В продолжении темы: Мыслить по-разному или по-христиански?

0
266
Время на чтение 5 минут

Разномыслия... Ими в Церкви уж точно никого не удивишь - неважно, о чем речь: о двух тысячелетиях ее истории или же о дне настоящем. Это естественно, когда мы, столь разные, по-разному и мыслим. Но есть, между тем, два очень важных момента. Во-первых: что это такое - то, о чем мы мыслим различно. И, во-вторых: к каким поступкам нас наши мысли приводят, как они изменяют наши сердца.

Игумен Нектарий (Морозов)Есть догматы православного вероучения, принятые семью Вселенскими Соборами. Мыслить о них согласно с мнением этих Соборов - спасительно, это согласие - основа единства Церкви, без него человек от сего единства отделяется, отпадает. Разномыслия в догматической области - это то, что приводит в конечном итоге к ереси, делает человека неправославным.

Но это сегодня встречается не так уж и часто: как правило, тот, кто пришел в Церковь, в догматическом плане уже ей послушен - иначе зачем было и приходить? Сейчас ведь всевозможных «церквей» хватает, на любой вкус есть, хочешь- выбирай то, что соответствует тем или иным представлениям твоим, а хочешь - вообще свою основывай... Поэтому если и можно в наши дни наблюдать в Православной Церкви разномыслие в отношении догматов, то это скорее исключение, нежели правило. Иногда это вообще оказывается не разномыслие даже как таковое, а просто способ эпатировать недостаточно богословски просвещенную или же - «не понимающую юмора» публику. Но это вообще отдельный разговор.

Как правило, область разномыслия в Церкви сегодня - это круг вопросов иного порядка: пути спасения, взаимоотношения с другими христианскими конфессиями и шире - с представителями иных религиозных традиций, подвижничество и старчество - истинное и ложное, власть, политика, национальные и межнациональные проблемы... Ну, или, чтобы не расширять этот список до бесконечности, скажем так: это вся область как внутрицерковной, так и той самой «обычной» жизни, из которой верующий человек никоим образом не изъят.

И снова повторюсь: нет ничего удивительного в том, что разные люди, пусть и все они православные христиане, думают о чем-либо по-разному. Главное, чтобы, несмотря на всю разность, думали... по-христиански, а не так, как язычники или безбожники, скажем. И не были при этом решительно уверены в своей абсолютной правоте и, более того,- непогрешимости. А такое случается...

Те или иные проблемы присущи жизни любой Церкви и в любые времена. Но если говорить о Церкви не любой, а о Русской Православной, и о временах не любых, а нынешних, то главной, пожалуй, проблемой окажется некая не осознаваемая до конца неестественность нашей жизни. Причем, безусловно, суть проблемы не столько в упомянутой неестественности, сколько в отсутствии ее осознания. Процесс расцерковления, дехристианизации России (или, правильней, того, что осталось на месте Российской империи) был не только чрезвычайно агрессивным, последовательным, продолжительным по времени. Он затронул самую глубину жизни народа и... Церкви.

Мы говорим о том, что люди сейчас возвращаются в Церковь, или, в соответствии с уже сложившимся штампом, к своим «духовным истокам». И, с одной стороны, это вроде бы верно. Но точнее было бы сказать менее монументально: Церковь вновь имеет свободу и может воспользоваться ею для своей непосредственной миссии - для проповеди о Христе и приведения людей к Богу, для преподания им возможности и опыта жизни с Господом.

Василий Суриков. «Богословский диспут на одном из семи Вселенских Соборов» Мы действительно имеем от 65 до 80 (по различным оценкам) процентов крещенных в Православие людей. Это факт, и, нет сомнения, сам по себе отрадный. Предметом оспаривания в отношении данного факта становится на протяжении последних лет одно: какой процент из тех, кто крещен, реально воцерковлен, то есть живет полноценной церковной, христианской жизнью. Точную цифру назвать трудно, единого мнения опять-таки нет, но очевидно, что не большинство. Это может печалить, однако, если оглянуться на совсем недалекое прошлое, нельзя не признать, что такое положение вполне закономерно, причем положительная динамика - налицо.

Гораздо больше опасений внушает и гораздо больше настораживает другое. Не то, сколько у нас в стране церковных людей, а то, насколько церковны церковные. Насколько мы сами укоренены в церковной традиции, в какой мере наши взгляды, убеждения, внутреннее устроение согласны с духом Евангелия, в какой мере проникнуты им наши слова и дела? Не кажутся ли нам святые отцы, люди, достигшие спасения, стяжавшие благодать и оставившие в своих творениях бесценный опыт подвижнической во Христе жизни, «устаревшими»? Или наоборот: не предпочитаем ли мы судить, основываясь на их словах, учении, мыслях, не себя и свою жизнь, а ближнего, обращая против него как оружие то, что даровано нам в качестве средства возделывания и преображения собственного сердца?

Пока неофит считает себя неофитом и не доверяет себе, пока он ищет совета духовника и совета своей совести, пока он вникает в себя и в учение (ср.: 1 Тим. 4, 16), пока не гордится и не считает себя достигшим, в неофитстве нет ничего страшного, оно неизбежная, даже необходимая стадия. Страшно, когда появляется ощущение уверенности в себе и, более того,- вера в себя, когда появляется готовность судить, менять, переделывать, спорить, наставлять, клеймить, анафематствовать, раскалывать и раскалываться...

«Первый Вселенский Собор», икона XVIII векаИли скажем так: страшны разномыслия неофитов... забывших, что они неофиты. Они на самом деле опасны: в них не столько, по слову апостола Павла, открываются искуснейшие (ср.: 1 Кор. 11, 18-19), сколько проявляются неискусные. А неофиты мы сегодня практически все - в широком смысле этого слова. И долго еще останемся таковыми. И, кажется, не столько «разномыслить» и спорить друг с другом нам надо по поводам тем или иным, сколько искать вместе ответы на мучающие нас вопросы и недоумения. В свете Евангелия и молитвы, конечно, искать. В духе любви. Тогда то, что изначально казалось или вправду было разномыслием, будет уже не разделять, а соединять. Это - насущная необходимость, вопрос самосохранения в Церкви и Церкви - в ее единстве. Игнорировать эту необходимость ни в коем случае нельзя.

И потому так важно проверять - не других, конечно, а себя - таким простым, «нелицензированным» пока тестом.

Если я встречаю у кого-то в Церкви мнение, с которым я не согласен, и первый мой порыв - спорить и доказывать недоброкачественность этого мнения, а не обдумать его, не «посоветоваться» со святыми отцами и более опытными собратиями, то очевидно, что я не на верном пути.

Если я решаюсь сам отстаивать свое мнение, бороться за него, при том что оно всего лишь навсего мое, а не отеческое, не евангельское, то я тоже сильно заблуждаюсь.

Если мои оппоненты вызывают у меня досаду, раздражение, если я гневаюсь на них, то и это состояние - заблуждение.

Если же я вступаю на тропу войны и прямо объявляю тех, с кем мыслю различно, своими противниками, а то и врагами, то я уже совсем заблудился и непонятно даже - кто я и где я...

Пусть при разномыслиях наших место спора займет обсуждение, место взаимного отчуждения - любовь и участие, а место «заклеймения» впавших в ошибку (если не сами мы только в нее впали) - сожаление и молитва о них. И будут тогда разномыслия не столько разрушать, сколько созидать, и не придется нам их бояться, а перед «внешними» еще и стыдиться.

Журнал «Православие и современность» №24 (40)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-05-15-00-00-00-myslit-po-raznomu

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29