охраны от поганых. Его исправляя, Бог удостоил его в ночь эту видеть зрелище дивное. На высоком месте стоя, увидел он облако, с востока идущее, большое весьма, будто какие войска к западу шествуют. С южной же стороны пришли двое юношей, одетые в светлые багряницы, лица их сияли, будто солнца, в обоих руках острые мечи, и сказали предводителям войска: "Кто вам велел истребить отечество наше, которое нам Господь даровал? И начали их рубить и всех порубили, ни один из них не спасся. Тот же Фома, с тех пор целомудрен и благоразумен, уверовал в Бога, а о том видении рассказал наутро великому князю одному...»
В «Повести об азовском осадном сидении донских казаков», начало сидения - 1640 год, читаем о том, как по неведомой причине ночью бежали «злочестивые басурманы», осаждавшие крепость. Пленные потом рассказали о причине: «На небеси над нашими полки бусурманскими шла великая и страшная туча от Руси, от вашего Царства Московского. И стала она против самого табору нашего, а пред нею, тучею, идут по воздуху два страшные юноши, а в руках своих держат мечи обнаженные...» Донцы обращались к царю через 10 лет: «Мы же, кто остался цел, ранены все переранены, нет у нас человека целого, крови не пролившего. И просим мы царя Михаила Фёдоровича принять с рук холопов своих Азов-город. Сами же мы не бойцы теперь, а старцы увечные; одно у нас желание - постричься в монастыре Предтечи: такое обещание дали мы пред его образом в осаде, если выживем».
* * *
В главной войне прошлого века, Великой Отечественной, святые Александр Невский и Дмитрий Донской, которые когда-то отстояли Русскую землю при небесной помощи Бориса и Глеба, сами присутствовали - и порой зримо. Со славой воевала танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский». В новом веке мы слышим: «Спущен на воду атомный подводный ракетоносец "Владимир Мономах"».
А храмы и монастыри во славу Бориса и Глеба стоят по всей Руси. Словно часовые. Не давая забыть, что хоть пока государства у нас и разные, но страна одна и зовётся она Святая Русь.