Когда звенит земля

Как поисковики несли свою «вахту памяти»

Новости Москвы 
0
272
Время на чтение 8 минут
Мы возвращаемся из-под Ржева*. Три дня в походных условиях, и в багажнике - останки советских солдат и офицеров Великой Отечественной войны. К этому можно по-разному относиться. Но хочется дотянуться и дотронуться до них рукой - вот они, наши безвестные, все, что спустя почти 70 лет осталось от нескольких солдатиков. А таких только по официальным данным в этом районе полегло около 2 миллионов. Несколько миллионов...

Весна - поисковики открывают свою «вахту памяти».

...«Мы с Кириллом пойдем за останками, а вы «позвените» дальше» - поисковики разделяются. Игорь и Кирилл остаются копать на лесной поляне, а Митя и Вася углябляются дальше в лес, с металлоискателем. Он свой - как и все прочее оборудование. Сегодня поисковиков пять человек: четверо парней и одна девушка. На вопрос: «Как вы собрались, как стали поисковиками?» - немилосердно отшучиваются!.. Все разные, и, быть может, иначе эту компанию было бы трудно представить вместе: бывший военный моряк, юрист, пиар-менеджер, студент-физик.

Сезон поисков - ранняя весна, поздняя осень: растительность не так мешает прокладывать путь по лесу, копать. Место, куда поисковики решили ехать в этот раз, почти неосвоенное: «Мы, - говорят они, - «в первой десятке»: рядом две мертвые уже или вымирающие деревеньки, доски от чьих домов идут на растопку пытающимся здесь жить; кругом - болото, местность труднопроходимая. «Как находите место, куда ехать, где копать?» А место нашли по батальонной карте, определили, где стояли наши войска, где немцы. Все это должно ожить, когда приходишь на место... И - оживет.

...Снимаемся с места по утру.

- Солнце вообще-то на востоке восходит.

- А по GPS восток во-о-о-н он где, - кто-то из ребят показывает несколько в другую сторону. - Я ж говорю - аномалия!

Солнце остается где-то слева, а все, кто хочет, встают на утреннюю молитву вместе с иеромонахом Дмитрием (Першиным), лицом на восток, доверясь на этот раз GPS. Иеромонах в компании поисковиков оказался неожиданно: случайное знакомство, общая цель, очень быстро принятое решение - и вот на клочке земли где-то под Тверью стоят три палатки, на костре уже готовится завтрак.

«С 1992 года наше Братство Православных Следопытов (БПС) проводит 6 мая Георгиевский парад, в котором по всей стране участвуют тысячи скаутов, кадетов, казаков. И мы давно думали над тем, как нам не на словах укоренить этот посвященный Дню Победы парад в истории. Чтобы «(пра)правнуки победителей» могли что-то сделать для них самих. Так родилась идея направить вместе с опытными поисковиками первые поисковые группы Братства под Санкт-Петербург и сюда. На Радоницу совершим отпевание и перенесем останки погибших в Спасо-Богородицкий Одигитриевский монастырь. Тем самым Георгиевский парад, в котором участвуют поисковые группы БПС, даст начало Георгиевскому крестному ходу, одна из задач которого - погребение погибших в местах воинской славы».

Крайний слева - иеромонах Дмитрий (Першин)


Завтрак - и в дорогу. Бодро пройденные первые 400 метров проселочной дороги - и поворот в лес, в болото. От старой сельской дороги ничего почти не осталось, колеи залиты водой по колено, может, глубже. Поисковики идут - кто как: на одном кеды, на другом - прорезиненные брюки от костюма химзащиты, кто-то, словно портянками, оборачивает ступни ног пакетами в надежде не сильно вымокнуть! Лес, вода, солнце. Пути до места полчаса. Добираемся до места, где переправа только по одному - по поваленной елке. Вот и оно: здесь кончается болото и тропинка уводит резко наверх.

Ребята вышли на эту возвышенность в первый день: после болот вскарабкались на пригорок, сухую, даже уютную площадку. Место, говорят, очень грамотно выбрано, - видно, опытные командиры стояли, может, ветераны еще Первой мировой. Тут многое очевидно с первого взгляда: несколько линий обороны, вот угловые окопы, они теперь залиты водой. «Две землянки, - показывает Кирилл. - Очевидно, крыша провалилась, котлован залило. Если воду откачать, поднять крышу, там много чего можно найти, но для этого нужны серьезные силы и время».

Известно, что в этом районе полегло очень много людей - бои были страшные. Но проходит полдня прежде, чем лопаты ударяются об уже почерневшие от времени кости. Их невероятно много. То ли почерневшие от времени, то ли сгоревшие - черные, со следами, похожими на подпалины, кости, среди которых невозможно пока найти ни одной целой. Массовое захоронение? Госпитальное? Или просто все здесь «покрошил» артобстрел?.. «Это редкость - такое количество останков в одном месте», - Игорь берет лопату и забирается в яму, немного копнет, затем уже начинается «ручная работа»: погружая руки в почву и холодную весеннюю воду, накопившуюся на дне ямы, один за другим достает комья земли, глины. Отец Дмитрий аккуратно запускает пальцы в эти комья грязи, кажущиеся поначалу однородными - и время от времени извлекает какие-то предметы. Обломанные ребра, фрагменты суставов, обломки костей рук и ног, куски опаленной шинели, солдатский шлем, ложки, консервные банки.

