Светлое Воскресение в красках

0
306
Время на чтение 8 минут

Николай Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии

Очерк нашего философа кн. Евгения Трубецкого «Умозрение в красках» - давно классика. Бывший профессор Киевского университета Святого Владимира опубликовал эту работу в 1916 году, в разгар мировой войны, когда «вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем в настоящие дни обнажения мирового зла и бессмыслицы». Звучит, конечно, и в наши дни актуально. Зло не таится. Посвящена статья осмыслению феномена древнерусской иконы, раскрытию загадки кажущегося противоречия: «изумительной её жизнерадостности» и «присущего ей аскетизма». Тогда икона только-только «заговорила»: появились технологии, позволяющие за верхними слоями краски видеть живопись мастеров прошлых веков. Трубецкой показывает: у древнерусского художника «нет Пасхи без Страстной седьмицы, и к радости всеобщего воскресения нельзя пройти мимо животворящего креста Господня». «Радость эта выражается, - говорит Трубецкой, - не в словах, а в неподражаемых красочных видениях».

Каждый век - век борьбы за Русь. В ХIХ веке, в период чудесного расцвета искусств, решалось многое. При намерении отыскать более простые и доступные радости, не ведая животворящего Креста, происходили обрушения в драматургии иного порядка, потери высоких смыслов. Эта битва за высоту смысла видна и в теме воскрешения и Воскресения.

+++

Художественный дар Ильи Репина обнаружился, как это и обычно бывает, как клад, «случайно», когда он ребёнком взялся помогать матери расписывать пасхальные яйца. Потом мальчик учился в иконописной мастерской; с 15 лет участвовал в росписи церквей. Из безвестного захолустья Харьковской губернии, как и из любой другой губернии, таланту была открыта дорога в столицу великой православной империи. В свой час он поступил в Императорскую академию художеств; в 1871 ему предстояло выполнить дипломную работу. Темой стал евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира».

Это первое из трёх воскрешений, совершённых Иисусом Христом в Своей земной жизни, описанных в Евангелии. Репин рассчитывал на получение премии - золотой медали академии, которая давала право на шесть лет спокойной жизни за государев счёт за границей.

Об этой картине Репина, по словам Марии Голиковой, автора «Евангелие в живописи», говорили и говорят как о чуть ли ни лучшей дипломной работе за всю историю существования Академии художеств.

Но Репин не верил в реальность воскрешения, ему это было чуждо. У него был опыт переживания смерти сестры, и он эти переживания выплеснул на холст. Работая над картиной, он накачивал себя мраком Бетховенских страстей...

Он получил золотую медаль.

И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.

Одновременно с Репиным за написание картины на тему «Воскрешение дочери Иаира» взялся его ровесник, также выпускник академии и ученик же Павла Чистякова, также имея цель получить золотую медаль, - Василий Поленов. Оба они родились в 1844 году.

В.Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.

В отличие от Репина, Поленов не сомневался в евангельских истинах. «Я несказанно люблю Евангельское повествование, - писал он, - люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа». У него запечатлён момент, когда Христос протянул умершей девочке руку и сказал: «Девица! встань». И девочка очнулась, стала подниматься. Перед нами видение того, как это могло быть в действительности, да ведь так и было!

Василий Поленов также получил золотую медаль и право шесть лет учиться и путешествовать.

Этими двумя медалями как бы незримо ещё уравновешивались чашечки весов безверия и веры, Исторической России и её крушения.

У них и заграницы были разные.

Это 1871 год.

+++

Через 10 лет в столице православной империи во время Великого поста будет взорван русский император, помазанник Божий, Александр II Освободитель. Историческая Россия откликнулась скорбным стоном, предчувствуя надвижение ада. Этот молитвенный стон, кстати, выразился и в том, что во всех городах империи по искреннему почину горожан появились памятники-бюсты убитого государя.

В Петербурге на месте взрыва со временем воздвигся Воскресенский собор, Храм на Крови.

Воскресенский собор, Храм на Крови

Центральная наружная мозаика «Воскресение Христово» выполнена по эскизу Михаила Нестерова. В украшении этого собора-покаяния принимал участие и другой великий православный живописец - Виктор Васнецов, с которым Нестеров расписывал Владимирский кафедральный собор в Киеве.

В.М.Васнецов. Крещение князя Владимира

И фрески Владимирского собора - это битва за Святую Русь, за историческую память. Кисти великого Васнецова принадлежит в киевском соборе сюжет, пасхальная радость которого скрыта, неочевидна случайному взгляду - это «Крещение святого Владимира в Херсонесе». Дело в том, что крещение происходило 27 апреля 988 года - в Страстную Субботу, день страшный, в котором ещё эхом звучит евангельское: «Душа моя скорбит смертельно». Если видеть в образе великого князя Владимира всю Русь, Русь крестилась в канун святой Пасхи, в канун Светлого Воскресения, праздника, который стал главным праздником русского человека.

