Русский рыцарь Палестины

0
217
Время на чтение 6 минут

«Без принятия неотложных энергичных мер достаточно будет немногих лет, чтобы Православие перестало существовать на земле, где воссияло Солнце Правды», - писал в 1881 году Василий Хитрово, создатель и бессменный секретарь Императорского Православного Палестинского Общества. Святая Земля была его великой, всепоглощающей любовью, а присутствие на ней Православия и Русской Церкви - главной в жизни заботой. Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь, - эти слова из книги пророка Исаии (62, 1) стали девизом Общества, и они же затем были вырезаны на деревянном могильном кресте Василия Николаевича Хитрово. Как раз на эту Пасху, 5 мая, исполнилось 110 лет со дня его смерти.

Книга, о которой пойдет у нас сегодня речь, издана к другой дате, уже прошедшей - к 130‑летию основания в России Палестинского Общества (1882 год); ее издало возрожденное Общество. Это только начало большой работы, первый том трудов Василия Николаевича с большой вступительной статьей Николая Лисового. И уже из первого тома читатель узнает много интересного - и не просто интересного, а очень важного для каждого русского православного человека - о Святой Земле и об истории русского присутствия на ней. А важно это потому, что Земля, по которой ходил Спаситель, для каждого из нас - еще одно Отечество, ничуть не менее дорогое и значимое, чем Россия.

Русские ходили ко Гробу Господню издревле, по некоторым данным - со времен святого князя Владимира, крестителя Руси. Ходили при всех последующих князьях и царях. Кто-то погибал в опасном пути, кто-то умирал, не выдержав его тягот. Но тот, кто возвращался, становился, по выражению Василия Хитрово, «драгоценным человеком»: послушать рассказы «поклонника» (слово «паломник» появилось позднее) о святынях и чудесах Палестины хотели все, рассказчик был более чем востребован до последних своих дней. Во второй половине XIX века число поклонников резко возросло: это было связано с изобретением железной дороги и пароходов, а также с возросшим авторитетом России на Востоке; как писал Хитрово, имя русского царя защищало паломника «лучше, чем прежде сотня магометанских стражей». Но именно в это время, точнее, в 1882 году, Василий Николаевич вместе со своими единомышленниками при духовной поддержке архимандрита Антонина (Капустина), возглавлявшего на тот момент учрежденную еще при Николае I Русскую Духовную Миссию, обращается к великому князю Сергею Александровичу и просит его встать во главе задуманного Палестинского Общества.

Впервые на Святой Земле Василий Николаевич оказался задолго до этого визита к великому князю. 37-летний преуспевающий чиновник министерства финансов, специалист по бухгалтерскому учету был тогда, возможно, более движим любознательностью, чем верой, но ночная молитва в Храме Гроба Господня поразила его: «... я почувствовал, как у меня закапали слезы, я упал на колени, все житейское было забыто - и я впервые понял, что значит молиться от всей души». С той поры Василий Николаевич посещал Палестину шесть раз, подолгу жил там и вник в ситуацию. Она оказалась очень сложной и в целом нерадостной. Святая Земля находилась тогда под властью Турции; существовали православный Иерусалимский Патриархат и упомянутая уже здесь Русская Духовная Миссия, но их возможности по многим причинам оставались крайне ограниченными. Зато католические и протестантские страны не жалели на эту Землю ни сил, ни денег: за этим стояло не только миссионерское рвение, но и политика. В своих статьях Василий Николаевич показывал масштаб деятельности католиков и протестантов среди арабского населения Палестины. И затем задавал вопрос: «Что же за это время делало Православие?». И подробно анализировал причины нашего «проигрыша», чем вызывал немалое недовольство сановных обывателей, для которых Святая Земля была - то же, что любая другая земля. (Василий Николаевич с горечью пишет об одном из русских консулов в Иерусалиме, который за несколько лет ни разу не побывал на Иордане, а на вопрос, почему же, ответил: «А что мне там делать?»).