Лишь один раз в руки попадается заветная гильза: в отличие от немцев, у которых для опознавания служили специальные алюминиевые жетоны, наши солдаты записывали свои имена и звания на бумажке, которая хранилась в гильзе от патронов винтовки Мосина. Вот такую гильзу и нашли - пустую. Такой способ записи данных о солдатах делает опознание практически редкостью, и еще более оно усложняется бытовавшей у наших приметой: считалось, что не к добру оставлять опознавательные записки - напишешь, так ничего другого и останется, как тебя по ней опознавать! Иногда свои имена вырезали на ложках или других личных предметах, поэтому любая ложка служит надеждой: а вдруг, вдруг! Рассматриваешь ее, смываешь грязь, вертишь в руках... В этот раз не повезло - никаких имен, никаких личных наград, никаких подсказок.

Когда на широком полиэтиленновом полотне, разостланном неподалеку от ямы, оказывается достаточно предметов, можно предполагать, что здесь было. Поисковики думают, что сначала немцы шли в разведку боем и, встретив серьезнейшее сопротивление, отошли. За нашими окопами нашли гильзу от крупнокалиберного орудия - 120мм, легкая и тяжелая артиллерия у нас была, даже зенитка стояла. Но немцы вернулись дивизией, с минометами, и смели наши позиции.

«Смотрите, - Кирилл поднимает с земли ржавый пулеметный диск, от ППШ и вертит его в руках, - он весь в решето, видите пулевые пробоины? Можно себе представить, какая тут была плотность огня!». Время от времени попадаются металлические пластины, изрешеченные, как сито - возможно, солдаты доставали эти нехитрые средства хоть какой-то защиты в близлежащих деревнях, как-то старались укрепить их на окопах...

Митя и Вася пошли дальше в лес, тут такое ощущение, что вся земля звенит, «кричит» под металлоискателей: где громче, где послабее. Ощущение новое и очень своеобразное - когда звенит земля. Здесь откапали крупнокалиберный снаряд, уже без взрывателя, здесь же нашли 120мм гильзу, и консервные банки - наши и немецкие. А вот гильзы без маркировки - предположили, что наравне со всеми в бой шли НКВДшники. Судя по батальонной карте, здесь стояла одна рота. «Стояли насмерть, - говорит Митя. - без возможности отступления, без надежды на подкрепление. А надо понимать, против кого мы воевали: немцы были очень хорошо организоваными, дисциплинированными солдатами»...

К концу третьего дня на раскатанной на земле полиэтиленовой ленте множество останков и найденных предметов. Ребята уставшие, лица уже гораздо более серьезные, сосредоточенные. Отец Дмитрий аккуратно, не удаляя полностью кору, вырезает на ближайшей сосне знак креста; поверх привычной походной одежды одевает рясу, епитрахиль, разжигает кадило... Запах горящей древесины, запах жженой одежды, запах раскаленного металла, горячих, дымящихся пулеметных гильз - все это лес слышал, и, наверное, удивляется теперь этому незнакомому запаху - аромату ладана. Первая за 70 лет панихида прямо на месте гибели...

Мы возвращаемся. Останки солдат пробудут в Москве до конца недели, 14 мая на Крутицком подворье отслужат панихиду, и солдат захоронят - под Смоленском, в монастыре, на чьей территории - по распоряжению Патриарха - совершаются именно такие перезахоронения. Перед отъездом заезжаем в деревню к памятнику погибшим в Великой отечественной войне. Рядом на скамеечке сидят две женщины, весело разговаривают, шутят. Одна из них, приглядевшись к Мите, вдруг подносит руку ко рту в полуиспуганном жесте: "Погоди, я тебя узнаю. Твой дед здесь жил. И ты сюда приезжал год назад!". Приезжал, правда - поисковики и красили этот памятник.

Как-то странно их теперь воображать какой-то закрытой кастой со спартанским уставом, романтическими героями с развевающимися на ветру волосами - как многим кажется издали. Романтика, доля приключений, даже определенный пафос - наверное, не без этого. Здесь еще другое что-то - желание прикоснуться к настоящему, сделать что-то настоящее?... «Пойти пиво попить в честь Победы, наклеить на машину лозунг - мне бы не хотелось так отдавать должное воевавшим. - говорит Митя. - А что мы можем сделать? Ухаживать за братскими могилами, принести к ним свежие цветы, заниматься поиском на месте сражений».

Мы прощаемся, разъезжаемся каждый своей дорогой.

В багажнике автомобиля - кости... Вроде, должно быть жутко. Но ощущение мирное. Такое, будто это возвращение домой: кто-то бережно, руками переберет эти останки, и солдаты вернутся в землю уже не чужаками, в муках, а - своими, в каком-то покое.

Перед глазами проплывает еще безлиственный весенний сияющий лес, чавкающие тропинки, отрытые одиночные окопы, а в ушах звучит голос Владимира Высоцкого:

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие как часовые.

Отражается небо в лесу как в воде,

И деревья стоят голубые.

А поисковики еще вернутся туда, за их товарищами, и, возможно, не раз.


*Поисковая экспедиция проходила рядом с поселком Белый, под Ржевом.

Фотографии Валерии Посашко.

Автор: ПОСАШКО Валерия

http://www.foma.ru/kogda-zvenit-zemlya.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерия Михайлова (Посашко)
Все статьи Валерия Михайлова (Посашко)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 11:27
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22