Радость быть священником

О «Записях» священника Александра Ельчанинова

0
235
Время на чтение 5 минут

«Я получил письмо от о. Сергия Б. (Булгакова.- М.Б.), где он настойчиво советует мне принять священство. Я был поражен. Сначала мне стало страшно, как бывает страшно, когда почувствуешь судьбу, рок. Я понял сразу, что это невозвратимо, что это моя судьба. В другом я, может быть, пытался бы обойти ее, но тут я почти не колебался - я пошел навстречу, и тогда стало так радостно и ясно на душе...»

Адресату письма, Александру Викторовичу Ельчанинову, было сорок пять лет. Жить оставалось не так долго: в 53 года он тяжко заболел и скончался. Но эти восемь священнических лет оказались плодотворными - настолько, что не только он сам, не только те, для кого он был пастырем и духовником, но и мы по сей день питаемся их плодами.

К сорока пяти годам Александр Ельчанинов повидал немало. Он родился в 1881 году; дворянский род Ельчаниновых известен с XIV века, все мужчины в этом роду были военными. Рано оставшийся без отца Александр вырос в Грузии, учился во второй Тифлисской гимназии; его одноклассниками и близкими друзьями были Павел Флоренский и будущий философ Владимир Эрн. Окончив гимназию с золотой медалью, Александр Ельчанинов поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Впоследствии он принимал самое активное участие в интеллектуальной и духовной жизни Серебряного века, был первым секретарем Московского религиозно-философского общества, писал исторические статьи. После военной службы, вернувшись в любимую Грузию, Александр Викторович с головой ушел в педагогическую деятельность, которая была, конечно, его призванием, но - первым; ступенью к призванию высшего порядка, к священству. Он служил учителем, а затем директором знаменитой Тифлисской гимназии, созданной генерал-майором Генерального штаба Владимиром Левандовским. Об этом учебном заведении нужно, наверное, рассказывать отдельно; скажу лишь, что его называли школой радости и свободы. Дочь генерала Левандовского Тамара стала супругой Александра Ельчанинова, впоследствии матерью троих его детей и бабушкой двенадцати внуков. Во время Гражданской войны Ельчаниновы работали в Американской благотворительной организации, спасавшей в России голодных. В 1921 году, когда советская власть подступила к Грузии, они с годовалой дочкой покинули Батум на последнем пароходе, уходившем в Константинополь. Эмиграция, непростая жизнь во Франции, преподавание русского языка и истории детям эмигрантов. И наконец - то самое письмо от протоиерея Сергия Булгакова.

«На старых путях (педагогика, лекторство) мне было уже нечем жить, на новом пути я оживаю, возрождаюсь снова», - так пишет отец Александр о своем позднем, зрелом священстве. И еще: «До священства - как о многом я должен был молчать, удерживая себя. Священство для меня - возможность говорить полным голосом».

Книга с простым названием «Записи» вышла уже после смерти отца Александра, стараниями его вдовы Тамары Владимировны. Это действительно записи, своего рода дневник; автор не собирался его публиковать. И уж тем более не предполагал, что эти записки выдержат десяток изданий в одной только Франции, а затем будут настолько востребованы в России. Их читали в эпоху принудительного безбожия - тайком, перепечатывая на машинках; их принялись издавать в первые годы свободной жизни, их периодически переиздают до сих пор. В том, что спрос на ельчаниновские записки не падает, легко убедиться, позвонив в книжный отдел епархиального склада: «Завозим периодически. Разбирают. Сейчас вот нет».