К счастью - не только для него лично, но и для всех русских, стремившихся к Животворящему Гробу и к Вифлеемскому вертепу - Василий Хитрово нашел поддержку в Царствующем доме. Палестинское Общество получило наименование Императорского. Оно поставило перед собой три основные задачи. Первая и весьма насущная: помощь русским паломникам, защита их прав и обустройство их быта в палестинских землях. (Здесь надо подчеркнуть, что большинство русских поклонников составляли люди совсем не знатные и небогатые, чуть ниже мы к этому обстоятельству вернемся). Вторая задача Императорского Общества - поддержка Православия на Ближнем Востоке, просветительская работа среди арабского населения, учреждение православных школ. Третья - научно-исследовательская, в том числе и археологическая деятельность. Как и в каких масштабах все это делалось? Достаточно сказать, что если к моменту создания Общества в Палестине были только две православные школы, и те в Иерусалиме (об этом Василий Николаевич сообщает в статье «Православие в Святой Земле», включенной в первый том), то к началу ХХ века школ и учительских семинарий на этом пространстве было уже около сотни, все они содержались Обществом. За тот же срок в десятки раз возросло количество паломников, Василий Николаевич сам удивлялся этим показателям. Что касается науки, палестиноведения, - это была самая широкая деятельность, включающая архео­логические раскопки, сотрудничество с востоковедами разных стран, издательские проекты.

Как уже сказано, первый том Василия Хитрово содержит немало интересных фактов. За 13 лет, с 1883 по 1896 год, через странноприимные дома, учрежденные Императорским Обществом на Святой Земле, прошло, во-первых, ровно вдвое больше поклонниц, чем поклонников: простые русские женщины, крестьянки и городские мещанки добирались до Иерусалима по­одиночке или небольшими группами; немало шло и монахинь. А во-вторых, подавляющее большинство среди русских паломников составляли крестьяне: их было примерно в два с половиной раза больше, чем представителей всех остальных сословий, вместе взятых. Конечно, здесь нужно помнить, что крестьяне составляли и большинство населения России тоже: но это не делает менее удивительным и трогательным феномен крестьянского паломничества.

«Только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, - писал потомок старинного дворянского рода, выпускник Царскосельского лицея Василий Хитрово, - из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русского имеет в Палестине... Отнимите вы этого мужичка - и исчезнет «хаджи москов» - русский паломник, единственный, еще поддерживающий в Палестине русское влияние. Отнимите его - и Православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды». Замечательный путеводитель по Святой Земле, рассчитанный на самые широкие народные массы, «К Животворящему Гробу Господню» написан Василием Николаевичем от лица пожилого поклонника-крестьянина. Его рассказ очень подробен, по-народному прост и живописен. Я имела счастье побывать на Святой Земле и должна признаться, что при чтении рассказа-путеводителя «К Животворящему Гробу» к горлу моему не раз подкатывал горячий комок - от тоски, на которую обречен каждый паломник до конца дней своих. Тоска по Святой Земле возникает как бы помимо сознания, она или очень мало, или совсем не связана с непосредственными впечатлениями; причина ее не в них, а в том, что душа по природе - христианка: отсюда ее любовь к своей родине. Этой любовью продиктовано и проникнуто все, что делал Василий Хитрово. Мы просто любим, насколько можем, насколько вмещаем, а он именно делал, невзирая на массу препятствий и проблем, на непонимание и зачастую одиночество, о которых он писал в своих последних письмах - делал до конца дней своих.

Рыцарь Палестины был подлинным патриотом России, эти два чувства, две любви были для него неразрывны, как два полюса жизни. Он писал, что человека, побывавшего хотя бы раз во Святом Граде, «постоянно будет тянуть из дома в Иерусалим, из Иерусалима домой - до тех пор, пока, успокоившись, не достигнет он Горнего Иерусалима».

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 9 (485)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-05-08-00-02-32-ricar-palestini
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06