+++

Николай Гоголь завершает свои «Выбранные места из переписки с друзьями» статьёй «Светлое Воскресение» и говорит о нашей национальной особенности: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресенья. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней...»

Но и у нас уже не всё славно, и главного нет «чтобы в самом деле взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата, так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу, с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал. Еще сильней! еще больше! потому что узы, нас с ним связывающие, сильней земного кровного нашего родства, и породнились мы с ним по нашему прекрасному небесному Отцу, в несколько раз нам ближайшему нашего земного отца, и день этот мы - в своей истинной семье, у Него Самого в дому...» Гоголем обозначена болезнь человека, переставшего ощущать благодать Божию. Он мечтает: «Как бы этот день пришелся, казалось, кстати нашему девятнадцатому веку, когда мысли о счастии человечества сделались почти любимыми мыслями всех; когда обнять все человечество, как братьев, сделалось любимой мечтой молодого человека...»

Но мы знаем, что вскоре любимой мечтой станет переделка мира.

Илья Глазунов. Разгром Храма в Пасхальную ночь

Апофеоз этой переделки выражен в грандиозном полотне Ильи Глазунова «Разгром Храма в Пасхальную ночь». Ад вошёл в святой храм как продолжение сцены Страшного суда. Здесь комиссар с маузером с ненавистью сквозь очки взирает на Христа, он ввёл пса, которому на шею для глумления повесил георгиевский орден, здесь матрос со свиньёй, здесь девка, хвалящаяся своим распутством, весь «интернационал»... Здесь и офицер с перебинтованной правой рукой, которой он и перекреститься не может, не то что взяться за клинок. Но и здесь Святая Русь. Святые на фресках. И Сам Христос в торжественном сиянии Воскресения. Волна нечестии схлынет...

Не так давно Илья Глазунов, в своё время спасший от сноса Храм на Крови, побывал в Киеве и в интервью одному подлинно бульварному изданию на вопрос о его славянофильстве ответил: «Я не могу им быть по той простой причине, что русский. Славянофилом может быть француз, немец, вот Поль Робсон был, а я - нет...» И разъяснил корреспонденту: «Я не россиянин - я русский, а вы, дорогие читатели, мои братья: я великоросс, а вы малороссы. Гоголь, например, всегда называл себя русским: гений был, а самое мое любимое у него то, что запрещенное, - "Выбранные места из переписки с друзьями"»...

Павел Рыженко. Пасха в Париже

У ученика Глазунова - Павла Рыженко (1970 г.р.), глубочайшего современного живописца, есть полотно «Пасха в Париже». Торжественная служба происходит в какой-то мастерской, кажется, в гараже. На стенке, над столом с куличами, портрет Николая II, которого кто-то из присутствующих, ветеранов белого движения, когда-то наверняка хулил. Радость пасхальная на лицах. Жива Святая Русь, очнулась в парижском гараже.

+++

В ХIХ - начале ХХ вв. Пасхальная тема была широко отражена и в жанровой живописи. Здесь вспомним картину великолепного мастера, уроженца Киева, Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии» (1891) и полотно знаменитого одессита Кириака Костанди, его «Страстной четверг на Севере» (1904).

Кириак Костанди. Страстной четверг на Севере

И в их дивных работах присутствует космос. Но он ещё более очевиден в пасхальных картинах Бориса Кустодиева и Николая Рериха. Святая Русь - это живая гармония с космосом.

Борис Кустодиев. Крестный ход. 1915 г.

Николай Рерих. Русская Пасха

Новый век - новые постижения. Эта тема любима молодыми художниками...

Юлия Кузенкова. Пасха

Неринга Моргунова. Пасха

Людмила Архипова. Пасхальная ночь

+++

Евгений Трубецкой говорит, осмысляя живую силу русской иконы, противопоставляя её «разжиревшей трясущаяся плоти» зверя: «Чувство острой тошноты, которое я испытал при виде рубенсовских вакханалий, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая отталкивается иконой. Разжиревшая трясущаяся плоть, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать,- это то самое, чему прежде всего преграждают путь благословляющие персты. Но этого мало: они требуют от нас, чтобы мы оставили за порогом и всякую пошлость житейскую, потому что «житейские попечения», которые требуется отложить, также утверждают господство сытой плоти. Пока мы не освободимся от ее чар, икона не заговорит с нами. А когда она заговорит, она возвестит нам высшую радость - сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству».

А. Маковский. Пасхальный стол. 1915-1916 гг.

Пасхальная радость - гибель звериного царства.

В этот день с нами рядом Владимир Креститель и все святые с нами, Рублёв и Нестеров, с нами Мономах и Достоевский, вся великая история и культура с нами, потому что мы со Христом.

До конца времён с нами Светлое Воскресение.

http://odnarodyna.com.ua/content/svetloe-voskresenie-v-kraskah
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40