Я читала Ельчанинова, как и многие, в самом начале своего пути к Церкви. Труды средневековых монахов-аскетов были нам, тогдашним, просто не под силу - мы не могли соотнести их опыт со своей повседневностью, со своим миро- и самоощущением. А крохотные главки (отдельные, часто спонтанные, не связанные меж собой записи) отца Александра давали нам - даже не неофитам, а только еще ищущим непреложного смысла людям - почувствовать глубину, увидеть Истину, понять, что такое Церковь. Неким чудесным образом они попадали точно в цель, в нашу проблемность, недостаточность; отвечали на вопросы, которые мы, может быть, еще и не сформулировали для себя. Потому мы вздрагивали, читая: «Счастье не есть самоцель; оно - производное от правильной жизни. Будет правильно построена жизнь - будет и счастье, а правильная жизнь - это праведная жизнь».

Ельчанинов читался быстро, но задуматься заставлял надолго, подчас на годы. «Человек, отвергающий свое родство Богу, отказывающийся от сыновства Ему - не настоящий человек, ущербный, только схема человека...» - читала я и пыталась понять: что в данном случае значит - схема? Почему - схема? Ну конечно, схема, не воплотившаяся, не реализованная, совсем не для того начерченная, чем живешь. Не отсюда ли - постоянное чувство беспокойства, вины, неудовлетворения собой? Ведь - дочитаем запись до конца - «...это сыновство - не только дается нам как дар, но и задается, и только в выполнении этого задания, в сознательном облечении себя во Христа и Бога может быть полное выражение и расцвет каждой человеческой личности».

Немало страниц перевернула жизнь - с тех пор, как я купила эту книжку, одно из первых в новой России легальных изданий Ельчанинова; и я сама, и моя жизнь стали совсем другими, но отец Александр по-прежнему приходит мне на помощь. Иногда его лекарство бывает горьким: «Неврастения, нервность и т.п., мне кажется, просто виды греха и именно греха гордости. Самый главный неврастеник - дьявол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?». А иногда он поддерживает, спасая от смятения или даже уныния: «С делами внутренними всегда плохо; не дай Бог, если мы увидим в один прекрасный день, что у нас в душевном хозяйстве все прекрасно». Вернувшись с похорон человека, который был мне очень дорог, я снова нашла на полке «Записи» - и отец Александр помог мне воспринять смерть как событие духовное, как встречу с Вечностью.

Ельчанинова обязательно нужно читать семинаристам, будущим пастырям - он многое поможет им понять вовремя: «Какая радость быть священником!.. Священство - единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе самой серьезной стороной и где ты все время живешь всерьез».

Однако же это не только радость: у отца Александра немало заметок горьких. Теплохладность, поверхностное и легкомысленное отношение ко греху, сведение Православия к народной традиции, к ностальгии - все это он наблюдал у своей эмигрантской паствы, и отнестись к этому «философски», «стоически» - не мог: «Равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие».

Прирожденный педагог, отец Александр оставался таковым и в священстве тоже: очень много работал с молодежью, считал это одной из первых своих задач. Очевидцы вспоминали потом, как менялись лица у легкомысленных, казалось бы, мальчиков и девочек, когда они слушали этого батюшку. На что они так реагировали? На строгость и «грозность»? По свидетельству тех же очевидцев, этого в отце Александре не было. Наверное, на подлинность, на искренность и прямоту.

Друг отца Александра, священник и ученый Павел Флоренский провел десять лет на Соловецкой каторге и затем был расстрелян. Для отца Александра залитое кровью Отечество было «Россией чудес, подвигов и мученичества». «Нам надо быть в постоянной связи с Россией»,- писал он.

«В нашей эмиграции есть и такая точка зрения, что в России только мрак, кровь и грязь, что искру истины спасла только эмиграция. Психология варягов, ожидающих призвания вернуться и зажечь огонь во мраке. Пока здесь есть такие настроения, мы не смеем вернуться туда, где люди кровью отвечают за свою веру и за всё, что мы тут имеем даром, о чем "разговариваем", но чем мало живем».

Отец Александр в Россию вернулся - после смерти, да, но с полным правом и во всей полноте своего пастырского дара. И оказался здесь очень нужен.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета "Православная вера", № 8 (484), апрель, 2013 г.


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-04-30-00-00-00-radost
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26