Светлое Воскресение в красках

0
324
Время на чтение 8 минут

Николай Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии

Очерк нашего философа кн. Евгения Трубецкого «Умозрение в красках» - давно классика. Бывший профессор Киевского университета Святого Владимира опубликовал эту работу в 1916 году, в разгар мировой войны, когда «вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем в настоящие дни обнажения мирового зла и бессмыслицы». Звучит, конечно, и в наши дни актуально. Зло не таится. Посвящена статья осмыслению феномена древнерусской иконы, раскрытию загадки кажущегося противоречия: «изумительной её жизнерадостности» и «присущего ей аскетизма». Тогда икона только-только «заговорила»: появились технологии, позволяющие за верхними слоями краски видеть живопись мастеров прошлых веков. Трубецкой показывает: у древнерусского художника «нет Пасхи без Страстной седьмицы, и к радости всеобщего воскресения нельзя пройти мимо животворящего креста Господня». «Радость эта выражается, - говорит Трубецкой, - не в словах, а в неподражаемых красочных видениях».

Каждый век - век борьбы за Русь. В ХIХ веке, в период чудесного расцвета искусств, решалось многое. При намерении отыскать более простые и доступные радости, не ведая животворящего Креста, происходили обрушения в драматургии иного порядка, потери высоких смыслов. Эта битва за высоту смысла видна и в теме воскрешения и Воскресения.

+++

Художественный дар Ильи Репина обнаружился, как это и обычно бывает, как клад, «случайно», когда он ребёнком взялся помогать матери расписывать пасхальные яйца. Потом мальчик учился в иконописной мастерской; с 15 лет участвовал в росписи церквей. Из безвестного захолустья Харьковской губернии, как и из любой другой губернии, таланту была открыта дорога в столицу великой православной империи. В свой час он поступил в Императорскую академию художеств; в 1871 ему предстояло выполнить дипломную работу. Темой стал евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира».

Это первое из трёх воскрешений, совершённых Иисусом Христом в Своей земной жизни, описанных в Евангелии. Репин рассчитывал на получение премии - золотой медали академии, которая давала право на шесть лет спокойной жизни за государев счёт за границей.

Об этой картине Репина, по словам Марии Голиковой, автора «Евангелие в живописи», говорили и говорят как о чуть ли ни лучшей дипломной работе за всю историю существования Академии художеств.

Но Репин не верил в реальность воскрешения, ему это было чуждо. У него был опыт переживания смерти сестры, и он эти переживания выплеснул на холст. Работая над картиной, он накачивал себя мраком Бетховенских страстей...

Он получил золотую медаль.

И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.

Одновременно с Репиным за написание картины на тему «Воскрешение дочери Иаира» взялся его ровесник, также выпускник академии и ученик же Павла Чистякова, также имея цель получить золотую медаль, - Василий Поленов. Оба они родились в 1844 году.

В.Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.

В отличие от Репина, Поленов не сомневался в евангельских истинах. «Я несказанно люблю Евангельское повествование, - писал он, - люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа». У него запечатлён момент, когда Христос протянул умершей девочке руку и сказал: «Девица! встань». И девочка очнулась, стала подниматься. Перед нами видение того, как это могло быть в действительности, да ведь так и было!

Василий Поленов также получил золотую медаль и право шесть лет учиться и путешествовать.

Этими двумя медалями как бы незримо ещё уравновешивались чашечки весов безверия и веры, Исторической России и её крушения.

У них и заграницы были разные.

Это 1871 год.

+++

Через 10 лет в столице православной империи во время Великого поста будет взорван русский император, помазанник Божий, Александр II Освободитель. Историческая Россия откликнулась скорбным стоном, предчувствуя надвижение ада. Этот молитвенный стон, кстати, выразился и в том, что во всех городах империи по искреннему почину горожан появились памятники-бюсты убитого государя.

В Петербурге на месте взрыва со временем воздвигся Воскресенский собор, Храм на Крови.

Воскресенский собор, Храм на Крови

Центральная наружная мозаика «Воскресение Христово» выполнена по эскизу Михаила Нестерова. В украшении этого собора-покаяния принимал участие и другой великий православный живописец - Виктор Васнецов, с которым Нестеров расписывал Владимирский кафедральный собор в Киеве.

В.М.Васнецов. Крещение князя Владимира

И фрески Владимирского собора - это битва за Святую Русь, за историческую память. Кисти великого Васнецова принадлежит в киевском соборе сюжет, пасхальная радость которого скрыта, неочевидна случайному взгляду - это «Крещение святого Владимира в Херсонесе». Дело в том, что крещение происходило 27 апреля 988 года - в Страстную Субботу, день страшный, в котором ещё эхом звучит евангельское: «Душа моя скорбит смертельно». Если видеть в образе великого князя Владимира всю Русь, Русь крестилась в канун святой Пасхи, в канун Светлого Воскресения, праздника, который стал главным праздником русского человека.

