Борис и Глеб. Уроки истории

0
424
Время на чтение 6 минут

Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в г. Дмитров

15 мая Церковь молитвенно вспоминает Перенесение мощей благоверных страстотерпцев князей Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида, которое совершалось - в Вышгороде под Киевом дважды - в 1072-м и в 1115 году.

* * *

 

 

Борис и Глеб. Художник священник Сергей Симаков

«Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и диавольские козни на земле попираем. Воистину и без сомнений могу сказать: Вы - небесные люди и земные ангелы, столпы и опора земли нашей!» - говорит автор «Сказания о Борисе и Глебе» (ХI-ХII вв.)

Ныне не всякий человек поймёт, почему Борис и Глеб названы святыми. Прагматическое миропонимание диктует, что они неудачники: не сумели, не захотели отстаивать своё, вот и погибли от рук убийц во цвете лет. И ещё прибавят, мол, куда им Русскую землю защищать, если себя защитить не сумели...

У Владимира Святославича до крещения по языческому обычаю было одновременно несколько жён и множество наложниц («как у Соломона»). Общее количество детей неизвестно. Летописец называет имена 12 сыновей. В свой срок все были крещены. Старшие - Святополк и Ярослав получили имена Пётр и Георгий. Младшие, рождённые от болгарыни-христианки, Борис и Глеб - Роман и Давид...

Святополк не был родным сыном Владимира. Тот взял в наложницы вдову убитого им брата Ярополка Святославича беременной, но при этом назвал Святополка своим сыном и наследником.

Борис был в походе на печенегов, под Переясловом, когда пришла весть о смерти отца и о том, что на престол сел Святополк. Вместе с юным князем была и дружина Владимира. Летописец пишет: «Сказала же ему дружина отцовская: "Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе"». То есть армия была на стороне Бориса. Его любили. Мы видим его образ, начертанный в «Сказании»: «Высок, широк в плечах, тонок в поясе, лицо у него было круглое, веселое, глаза добрые, борода и усы небольшие, ибо был он еще юн. По-царски сиял он, был украшен как цвет цветущей юностью своей. На рати был он храбр, в совете мудр и разумен, благодать Божия цвела в нем».

На призыв ратников, он ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Летописец говорит: «Услышав это, воины разошлись от него...» Для Бориса, воспитанного в христианском духе, было уже немыслимо, забыв о братстве, забрать себе то, что идёт в руки.

Но не таков был Святополк. Взяв Киев, одарив могущественное боярство подарками, он решил укрепить своё положение и сократить число наследников. В результате и убил трёх братьев - Бориса и Глеба, а так же Святослава.

Тело Бориса убийцы тайно доставили в Вышгород, где и погребли.

 

 

Борисоглебский храм в г. Вышгород

Юный Глеб княжил в Муроме и ничего не знал о киевских событиях. «Святополк же окаянный стал думать, - пишет Нестор, - "Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?". И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: "Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен"».

Глеб поспешил в Киев. Убийцы ждали его на реке Смядыни, впадающей в Днепр близ Смоленска. Мир земной и мир горний соединились над Русью: Глеб «принял венец царствия Божия, войдя в небесные обители, и увидел там желанного брата своего, и радовался с ним неизреченною радостию, которой удостоились они за своё братолюбие...»

На великокняжеский стол претендовал Ярослав (Мудрый) как старший из родных сыновей Владимира. В результате войны, длившейся с переменным успехом, великим князем киевским в 1019 году стал Ярослав.

Он отстоял правое единство Русской земли.

Святополк за свои гнусные злодеяния вошёл в историю с прозвищем Окаянный.

Нестор писал «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (до 1088 года), когда мощи князей-страстотерпцев уже прославились чудесами, а сами князья были канонизированы Церковью и на Руси, и в Константинополе.

* * *

Небесная помощь Бориса и Глеба была не раз ощутима русским воинством.

Владимир Мономах, кажется, первым сказал о помощи Бориса в военном деле, когда враг многократно превосходил числом его дружину. В «Поучении» Мономах вспоминает время, когда в 1093 году умер его отец, а двоюродный брат Олег Святославич решил взять Чернигов себе, потому что им когда-то владел его отец, Святослав Ярославич: «И потом Олег на меня пришел со всеми половцами к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».

В Житии Александра Невского читаем о том, как перед решающей битвой «Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией... Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру". Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским».

Ещё через 140 лет, о дне 8 сентября 1380 года, в «Сказании о Мамаевом побоище» видим: «И помог Бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его. Треклятый Святополк на гибель побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб». А предшествовало этому, накануне Куликовской битвы, видение, которое открылось человеку грешному, разбойнику: «В ту же ночь некий муж, именем Фома Кацибей, разбойник, поставлен был в охранение великим князем на реке Чурове за мужество его для верной охраны от поганых. Его исправляя, Бог удостоил его в ночь эту видеть зрелище дивное. На высоком месте стоя, увидел он облако, с востока идущее, большое весьма, будто какие войска к западу шествуют. С южной же стороны пришли двое юношей, одетые в светлые багряницы, лица их сияли, будто солнца, в обоих руках острые мечи, и сказали предводителям войска: "Кто вам велел истребить отечество наше, которое нам Господь даровал? И начали их рубить и всех порубили, ни один из них не спасся. Тот же Фома, с тех пор целомудрен и благоразумен, уверовал в Бога, а о том видении рассказал наутро великому князю одному...»

В «Повести об азовском осадном сидении донских казаков», начало сидения - 1640 год, читаем о том, как по неведомой причине ночью бежали «злочестивые басурманы», осаждавшие крепость. Пленные потом рассказали о причине: «На небеси над нашими полки бусурманскими шла великая и страшная туча от Руси, от вашего Царства Московского. И стала она против самого табору нашего, а пред нею, тучею, идут по воздуху два страшные юноши, а в руках своих держат мечи обнаженные...» Донцы обращались к царю через 10 лет: «Мы же, кто остался цел, ранены все переранены, нет у нас человека целого, крови не пролившего. И просим мы царя Михаила Фёдоровича принять с рук холопов своих Азов-город. Сами же мы не бойцы теперь, а старцы увечные; одно у нас желание - постричься в монастыре Предтечи: такое обещание дали мы пред его образом в осаде, если выживем».

* * *

В главной войне прошлого века, Великой Отечественной, святые Александр Невский и Дмитрий Донской, которые когда-то отстояли Русскую землю при небесной помощи Бориса и Глеба, сами присутствовали - и порой зримо. Со славой воевала танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский». В новом веке мы слышим: «Спущен на воду атомный подводный ракетоносец "Владимир Мономах"».

А храмы и монастыри во славу Бориса и Глеба стоят по всей Руси. Словно часовые. Не давая забыть, что хоть пока государства у нас и разные, но страна одна и зовётся она Святая Русь.

http://odnarodyna.com.ua/node/13659

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06