Когда нет ни «других», ни «чужих»

0
207
Время на чтение 5 минут

Недавно я говорил с одним очень симпатичным мне человеком. Я бы, пожалуй, даже так сказал: человеком близким и единомысленным. На многие важные вещи мы смотрим с ним очень схоже, легко находим взаимопонимание. И, конечно же, человек он верующий, добрый христианин. И вот в беседе проскользнуло такое:

- Я посмотрел, что он слушает и какая музыка ему нравится (речь шла о некотором моем знакомом), и понял, что мы с ним вряд ли найдем общий язык.

Я возразил: не стоит заключать о том, каков человек, лишь на основании его музыкальных пристрастий: ими его личность не исчерпывается, не определяется всецело. Но в глазах увидел скепсис: слова мои его не убедили.

А несколькими днями позже был по делу в одном, назову это так, офисе. Там встретил женщину, с которой достаточно давно и хорошо знаком. Верующую тоже, разумеется, церковной жизнью живущую. Успешную при этом. Пришли мы вместе с другой женщиной, с которой у нас было общее дело. И вот знакомая моя проводила ее таким взглядом... Исполненным недоумения и даже ужаса какого-то. Что обусловило этот взгляд? Ничего особенного. Не та одежда, не та прическа, которые, с ее точки зрения, моей спутнице подошли бы, а значительно более простые.

 

И как-то неприятно это все отозвалось в сердце и вновь заставило задуматься о том, к чему и так то и дело подталкивает, с чем лицом к лицу сводит жизнь: о «других».

Кто это такие? Инопланетяне, пришельцы, захватчики иноземные? Да нет. Просто - другие... То есть не такие, как я, как вы, как он, как она, как они... Другие, потому что их что-то отличает, потому что мы с ними в чем-то не согласны, потому что они иначе выглядят, думают, двигаются, говорят. Кто-то «другой» для нас, для кого-то «другие» мы сами...

Точно линии какие-то невидимые прочерчены по всему миру - то четко, в определенном порядке, то, наоборот, беспорядочно, хаотично - и делят они его на группы, на части, частички, на союзы, общества, компании, на своих и чужих. Разобщение это плохо. Оно - зло или следствие зла, как разделение языков следствие строительства вавилонской башни, неудавшегося штурма небес. Но оно данность, так же, как и падшее состояние мира данность, и многое, что этим обусловлено.

Только вот горький и болезненный вопрос: почему нам и в Церкви не удается это разобщение преодолеть, хотя вера у нас одна, и цели должны быть одни, и жизнь одна? Или нет... Почему не удается, понятно, потому же: столь и мы, христиане современные, несовершенны, столь немощны, что сил на очевидно необходимое недостает. Скорее, так надо спросить: почему мы чаще всего и не считаем даже, что в этом преодолении есть необходимость, почему миримся с этим делением на «за» и «против», «мы» и «они»?

Да потому, что мы и правда все очень разные! Кто-то готов не только левую щеку под удар подставить, но и правую, до того, уже подставляет. А кто-то искренне убежден, что врагов Православия надо бить, бить и бить! Кто-то видит во всем, что только есть в мире доброго, действие десницы Божией, Его премудрость, Его удивительный замысел. А кто-то и смотреть на красоту мира не желает: он ведь во зле лежит. Весь. Без изъятия. А как же иначе думать? Кто-то читает святых отцов и научается у них искусству духовной борьбы, а кто-то читает их же и на основании этого чтения предельно точно и жестко выносит суд о немощах и недостатках ближних своих.

 

Разные... И вследствие этой разности мы часто испытываем чувство отчужденности от «не таких, как мы». А порой ощущаем даже что-то похожее на враждебность по отношению к ним. И с их стороны - по отношению к себе.

И это кажется настолько естественным, настолько привычным, что можно, конечно, переживать по этому поводу, можно тяготиться этим, но что-то изменить... Как? Да и зачем?

Затем, что нельзя смотреть на человека как на совокупность каких-то определенных, знаковых признаков, как на сумму качеств, привычек, пристрастий, стремлений, желаний. Или нет... Можно, конечно, никто не отнимает у нас этого права. Но только такой взгляд будет слишком не похож на взгляд Того, Кто нас сотворил. И мы, так смотря, будем на Него совсем не похожи. Будем по отношению к Нему - другими...

Какой же у Него взгляд, как смотрит на нас Он - какими бы мы ни были, что бы ни делали, как бы ни жили? Глазами любви, которая все покрывает, стирает все границы, преодолевает все препятствия. Для Него чужих, не Своих нет, нет отверженных, презираемых, изгнанных, но все - званные.

И как научиться - так смотреть, так чувствовать, так относиться? Ведь невозможно же!.. И правда - для нас невозможно. Наверное... Но Господь по временам Сам, туне подает нам такую способность, сподобляет переживать такое состояние, и тогда становится вдруг понятно - как. А уж забыть это, утратить обретенное понимание или же бережно, словно драгоценность, хранить его всецело от нас зависит.

И мне вот память по временам предлагает... Праздник какой-то, а на душе так тяжело... И один не так все делает, и другой обо мне что-то не то говорит, и этот не так смотрит. И вообще... И литургия уже отслужена, и «Христос посреди нас. - И есть, и будет» сказано неоднократно, а внутри никакого мира, только огорчение, досада, скорбь. Выходим на праздничный молебен. И вдруг... Вдруг одна-единственная мысль, мгновенно соединившаяся с чувством сердца, все разом изменяет: «Мы разные, нас многое разделяет, но есть и то, что объединяет нас. Точнее - Кто. И Он неизмеримо больше всего разделяющего». И уже нет ощущения разобщенности, нет огорчения и досады. Есть иное: вокруг - братья, не другие, не чужие, а такие же, как ты, и вы - единое целое. И так хорошо на душе!

И еще помню. Скончался один из священников нашей епархии, настоятель большого храма, достаточно молодой человек. И я в числе прочего духовенства нашего принимал участие в его отпевании. А ведь жизнь какая? - С одним собратом по служению по одному поводу недоразумение какое-то вышло, с другим - по другому. От кого-то я чего-то требовал по своему епархиальному послушанию, другой сам от меня чего-то ему нужного не дождался. И невольно совсем не ко времени приходит все это на ум. И опять какая-то немирность на сердце.

Но начинаем молиться. И снова - мысль только лишь, и все меняется! Рядом со мной пожилой протоиерей, и я думаю: «Вот, ты иногда за что-то досадуешь на него, а кто знает - может и над его гробом так же будешь когда-нибудь стоять и молиться об оставлении его грехов... А может, не ты над его, а он над твоим - Господь ведь один знает, когда, в какой момент призвать каждого из нас к Себе». И та же легкость, то же удивительное чувство единства, общности - на этот раз перед лицом смерти.

 

Смерти, которая именно в этот момент не кажется ни уродливой, ни страшной. Почему? Наверное, потому что все для тебя сейчас родные, чужих нет. И для Господа, Владыки жизни и смерти, ты тоже не чужой...

Такие маленькие, но бесценные опыты складываются потихоньку в копилку сердца. И ты пользуешься ими, когда нужно оживить страстями помраченную, бытом заеденную душу. Они для нее как свет, как лекарство. И если ты не забываешь, не утрачиваешь их, то Господь обязательно со временем обогащает тебя новыми - простыми, но столь необходимыми чудесами и откровениями.

http://www.pravmir.ru/kogda-net-ni-drugix-ni-chuzhix/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06