+++

Николай Гоголь завершает свои «Выбранные места из переписки с друзьями» статьёй «Светлое Воскресение» и говорит о нашей национальной особенности: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресенья. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней...»

Но и у нас уже не всё славно, и главного нет «чтобы в самом деле взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата, так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу, с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал. Еще сильней! еще больше! потому что узы, нас с ним связывающие, сильней земного кровного нашего родства, и породнились мы с ним по нашему прекрасному небесному Отцу, в несколько раз нам ближайшему нашего земного отца, и день этот мы - в своей истинной семье, у Него Самого в дому...» Гоголем обозначена болезнь человека, переставшего ощущать благодать Божию. Он мечтает: «Как бы этот день пришелся, казалось, кстати нашему девятнадцатому веку, когда мысли о счастии человечества сделались почти любимыми мыслями всех; когда обнять все человечество, как братьев, сделалось любимой мечтой молодого человека...»

Но мы знаем, что вскоре любимой мечтой станет переделка мира.

Илья Глазунов. Разгром Храма в Пасхальную ночь

Апофеоз этой переделки выражен в грандиозном полотне Ильи Глазунова «Разгром Храма в Пасхальную ночь». Ад вошёл в святой храм как продолжение сцены Страшного суда. Здесь комиссар с маузером с ненавистью сквозь очки взирает на Христа, он ввёл пса, которому на шею для глумления повесил георгиевский орден, здесь матрос со свиньёй, здесь девка, хвалящаяся своим распутством, весь «интернационал»... Здесь и офицер с перебинтованной правой рукой, которой он и перекреститься не может, не то что взяться за клинок. Но и здесь Святая Русь. Святые на фресках. И Сам Христос в торжественном сиянии Воскресения. Волна нечестии схлынет...

Не так давно Илья Глазунов, в своё время спасший от сноса Храм на Крови, побывал в Киеве и в интервью одному подлинно бульварному изданию на вопрос о его славянофильстве ответил: «Я не могу им быть по той простой причине, что русский. Славянофилом может быть француз, немец, вот Поль Робсон был, а я - нет...» И разъяснил корреспонденту: «Я не россиянин - я русский, а вы, дорогие читатели, мои братья: я великоросс, а вы малороссы. Гоголь, например, всегда называл себя русским: гений был, а самое мое любимое у него то, что запрещенное, - "Выбранные места из переписки с друзьями"»...

Павел Рыженко. Пасха в Париже

У ученика Глазунова - Павла Рыженко (1970 г.р.), глубочайшего современного живописца, есть полотно «Пасха в Париже». Торжественная служба происходит в какой-то мастерской, кажется, в гараже. На стенке, над столом с куличами, портрет Николая II, которого кто-то из присутствующих, ветеранов белого движения, когда-то наверняка хулил. Радость пасхальная на лицах. Жива Святая Русь, очнулась в парижском гараже.

+++

В ХIХ - начале ХХ вв. Пасхальная тема была широко отражена и в жанровой живописи. Здесь вспомним картину великолепного мастера, уроженца Киева, Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии» (1891) и полотно знаменитого одессита Кириака Костанди, его «Страстной четверг на Севере» (1904).

Кириак Костанди. Страстной четверг на Севере

И в их дивных работах присутствует космос. Но он ещё более очевиден в пасхальных картинах Бориса Кустодиева и Николая Рериха. Святая Русь - это живая гармония с космосом.

Борис Кустодиев. Крестный ход. 1915 г.

Николай Рерих. Русская Пасха

Новый век - новые постижения. Эта тема любима молодыми художниками...

Юлия Кузенкова. Пасха

Неринга Моргунова. Пасха

Людмила Архипова. Пасхальная ночь

+++

Евгений Трубецкой говорит, осмысляя живую силу русской иконы, противопоставляя её «разжиревшей трясущаяся плоти» зверя: «Чувство острой тошноты, которое я испытал при виде рубенсовских вакханалий, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая отталкивается иконой. Разжиревшая трясущаяся плоть, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать,- это то самое, чему прежде всего преграждают путь благословляющие персты. Но этого мало: они требуют от нас, чтобы мы оставили за порогом и всякую пошлость житейскую, потому что «житейские попечения», которые требуется отложить, также утверждают господство сытой плоти. Пока мы не освободимся от ее чар, икона не заговорит с нами. А когда она заговорит, она возвестит нам высшую радость - сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству».

А. Маковский. Пасхальный стол. 1915-1916 гг.

Пасхальная радость - гибель звериного царства.

В этот день с нами рядом Владимир Креститель и все святые с нами, Рублёв и Нестеров, с нами Мономах и Достоевский, вся великая история и культура с нами, потому что мы со Христом.

До конца времён с нами Светлое Воскресение.

http://odnarodyna.com.ua/content/svetloe-voskresenie-v-kraskah
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14