На расстоянии души

Архивный материал

0
264
Время на чтение 4 минуты
Фото Олега Саломакина

Еще в детстве, посмотрев фильм о художнике Сурикове, Олег Саломакин решил, что по стопам отца не пойдет. Так и сказал ему: "Знаешь, батя, а не буду я, как ты, кость ковырять всю жизнь. Буду художником, большие картины писать буду". Но вышло как раз наоборот. Хоть и окончил Саломакин отделение художественной обработки металла в Абрамцевском училище, хоть и занимался живописью, а все равно вернулся к кости. И по сей день режет из бивней мамонта все: от замысловатых фигурок, набалдашников тростей, бюстиков наших знаменитых современников - до крестов, панагий и (уже для себя) икон.

Он был членом Союза художников СССР, участником многих выставок, в том числе персональных, и даже зарубежных - именно как резчик по кости. Но, как говорится, если человек талантлив, то талантлив во всем. Впрочем, вряд ли Олег задумывался об этом, когда взял в руки фотоаппарат.

- Я резал кость, поначалу это было чистое творчество. Потом появилась семья, дети, пошли заказы. А заказы, по правде говоря, это так противно! Одно и то же по четыре раза делаешь, - признается Саломакин. Правда, был у меня один заказчик, губернатор Магадана (его убили несколько лет назад) - он кость собирал, был настоящим коллекционером. Говорил мне: "Олег, ты делай, а я у тебя буду покупать". Долго мы с ним работали. Вот тогда было творчество. А потом пошла рутина.

Фотоаппарат у меня появился еще в пятнадцать лет. На 72 кадра. А серьезно начал снимать, когда понадобилось фотографировать свои работы. Но чем больше становилось заказов по кости, тем меньше там оставалось места для творчества, и постепенно фотография для меня превратилась в некую отдушину. От слова "душа".

Слово это еще не раз рефреном прозвучит в нашем разговоре, как ключ к взаимопониманию. Олег Саломакин предпочитает не рассуждать о "художественности" фотографии. Ни вообще, ни, в частности, своей. Для него главное не в сногсшибательном качестве снимка или изумительном свете, виде, ландшафте. Красивые картинки - это только красивые картинки.

- Для меня эти фотографии пустые, мертвые какие-то, - говорит он. - Нет, я ничего против не имею: красиво, на стенке повесить можно. Но для души - ничего. Дело в отношении. Мне важнее, чтобы душа была. Я даже подписи к кадрам делать перестал, пусть фотографии говорят сами за себя.

Саломакин, кажется, успел поработать во всех жанрах.

Но портреты его, неизменно запоминающиеся, какие-то звонкие, выделяются особо, хотя сам Олег упорно открещивается от обозначения "портретист". И тут же начинает рассказывать, почему так любит снимать людей:

- У меня был знакомый фотограф Николай Соловьев. Лет пятнадцать назад он смотрел мои фотографии и вдруг сказал: "Храм, пейзаж - хорошо, но вот бы человечек здесь еще шел..." Сначала я этого не понимал. Да и многие, когда снимают тот же храм, ждут, чтобы люди прошли, а уж потом начинают фотографировать. Но со временем до меня дошло, что люди как раз нужны. Тогда фотография жить начинает. Когда никого нет, - это так, сонное царство. А человек вносит жизнь, время.

Дед с шамкающим ртом, конопатый мужик в старомодной шляпе, спорящие бабушки на скамейке, девушка, закидывающая сено на стог, пацаненок, моющий руки в луже - все они живые, эмоциональные, застигнутые врасплох, но ничуть этим не смущенные. Пожалуй, для фотографа самое сложное - суметь удержать дистанцию, не вторгнуться неосторожным взглядом в чужое частное, интимное пространство, не превратиться из наблюдателя в папарацци. Саломакин с этим справляется.

- У меня почти нет постановочных портретов. Я даже благословение у духовника брал, чтобы снимать без ведома моих персонажей, из-за угла. Стараюсь делать это незаметно, как бы случайно. И никогда не пытался лезть с фотоаппаратом в душу, потому что тогда-то ее как раз и не увидишь, - говорит он, и тут же отвечает на упреки тех, кто считают, что нельзя снимать молящихся. - Православный человек, когда перед храмом стоит, крестится, вряд ли станет озираться: не видит ли его кто, не наведен ли на него объектив. Почему в этот момент его нельзя снять? Что тут такого? Я снимал Крещение. Это таинство, но не тайна же, которую нельзя показывать. Ведь в Евангелии сказано:

"Ибо, кто постыдится Меня, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей". Православный человек не стесняется своей религиозности!

Сам Олег тоже ее не стесняется. И самые близкие для него и любимые темы - Православие и русская деревня. Правда, не всегда получается осуществить задуманное. Так, он тщетно уговаривал настоятеля Подворья Троице-Сергиевой Лавры, расположенного в трех километрах от родной деревни Алферьево, "начать делать историю":

- Храм, закрытый при Хрущеве, сейчас восстанавливают. Туда на исправление приезжают пацаны. С ними казаки. Мальчишки работают, в казачьей форме ходят. Было бы так интересно поснимать их. Но настоятель на контакт тяжело идет. В Хотьково, где я живу, в Покровском монастыре, тоже снимать не всегда удается. Матушка-настоятельница не благословляет. У нас там приют для девочек. И ведь никто в расчет не берет, что я у стен этих вырос.

Пожалуй, главная тема Олега Саломакина - пусть им самим и не обозначенная, но очевидная - лик православного народа. Но этот образ он трактует очень широко и даже смело:

- Может, в моих словах прозвучит крамола, но человек, воспитанный на советских мультфильмах и фильмах, очень похож на православного верующего... Мне кажется, что мои моральные принципы не слишком изменилась, когда я осознано пришел к вере в годы перестройки. Я ведь был воспитан на тех же заповедях: не убий, не обмани ...

Саломакин снимает увлеченно и много, хотя участвовать в фотовыставках пока не решается, считает, что недостаточно материала. Ограничивается интернетом, где на различных фотосайтах вывешивает свои работы на всеобщее обозрение.

Фото Олега Саломакина
Фото Олега Саломакина... город почти ослеп

 

 

 


 

 

Фотографии Олега Саломакина 

Автор: РОЩЕНЯ Дарья


http://www.foma.ru/na-rasstoyanii-dushi.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Рощеня
Стояние Марии Египетской
Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?
25.03.2015
Имя Акакий
Герой повести "Шинель" и православные святые
12.12.2014
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
15 октября Русская Православная Церковь вспоминает Анну Кашинскую - благоверную княгиню, которую дважды объявляли святой
15.10.2014
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Все статьи Дарья Рощеня
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26