Традиции празднования Пасхи в Грузии

0
324
Время на чтение 7 минут
 
              

ქრისტე აღდგა!

Христос воскресе!

Праздник Воскресения Христова всегда отмечали в Грузии с особой торжественностью. Подготовка к Пасхе начиналась, как и везде, после праздника Входа Господня в Иерусалим. Страстную седмицу христиане Грузии проводят в посте и молитвах, семьями посещая все уставные богослужения. В некоторых регионах страны до сих пор сохранилась традиция «очищения огнем». В Великую среду вечером зажигают большой костер и прыгают через него, воспринимая это как символ очищения. В этот день все стараются исповедаться, чтобы причаститься в Великий четверг. Великий четверг особо осознается народом как день установления Евхаристии.

 
Великую пятницу православные Грузии глубоко переживают как самый скорбный и важный день года. В этот день не только не принимают пищу, но и не работают, весь день проводят в церкви. По окончании чина погребения Святой Плащаницы, вернувшись вечером домой, начинают готовиться к празднику.

В Великую субботу, рано утром, вокруг церкви обносят Плащаницу, после чего помещают ее в центре храма. В Великую субботу верующие обязательно соблюдают строгий пост; те, кто готовится к причастию на Пасхальной службе, не должны принимать пищу после 6 часов вечера.

В ночь Великой субботы, после 12 часов, совершается литания. Прихожане поздравляют друг друга фразой «ქრისტე აღდგა!» - «Христе агдга!», на что отвечают «ჭეშმარიტად აღდგა!» - «Чешмаритад агдга!»

 
Историк Вахушти Багратиони так описывает празднование Пасхи в древнем Грузинском царстве. После Пасхальной службы грузины поздравляли друг друга с великим праздником и устраивали малую трапезу с мясом и вином. Немного подкрепившись, они выходили во двор, и начинались различные игры-соревнования: стрельба из лука, игра с мячом, конные состязания. После этих игр католикос-патриарх, епископы, духовенство и народ по приглашению царя садились за великую трапезу. Во время праздника особая группа людей - «чона» (ჭონა) - ходила по домам и пела разные веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя, подобно «алило» - колядующим на Рождество. Их награждали красными яйцами, съестным, вином и деньгами.

Пасхальные яйца красили вечером Великой пятницы.

 

священник с мячок для игры в «лело бурти»
священник с мячок для игры в «лело бурти»
В наши дни традиции празднования Пасхи сочетаются с фольклорными обычаями. Немногие, правда, знают значение и смысл этих ритуалов. В Западной Грузии в Ланчхутском районе в селе Шухути в пасхальный день до сих пор играют в «лело бурти». Этому обычаю уже 300 лет. Игра очень азартна и зрелищна; мяч для нее шьют сами сельчане, его вес - 16 кг. Мяч хранится в храме, и на Пасху игру начинает священник, бросая мяч участникам состязания. Село делится на две команды: верхняя и нижняя Шухути. Игра похожа на регби, в ней разрешено любым способом овладевать мячом, правил почти нет. Раньше в игре принимали участие и женщины; к сожалению, сегодня в «лело бурти» играют только мужчины. Побеждает та команда, которая с мячом перейдет реку, что течет посреди села, и положит его на другом берегу. Победители ликуют и обходят всё село, принимая поздравления, а мяч относят на кладбище и оставляют там в знак уважения к умершим предкам.

В горных районах Пасха Господня почти в каждом селе празднуется по-своему. Например, в родном селе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Сно в этот день мальчики состязались в стрельбе из лука. Их возглавлял уважаемый старейшина села. Они обходили село с возгласами: «Христос воскресе!». После ответа: «Воистину воскресе!» - входили во двор, где угощались на трапезе. Обойдя село, начинали соревнование: стреляли из лука по мишеням, в качестве которых использовали крашеные яйца. Попавший в мишень первым считался победителем, его награждали особо.

В горных районах никогда не забывали об усопших и, собираясь на могилах, катали пасхальные красные яйца, говоря: «Христос воскресе!»

В южной Грузии после ночного Пасхального богослужения все расходятся по домам, а утром женщины пекут пасхальный хлеб в тандыре; этот хлеб является обязательной частью пасхальной трапезы. Мужчины готовят мясо - свиные окорока, специально отложенные для Пасхи. Традиционные вино и сыр, конечно, тоже присутствуют на столе.

Раньше жители Имеретии собирались на литургию с первым пением петухов: когда петух кричал, все уже были в храме. Этот обычай основан на евангельском рассказе. После окончания Пасхального богослужения всю ночь звонят в колокола, на улицах танцуют и поют народные песни.

В Самегрело Пасхальное богослужение начинается в 12 часов ночи. Храмы заполнены народом, по окончании литургии все вместе поют «Христос воскресе». С пением христиане расходятся по домам. Главным пасхальным блюдом является жареный целиком поросенок. На следующий день многочисленные родственники и гости, продолжая празднование Пасхи, снова поют «Христос воскресе». Тамадой выбирается самый уважаемый церковный человек, которому в знак почета дают голову поросенка.

 

Зедаше с вином
Зедаше с вином
Восточная Грузия имеет свои пасхальные традиции. В Кахетии Страстная пятница - единственный день в году, когда не положено пить вина - это считается большом грехом. После ночной Пасхальной службы кахетинцы отдыхают до утра, а утром начинают пасхальную трапезу. Для Пасхи сохраняют вино в особом кувшине, который называется «зедаше» (ზედაშე). На праздник кувшин открывают, часть вина жертвуется в храм для богослужения, а оставшимся угощают гостей на трапезе. Традиция «зедаше» имеет очень древние корни. В восточной Грузии были храмы, где кувшин для вина находился в течение года во дворе церкви, и прихожане постепенно наполняли его, а в праздник вместе пили это вино. Кахетинское застолье, по обычаю, длится очень долго; главное пасхальное блюдо - жареный барашек. Тамадой на трапезе часто выступает священник, поются пасхальные песнопения и народные песни. На всей Светлой седмице люди ходят друг к другу в гости.

Торжественность праздника Пасхи подчеркивается особенностями природы Грузии. В пасхальный день в Грузии всегда солнечно, вокруг все цветет, как будто и природа поет: «Христос воскресе!» Обычаи грузинского народа помогают всем вместе переживать ту большую радость и любовь, которые принес нам Воскресший Спаситель, делиться ими друг с другом. Ведь тот, кто не радуется воскресению Христа, не верит в это, - не верит вечному. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15: 19-21).

 

Пасхальное богослужение. Тбилиси, Грузия
Пасхальное богослужение. Тбилиси, Грузия

             Шио Отарашвили

P.S. Дни с Великого четверга до понедельника Светлой седмицы включительно в Грузии государственные выходные.

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/61348.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29